Критериальное дерево и сущностный аспект личности

Любой кибернетик знает, что для сложных систем, естественных или созданных искусственно, совершенно независимо от нас существует целое дерево критериев, согласно которому системы как создаются, так и функционируют. Систем без критериев функционирования не бывает. Все существующие жизненные системы тоже имеют свое дерево критериев, видеть которое нам не дано, но ощутить его работу или даже измерить какую-то его сторону можно.

На основе своих размышлений, своего и чужого опыта я пришел к выводу, что в человеке, в его личности должны очень ярко присутствовать семь субличностей, чтобы он ощущал себя более или менее “в своей тарелке”. Каждая субличность соответствует своему обобщенному критерию, каждый из которых, в свою очередь, естественным образом разбивается на все более мелкие, проявляющиеся в определенных ситуациях или состояниях.

Критерий задает вполне определенное качество отношений в системе, или модальность. Легче всего действие критериев, которые человек выбрал для себя, можно проверить по тем состояниям души, которым он подвержен, так как состояния полнее всего отражают целостность организма. Следовательно, состояния дают нам представления о действии обобщенных критериев в организме. Именно через состояния мы понимаем качество наших отношений: “люблю - не люблю - ненавижу - равнодушен”, “добро - зло - агрессия - милосердие - добросердечие”, “понимаю - не понимаю - пустой смысл” и так далее.

Хочу предупредить особо рьяных читателей, которые часто подвергают критике то, что не сразу понимается. Дать одномерное определение каждой из субличностей нельзя, и я считаю, что это вопрос достаточно принципиальный, потому что каждая внутренняя личность человека - это тоже он сам со всеми его болями и страданиями. Меняются интересы, переносятся акценты на разные средства достижения целей, меняется энергетичность действия, но основа, или ядро личности - индивидуальность или сущность, - остается практически без изменения.

Поэтому, когда я говорю о разных сторонах личности как о субличностях, я всего лишь отдаю дань идее Ассаджиоли. На самом деле речь, конечно же, идет скорее не о личностном аспекте человека, то есть внешнем, а о его сущностном, внутреннем, наделенном проявленным сознанием. Но, как известно, все сущностное проявляется через внешние формы. Такой внешней формой выделяемых мною сторон нашей сущности и является субличность как уменьшенная в каком-то сознательном представлении копия личности, ее двойник, о котором и шла речь выше.

Что же такое двойник Я?

Под понятием двойника человека я буду понимать одновременно и сущность, и субличность, то есть и ядро индивидуальности и форму ее проявления.

Каждый наш двойник отражает собой определенную нашу сторону. Иногда два двойника характеризуют два совершенно противоположные качества натуры, характера, личности в целом, проявляющиеся в разных жизненных ситуациях противоположным образом. Но человек является необычным объектом Природы, таким, что у некоторых бывают лишь отдельные случаи, а у других - так вся жизнь, когда противоположные субличности существуют одновременно. И тогда в человеке возникает насущная потребность выбора, сделать который иногда ему не под силу, ибо он оказывается не силен в критериях отбора вариантов собственной жизни. Два противоположных двойника начинают вести внутри человека борьбу, которая часто выливается в борьбу не на жизнь, а на смерть. И действительно, их противоборствование почти всегда приводит к болезням, к кризисам, к потере интереса, воли и смысла жизни.

Отражением этой личностной картины можно считать и жизнь общественную.

Семь Я

Выделенные мною субличности я сгруппировал по качествам, которые определены критериями их существования и критериями существования человека в его целостном восприятии Жизни. Согласно этим критериям каждая субличность внутри одной личности отвечает за какую-нибудь конкретную сторону жизни человека.

Еще раз напомню, что, по моим представлениям, человек счастлив тогда, когда критерии, которым соответствует его жизнь, совпадают с критериями Жизни как Божественного проявления Жизненной Силы и Жизненного Потока. Последние даны нам в Этике Духовных Учений.

Наши способности заключены в семи субличностях, которые по-другому можно назвать Двойниками.

Кому поклоняться

Я связываю самый главный - глобальный - критерий Жизни с той стороной нашего существования, которая в сознании человека отражается субличностью, названной мною как:

Судия-Вершитель, Бог-Любовь, Пророк-Диагност, Духовный Подсказчик, Высший Критерий.

