XXI.3. Опыт над своей энергией
Конечно, будет недостаточно только попытаться осознать свои психические способности и силы организма, следует исследовать их проявления. Чтобы пробуждать и направлять психическую энергию, необходимо наблюдать свои ощущения, внезапные яркие предчувствия, подъемы и упадок сил, необычные реакции психики и нервных центров, щемящую боль необъяснимого напряжения, тоску, вообще – все многообразные проявления и колебания всеначальной энергии.
Сам процесс наблюдения, бережность и внимание ко всем проявлениям, напряжение сосредоточения утончают энергию. Для этой же цели советуются ежедневные записи, что особенно помогает пробуждению дремлющего внимания. Сказано, что "высший опыт есть опыт над собою" (Агни-Йога, 501). Человеку необходимо постоянно следить за проявлениями своего характера, бороться со слабостями, контролировать себя, оттачивать и закалять нравственные качества, но не менее важны эксперименты над психической энергией. Она развивается при постоянном упражнении. Люди укрепляют тело и мускулы физическими упражнениями, насколько важнее пробуждать и закалять дремлющий потенциал духа! Нам нужно опытным путем изучать психическую энергию, сознательно применять ее на практике. При сознательном применении она быстро растет. К тому же, каждый опыт может пробудить новые качества энергии.
Конечно, при упражнениях над психической энергией каждому следует выработать индивидуальные приемы, как освобождать, нагнетать, организовывать, направлять и планомерно развивать ее. Ведь из всех энергий она самая тонкая, и поэтому относиться к ней следует заботливо, бережно и чутко.
Красиво сказано, что энергию надо освобождать, как пленницу из оков, но без всякого усилия и напряжения, чтобы она могла действовать там, куда направляет ее наше сознание.
Этот бесценный дар нужно расходовать бережно, "чтобы не потратить капли высшей энергии без пользы" (Мир Огненный, ч. II, 190). Существуют люди, расточающие ее бездумно, в своей злобе, в страстях и в излишествах жизни, не понимая, что драгоценную субстанцию так трудно накопить снова. Особую бережность к высшей энергии следует проявлять утонченным духам, которые богато одарены этим сокровищем, но часто жертвуют его на благо своим собратьям, сверх всякой меры.
XXI.4. Правильный настрой сознания
Для развития психической энергии, говорит Агни-Йога, необходимо не только ощущение ее присутствия, наблюдение и исследование, и не только сознательность всей жизни, главное – понимание того, что огонь психической энергии есть основа всей нашей духовной сущности. Нужен правильный настрой сознания, или правильный подход ко всем делам и мировым событиям. Но чтобы знать, правильно ли мы думаем, судим, действуем и живем, необходимо обрести благозвучную внутреннюю культуру, интеллигентность духа, широкое всеобъемлющее мировоззрение.
Поэтому человеку надлежит неустанно развивать, расширять свое сознание. Он должен неустанно устремляться, с сердечным энтузиазмом, к новому, более совершенному знанию, к постижению цели и смысла жизни, к камертону высшей Истины, который все сделает ясным и позволит ему охватить все духовным взором, сообщит его воле самые возвышенные и гармонические импульсы.
XXI.5. Дисциплина сознания
Чтобы построить на основе сознания нечто бесконечно красивое и соизмеримое с законами эволюции, саму эту основу необходимо нравственно очистить, сделать прекрасной и гармоничной. Следовательно, нужна дисциплина сознания.
Действительно, люди могут прожить без внешнего благополучия, без техники, но без самообладания они не годятся для совместной жизни, они постоянно будут вносить в свое окружение диссонанс. Самообуздание – один из высших законов морали, по существу, дисциплина духа так же важна, как строгие законы порядка и гармонии в звездных системах. Ибо лишь дисциплина духа делает человека великим и позволяет ему проявить целеустремленность в жизни. Как бесконечно радостно находиться среди уравновешенных, приветливых, сердечных, находчивых людей, движения которых лишены присущей обыкновенным людям нервности, выражения чрезмерных эмоций и т. д. Агни-Йога советует воспитывать в детях дисциплину и гармонию: отучать их от беспорядочных движений, суеты, крика, без которого ребенок не обходится ни на одной перемене в школе. Нужно ли напоминать сказанное всеми мудрецами: сильнее победителя на поле брани или покорителя недоступной горной вершины тот, кто при всех обстоятельствах способен владеть собой. Или, как сказал Будда, допустима лишь та война, где все победители и нет ни одного побежденного. А именно — жизненная борьба, и каждый должен одержать победу над собой. Такие истинные примеры гармонии мы наблюдаем прежде всего среди героев духа. Это и Сократ, не убоявшийся испить чашу яда, и Джордано Бруно, и Жанна д'Арк, которые взошли на костер ради ускорения духовного прогресса неблагодарного человечества. Каждому вступившему на путь испытания сознания жизнь предоставит бесчисленные возможности показать пример дисциплины духа.
