Роль и влияние социальной среды в формировании и воспитании безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
Значительное место в формировании безопасности поведения человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Первый жизненный опыт ребенок получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образом для всего последующего поведения ребенка и подростка, но и фактором подавления его изначально более ярко проявляющихся индивидуальных биологических потребностей. Известно, что пищевая, двигательная, познавательная и другие потребности могут быть детерминированы членами семьи. Ребенка зачастую кормят тем, что он не хочет или не любит, подавляют его двигательную и познавательную активность, направляют его потребность в сторону более предпочтительных интересов других членов семьи.
В дальнейшем превалирующее влияние на мотивацию его поведения может оказывать социальная среда ровесников или средства
массовой информации и др. Попав под влияние социальной среды, не имея сил или не умея оказать ей сопротивление и отстоять свои интересы, в основе которых первоначально всегда лежат биологические потребности, молодой человек может отдавать предпочтение факторам, приводящим к разрушению его здоровья, что постепенно прочно закрепляется в его поведении и формирует образ жизни, изменить который бывает довольно трудно.
Это касается факторов, вызывающих биологическую и психологическую зависимость. Первоначально эта зависимость не была биологически детерминирована и сформировалась под влиянием социальной среды: моды, рекламы, имиджа взрослого и других факторов, но в последующем химические компоненты, входящие в состав табака, алкоголя, наркотиков, пищи, и другие вещества становятся для организма его извращенной биологической потребностью, неудовлетворение которой нарушает нормальное течение его жизнедеятельности, что и формирует психологическую и физическую зависимость от этих веществ, а следовательно, организм начинает испытывать непреодолимую тягу к ним.
Важное направление деятельности в сфере образования, связанной с сохранением жизни и здоровья населения, - обучение безопасности и защите жизнедеятельности, т.е. правилам поведения в экстремальных ситуациях, когда для сохранения жизни и здоровья людей необходимы немедленные действия и нет времени для раздумий по поводу принятия решения и выработки программы поведения.
В экстремальных условиях внешней среды при наличии дефицита времени, когда человеку необходимо действовать быстрее, его поведение становится инстинктивным или автоматическим, и последовательность выполняемых действий находится на уровне подсознания.
Программа выживания жестко задана генами и осуществляется автоматически на основе принципа саморегуляции, т.е. на бессознательном уровне. Это жизненно необходимо, так как если бы человек в сложной ситуации останавливался и обдумывал программу своего поведения, его смог бы съесть любой голодный хищник. Первоначально эта программа связана с поведением (деятельностью) матери, а далее по мере роста начинает расширяться и охватывать другие области деятельности, определяя самостоятельно, что опасно для жизни, а что нет.
Приобретенная программа поведения закрепляется случайно: в результате совпадений возникающей потребности, раздражителя и его подкрепления. Это приводит к ликвидации потребности и образованию новых условно-рефлекторных связей. Далее на их основе и в зависимости от вида прикрепления формируются свойства характера:
у одних - храбрость, любознательность, стремление к исследованиям, а у других - робость и замкнутость. На первых этапах развития и становления личности поведение ребенка напоминает роботов, не умеющих анализировать и программировать свое поведение. Такое бессознательное поведение осуществляется автоматически, без участия мыслительной способности. Формируется такое поведение еще до того, как ребенок осваивает речь. Очень часто достичь самосознательного мышления, т.е. способности составления своей собственной программы поведения, так и не удается.
Социальные потребности отличают человека от животного, и его поведение под их влиянием в процессе жизни значительно социализируется, т.е. подчиняется требованиям социальной среды обитания. Если социальные потребности часто и длительно доминируют в ущерб биологическим, нарушаются процессы жизнедеятельности организма и в конечном итоге возникают различные заболевания и даже гибель. С этих позиций поведение, которое в большей степени направлено на удовлетворение социальных, а не биологических потребностей, можно считать поведением неразумного человека, подвергающего свою жизнь и здоровье опасности. Именно поэтому здоровый образ жизни следует трактовать как поведение, направленное на рациональное удовлетворение биологических и социальных потребностей.