Основное состояние, с которым соотносится эта субличность, - хорошо понимаемый контакт с Богом как сильнейшее чувство Любви, идущей отовсюду; отчетливое ощущение помощи Океана Жизни, знание смысла своего существования и смысла Природы.

Противоположное состояние: абсолютное, ледяное молчание Бесконечности, отчужденность мира или даже его ненависть.

Соотносится в нашем понимании с любовью, удовольствием, наслаждением. Во многом упрощенно связывается с желанием и потребностью. На самом деле ощущение этой субличности в себе несет ответ на вопрос: “Ради чего самого святого живет человек?”

Если нет ее в нашем сознании, то служить можно дьяволу, черту, ненависти и не замечать этого. Другое даже в голову не придет. Можно жить ради детей, ради мужа или любимой, ради земных благ, ради служения идеи. Много подобных “ради чего” можно изобрести, но если в душе не господствует Дух Господа Бога, она постоянно будет напряжена негативно. Именно в душе встречаются два потока критериев: Высшие Духовные и те, которые мы принимаем за критерии жизни. Именно там происходит оправдание нашей жизненной игры. И если это игра для себя или для своей корпорации, маленькой или большой, значит, славишь ты не Высшее.

Почему так важно чувство самого высшего в душе человека? Потому что только самое Высшее дает ему максимальное ощущения близости к Богу. Мы наилучшим образом встраиваемся в мир, и для нас оптимальнейшим выходом будет любой выход из трудных ситуаций.

Откуда радость

Критерием этой субличности является бесконечность во всем. Для оптимиста бесконечность видится в безграничности познания и радости, для пессимиста - в ограничении всего, особенно позитивного. Критерий чуда, желаний и удивления:

Мистик-Ребенок, Вера в чудо, Открыватель Мира, Радость-Ян.

Основное состояние: открытость миру, искренность и радость как излучение; ощущение веселой и положительной игры от жизни. Доброта и добросердечие.

Противоположное состояние: крайний эгоизм и эгоцентризм, игра с выигрышем для себя. Страх за потери.

Более всего соотносится с верой и интересом, исследовательским даром и тягой проникновения в тайну, метафизикой и парапсихологией.

Вера в чудо - вот главное в этой субличности. Но эта вера переплавляется в состояния, которыми мы управляем. В зависимости от нее мы можем представить и ощутить себя погруженными в Бога или в другое состояние: Бог есть Любовь, а ненависть - болезнь, которую можно лечить самому и быстро.

И если первая субличность обладает возможностью распоряжаться нашей жизнью и ее продолжительностью, как будто имеет доступ к выключателю ее с той стороны двери Жизни, то состояния дают уже нам возможность распорядиться качеством своей жизни. Первое говорит нам о том, что мы пока еще живем в сумасшедшем доме, и потому не имеем права на самоубийство. Второе - что даже жизнь в сумасшедшем доме можно сделать по своему усмотрению приемлемой.

Неличность или параноик?

Если человек не хозяин себе, он превращается в раба. Критерий хозяина на Земле, которому до всего есть дело отражается в этой субличности, название которой:

Царь-Воля, Родитель-Властелин, Действие-Ответственность, Обучение-Умение, Правила-Инструкции, Воля к Жизни, Генерал-Солдат, Ян-Жизненный Поток.

Основное состояние: ощущение достижимости цели, безостановочного результативного движения, беспредельной легкости и полного соответствия законам мира. Проявление максимального интереса.

Противоположное состояние: полнейшая апатия и потеря интереса; равнодушие как полностью блокирующий любые движения, желания и мысли механизм чужеродного свойства.

У людей эта субличность соотносится с волей. Если ее нет, то человек становится лишь подобием отражения, растением, которое продолжает жить лишь по инерции. Если же ее слишком много, человек теряет человеческий облик по-другому: любое средство может быть оправдано в его сознании, если только речь заходит об оправдании. Чаще всего до этого не доходит.

Как управлять волей и верой? Что дает эту возможность? Ответ может показаться слишком простым: понимание, осмысление, восхождение по смыслам.

Ощущение любви

Критерий этой субличности - Красота.