"Испытания равновесия могут производиться над самим собою. Каждая такая победа будет уже настоящим преуспеянием".
"...Упадок сил происходит от нарушения равновесия. Так покой есть не что иное, как равновесие. Но равновесие есть равномерное напряжение энергии. Только таким путем можно возродить и укрепить силы.
Не в том дело, что равновесие будет приобретено в пустыне или в городе, главное заключается в постоянном напряжении. Путь напряжения есть путь стремления, иначе говоря, путь жизни. <...>
...Равновесие будет одной и лучшей панацеей" (Братство, 565, 44).
Несомненно, упражнения самодисциплины мощно развивают психическую энергию.
С другой стороны, такие опыты помогают установить дисциплину и ритм среди хаоса, укрепляют волю и самодеятельность человека.
XXI.6. Контроль мыслей
Дисциплина сознания уже означает дисциплину мышления. Мы знаем, что мысль есть основа проявления каждого нашего действия, каждой черты характера. По существу, все в человеке, его физическая и психическая структура есть творение его мыслей. Поэтому владеть мышлением означает неустанно контролировать даже самые незначительные мысли, слова, побуждения, также эмоции и чувства, заставляя все свои импульсы звучать высокой культурой. Это черта великих духов, сознание которых всегда бодрствует на страже не только собственного мышления, но и мышления целых народов.
Поистине, печально видеть, как часто люди "мечтают о великих мыслях", способных сдвинуть горы, но не умеют дисциплинировать даже малейшие мысли и чувства, которые омрачают их сознание и задерживают совершение великих дел.
Говорят, что человек есть то, о чем он думает, и таков, каково качество его мышления.
Дисциплина сознания, ускоряющая восхождение человека, есть также главная основа роста нашего огненного цветка – сердечной энергии.
Возразят: как иногда безмерно тяжело управлять своей мыслью, когда ты устал или погрузился в поток мелких забот и каждодневных обязанностей, когда случайный сор или пылинки мыслей невольно засоряют сознание, когда, независимо от желания и настроения, ты ощущаешь давление пространственных токов. Сердце иногда содрогается от близости хаоса. Нередко мы решаем сосредоточиться на одной главной мысли, но на работе, в спешке, доброе намерение забывается, и мы снова плывем в мутном потоке мыслей. Но ведь высшая задача жизни – сознательно идти по пути эволюции, вечно преодолевая себя, владеть своей мыслью не хуже, чем ученый-инженер владеет сложным механизмом. Ведь все в твоей власти.
Вначале необходимы постоянная борьба и самоконтроль. Вновь и вновь нужно отгонять любую произвольную ассоциацию мысли. Подчини свое сознание единому, высшему лейтмотиву. Можно пожалеть, что лишь в будущем школы введут такой абсолютно необходимый предмет, как искусство мышления, и само государство будет содействовать высокому качеству мысли. Но теперь пусть каждый самостоятельно учится, стремится, исследует, пусть находит для дисциплины мысли свой лучший метод. Учись мыслить. Для этой цели, говорит Агни-Йога, нужно полюбить самый процесс мышления. Нужно каждый день хотя бы час посвятить размышлениям. Даже при посторонней работе пробуй конкретно формулировать задания, планировать жизнь, думать о смысле жизни, все основные мысли посвятить высшим принципам эволюции и всеобщему благу. Так наша мысль очистится от ненужного сора и эгоизма.
Агни-Йога и здесь дает некоторые указания. Она советует экспериментировать над своей мыслью. Можно, например, вызвать какую-либо определенную мысль, направить ее, и затем волевым усилием исключить из сознания. Такие упражнения можно назвать "массажем мозга" (Мир Огненный, 4.11,99).
"Опять вспомним, что это воспитание должно начинаться с мельчайших чувствований и от самых обычных действий".
"Мечтают о великих мыслях и не приведут в порядок малые. Спросят, как привести мысль в действие. Нужно начать с дисциплины над самыми малыми мыслями и затем уже создать мысль, двигающую горами" (Сердце, 497, 495).
"Умение владеть мышлением зависит от постоянного упражнения... Каждый день можно заставить себя не думать о чем-то определенном. <...>
Полный отказ от мысли и предпосылки уже является большой мыслительной дисциплиной" (Аум, 404).
"Овладение мыслью есть огненное действие. Сосредоточение мысли и посылки ее есть огненное действие. Но еще больше огненной энергии требует освобождение от мысли. <Великие подвижники> прежде всего... победили свои мысли. Они долгими испытаниями научились призывать мысль и освобождаться от нее. Когда мы говорим о подвижности, надо иметь в виду прежде всего, подвижность мысли".
"...Освобождение от мысли признается весьма нужным показателем правильного обращения огненной энергии" (Мир Огненный, ч. II, 382, 380).
То же относится и к дисциплине чувств. Если мы желаем развить психическую или сердечную энергию, нужно уметь держать чувства в узде гармонии. Нужно так их воспитать, чтобы мочь их возбуждать, или "дать им волю", или совершенно погасить. Агни-Йога советует научиться так сосредоточиваться на одной идее или цели, чтобы с открытыми глазами ничего вокруг себя не видеть, – это лучший пример овладения чувствами. Но для этого необходимо научиться освобождаться от малейших импульсов чувств и мысленных посылок. Это и означает – одержать истинную победу над собой.
XXI.7. Качество мышления
Неустанный контроль и дисциплина мышления оттачивают его высшее качество, высекают из магнита сознания искры чистых, возвышенных, альтруистических мыслей. Именно чистые и возвышенные мысли, подчеркивает Агни-Йога, активизируют и зажигают психическую энергию. Ибо главное из всех условий – чистота мысли. "...Чистое мышление тоже не есть лишь нравственное понятие, но реальное умножение силы". "Возвышенные мысли не только влияют на нервное вещество, но и очищают кровь" (Аум, 380, 306). Не случайно Агни-Йога утверждает: "Чистое мышление – лучшая дезинфекция. Наконец, нужно принять мышление как химическую реакцию" (Сердце, 283), и "главное – уничтожить бациллы низких мыслей, которые заразительнее всех болезней" (Листы Сада Мории, ч. II, 157).
Таким образом, задача жизненного совершенствования – постоянно утончать, обновлять сознание, пока каждая мысль постепенно не станет чистой, как алмаз, озаряющей жизнь человека и вечно сияющей на благо людей.
Если мысль – реальная энергия, то, нагнетенная и просветленная, она может стать огненной мощью в человеке. Можно представить, какой силой могут быть стрелы мысленной энергии, которые пламенно стремятся на помощь, направленные чистым, самоотверженным сердцем.
Истинно, дисциплина мысли или искусство мышления – самое возвышенное из всех искусств, и счастлив человек, который мастерски владеет им, в его руках ключ к гармонии жизни и чувств.
Если человек обладает гармоничным сознанием, все его существо становится утонченнее и благороднее. Так возвышенные и благозвучные мысли просветляют и мир наших чувств, гармонизируют не только душу, но и тело.
XI.8. Любовь
Если чистая мысль властвует над нашими чувствами и облагораживает их, то, с другой стороны, велика может быть и сила мысли, окрыленной высоким, огненным, бескорыстным чувством. Поэтому для усиления психической энергии необходимо звучание возвышенных чувств, все те тончайшие, ясные огни сердца, венец которых – любовь.
"Истинно, когда научатся запечатлевать эманации чувств, то увидят, что именно любовь, прежде всего, привлекает Огонь Пространства. <...> Потому каждую вспышку любви и самопожертвования приветствуем" (Агни-Йога. 424).
""Любите друг друга" – эта заповедь дана мудро. Ничто не может лучше любви гармонизировать психическую энергию".
"..."Умеющий любить имеет сердце огненное". Для укрепления энергии нужен огненный порыв. Никакое рассуждение не дает того огня, который возжигается искрою чувства любви" (Аум, 515, 516).