Критерий соответствия голосу Природы и голосу Души, поиска для ощущения полноты жизни, разнообразия:

Камертон-Гармонизатор, Синтезатор-Жизнь, Эталон- Музыкант, Энергия-Здоровье, Поиск-Спонтанность (Поиск-Иррациональность).

Основное состояние: мировая гармония, жгучее желание жить в объединении с мировой гармонией; ощущение мира, наполненного героической и нежной музыкой, избыток чувств.

Противоположное состояние: сводящая с ума какафония и бестолковость всего, что вокруг и внутри, уродливость; ощущение действия в жизни фатального случая, который разрушает.

Более всего соотносится с душой человека, которая взвешивает и сравнивает между собой критерии Высшей Духовной Этики и критерии, принятые человеком за основные. Голос души - это состояния организма, сознания. Состояния же есть проекция целостности.

Ощущение Любви заполняет всего человека, каждую его клетку тела и клетку сознания. Чувство красоты и гармонии заставляет человека понимать Любовь Природы. Учиться слышать голос Красоты необходимо. Ибо иначе так просто превратиться в монстра!

Смирение

Критерий Ценностей Жизни, непрерывного поиска для процесса осмысления, Критерий исследователя и отбора вариантов:

Творец-Мудрец, Мыслитель-Ученый, Поиск-Рациональность, Юморист-Писатель.

Основное состояние: ощущение познаваемости мира и любви, наличия смысла и критериев Жизни, выхода из любого положения и уверенности в совершенствовании мира.

Противоположное состояние: мизантропия как человеконенавистничество и превосходство сатанизма; первенство агрессии и разрушения.

Более всего соотносится с разумом, сознательным началом в человеке. Но почему же я назвал этот раздел “Смирение”? Не ошибся ли? Нет, не ошибся. Потому что именно разум, который ищет выход всегда, в самых крайних ситуациях, способен на истинное смирение, ибо он понимает, что есть два пространства Жизни: то, что дано нам для принятия самостоятельного решения, и то, куда нам вход воспрещен. Знание границы дается мудрецу, уверенность в выходе дается юмористу, но и то, и другое познается в постоянном исследовании и изучении.

Знание будущего

Критерий тоски, страданий, честности и совести:

Одиночество, Одинокий Путник, Поэт-Возлюбленный, Прогноз-пророчество.

Основное состояние: контакт с Богом, безграничное доверие и доверчивость в прекрасном в отношении всех, идеал поэтичности мира, наслаждение душевными переживаниями. Ощущение необыкновенной силы души. Страдания как трамплин для роста своей и чужой души.

Противоположное состояние: лавина тоски и печали, бесконечные муки души и сердца. Чернота мыслей и могильный холод потусторонней жизни. Страх за жизнь.

Более всего соотносится как бы с частью души, которая связана с отсутствием или присутствием информации о будущем. Будущее дается многим. Но понять его голос трудно. Кто подает этот голос?

Сила прогноза

Критерий творца-материалиста, накопителя. Критерий тела и усвоения Жизненной Силы:

Добытчик-Материалист, Бизнесмен-Хитрец, Психолог тела, Изобретатель, Инь-Жизненный Поток.

Основное состояние: удовлетворение от созданных материальных благ, ощущение способности накапливать их большие объемы и оперировать ими. Чувство Игры Природы с Выигрышем для Всех.

Противоположное состояние: презрение к материальному, к телу; непризнание Жизненного Потока как довлеющей структуры над человеком, несамостоятельность в жизненных вопросах.

Более всего соотносится в нашем понимании с личностью человека, то есть с его видимой другим людям стороной, то есть с телесной, внешней. Но внутри себя отражает наше самочувствие, связанное с состоянием телесного здоровья, насыщенность энергией и Жизненной силой.

И снова тот же самый вопрос: а не ошибся ли я, давая такое название разделу? Нет, не ошибся. Потому что сила прогноза проявляется в качествах жизни и в ее достижениях. Именно сама сила, но не появление прогноза. Использовать можно и чужой прогноз, не обязательно свой. И некоторые люди прекрасно это показывают. Но знания еще не дают возможности их реализации. Нужно еще что-то дополнительно. Что? Трудолюбие, положительную способность к добыванию алмаза истины, когда подсказывает знание? Что еще?

Глава 6

Наши рекомендации