Какая невыразимая огненная сила может быть в материнской любви! Когда она пылает, мать способна совершать подвиги, творить чудеса. Но разве это самоотверженное чувство можно сравнить с преданностью ученика своему Учителю, следы ног которого он окружает пламенем сокровенной любви своего сердца? И как выразить бесконечную огненную любовь к людям, присущую великим вершителям судеб человечества – подвижникам?
Любовь и самоотверженность всегда были вехами пути восхождения человека, поэтому духовная культура человечества высоко ценила и приветствовала эти чувства как нечто божественное.
XXI.9. Сердце
Источник всех прекрасных, сокровенных и самоотверженных чувств, огненное горнило любви – это духовный центр сердца. Сердце – "лучший приемник всеначальной энергии" (Надземное, 753).
"Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо". "Нужно ясно вообразить непрестанное излучение сердца". "Чистота сердца есть самая нужная собственность". "...Магнит чистого сердца очистит путь. <...> Истинно, радостно побыть с чистым сердцем!" (Сердце, 63, 64, 69, 70).
Еще и еще повторим, что сердце – солнце солнц организма, главный инструмент восхождения жизни, поэтому нужно бережно и сознательно заботиться о нем, о его благозвучии.
Сердце, как и сознание, следует удерживать в высоком ритме гармонии и дисциплины.
"...Потребуется дисциплина сердца. Каждое сердце окружено беспокойством, волнениями и трепетом. Можно превозмочь эти трепеты полным обращением к Иерархии, не половинчатым, но полным, и такое обращение вовсе не часто" (Братство, 546).
Агни-Йога особенно подчеркивает выдающуюся роль сердца в духовном прогрессе человечества.
"<В сердце> дремлют все энергии мира". "...Сердце — аккумулятор и трансмутатор энергий" (Сердце, 135, 79). "...Сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии" (Братство, 290). "....Огонь сердца... будет наилучшим очистителем и охранителем. Потому вместо разных сомнительных и часто ядовитых антисептических препаратов лучше иметь не только огонь очага, но и раздуть огни сердца. Можно убедиться, насколько огни сердца борются с тяжелыми заболеваниями". "Иммунитет заключается в сердце". "Лишь энергия сердца делает человека неуязвимым и несет его поверх препятствий. <...> Именно, оружие Света – сердце!" "Гигиена сердца предполагает добрые дела, но в широком смысле. <...> Добрые дела имеют в виду благо человечества". "Человечество болеет сердцем. Нужно, прежде всего, оздоровить сердечную сферу, конечно, если люди желают избежать катастрофы" (Сердце, 255, 375, 399, 467, 535).
Сердце – духовный аппарат, который собирает психическую энергию, управляет и руководит ею.
Сердце живет психической энергией, оно останавливается без этой движущей силы. Сердце посылает энергии возвышенных чувств и вибрирует на окружающие излучения. На сердце отражается чужая боль, боль всего мира, все события и катаклизмы.
Человеческое сердце бодрствует на страже организма и всего, что совершается вокруг.
Человек сознательно, своей мыслью может "уговорить" или побудить сердце концентрировать энергию и посылать ее на благо другим. Нужно не только в каждое начинание, но даже в каждое обращение к другому человеку вкладывать искру сердечной энергии. Это и называется сердечностью, так сердце может проявить все свое доброжелательство и расти в сострадании и любви.
Агни-Йога говорит, что сердце способно творить огнем, или энергией своих самых возвышенных чувств. Сердце творит взаимоотношения людей, сознание самого человека и его близких.
Агни-Йога советует воспитывать сердце, и вначале следует упражнять доброжелательность. "Нужно сеять добро каждым взглядом, каждым прикосновением". Также надо выдвигать понятие труда на пользу общую, труда для будущего.
"Закон великий – перевести сердце из этической отвлеченности к двигателю научному. Ступень эволюции понимания сердца должна была наступить в дни Армагеддона, как единственное спасение человечества. Почему люди не хотят ощутить свое собственное сердце? Они готовы искать во всех туманностях, но отрицают, что ближе всего. <...> Но теперь сердце нужно, как спасительный мост с Миром Тонким. Нужно утверждать, что осознание качеств сердца составляет самую насущную ступень мира. <...> Можно опасаться не бывших эпидемий, но целого ряда страданий, сопряженных с плохой профилактикой сердца. <...> Нужно принять основу сердца и понять значение фокуса" (Сердце, 410, 411, 561).
Поэты и философы прославляют прекрасное, одаренное тонкой интуицией женское сердце, полное материнской любви, сердце женщины, вдохновляющей на подвиг. Излучающее гармонию сердце – мощный магнит, невидимое влияние которого преображает все окружающее. Вот что говорит об этом Агни-Йога:
"Почему при опытах над психической энергией участие женщины так нужно? Почему женский уход за цветами так благотворен? Почему при болезнях прикосновения женщины так целительны?
Можно назвать множество явлений, когда именно женщина может дать особое напряжение психической энергии. Но не обращено должного внимания на такие особенности женщин. Среди врачей редко понято, почему участие женщины при операциях может быть особенно полезным. Вечно женственное начало не нашло еще справедливого толкования.
Ученые не допускают, что одно присутствие некоторых людей равняется сильнейшему аппарату" (Аум, 428).
Можно только радоваться, что возрастает роль женщины в гуманитарных профессиях, где приходится иметь дело с живым человеком и его духом, что в России большинство учителей и теперь уже женщины, что среди врачей и медицинского персонала все больше видно женщин, и что в искусство, поэзию и все культурные области женщина вносит мощную волну своего духа и сердечной энергии.
XXI.10. Восторг
Самый мощный огонь зажигается в сердце в мгновения истинного энтузиазма. Кем бы был человек, не познав восторга красоты и добра, любви и дружбы, великих трудов и высших идей? Истинно, счастлив тот, кто способен часто испытывать духовную радость, радость восхищения, заставляющую его совершенно позабыть свой эгоизм, мыслить о высших принципах и прогрессе всего человечества.
Чистый восторг сердца – лучший метод накопления огненной энергии.
"Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы. Уже давно сказал: "Через красоту имеете Свет". Так восхищение будет кратчайшим путем к накоплению психической энергии.
Не раз вас спросят: где рассадник прекрасного сада огненной энергии? Скажете: "В радости о прекрасном".
Но научитесь вмещать эту радость света. Научитесь радоваться каждому листку, проснувшемуся к жизни. Научитесь, как зазвучать центрами к зову радости. <...> Научитесь накоплять энергию радостью..." (Агни-Йога, 546).
Духовное восхищение уже само по себе есть огненная творческая энергия, которая дает мощные импульсы пламени сердечного устремления, зажигает волю человека неотступно воплощать свои замыслы, закладывает в каждом начинании и строении нерушимые эволюционные основы.
С другой стороны, не только мужество, но именно оптимизм и радость, говорит Агни-Йога, делают человека сильным и неуязвимым, неподвластным болезням. "Даже ваши врачи утверждают, что при нервном подъеме сила удесятеряется; тем самым они признают психическую энергию" (Агни-Йога, 650).
Разве был бы возможен величайший подвиг без сердечной радости? В мгновение нервного подъема даже обыкновенный человек совершает труд, подобный подвигу, который его самого впоследствии приводит в изумление.
Мы видим, как оратор, зажигаясь, увлекает массы слушателей, – прежде всего невидимыми излучениями своей личности, психической энергией. Между тем другому докладчику, который стремится говорить увлекательно, используя жесты, мимику и модуляции голоса, все-таки не удается подчинить слушателей своей магнетической власти, потому что сердце и его энергия молчат. Перикл привлекал и убеждал своей великой духовной гармонией и спокойствием, за которым скрывалась огненная динамика, его голос зажигал и увлекал афинян к великим реформам и битвам.
Агни-Йога отмечает и тот психологический факт, что ораторы или певцы, с одной стороны, на подъеме вдохновения нагнетают энергию, но в то же время устают, ибо нервное напряжение, как магнит, привлекает из пространства давление психической энергии, которую они с новой волной вдохновения должны трансмутировать и регулировать.
Бывает и так, что не слова выступающего вызывают отклик, побуждают к принятию решения, но присутствие какого-то выдающегося духа, который своим гармоническим мощным излучением, молча, влияет как на оратора, так и на все собрание.
Также каждому из нас приходилось наблюдать, как иногда, начиная работу, чувствуешь себя совершенно усталым, лишенным энергии, но вот понемногу загорается оживление, появляется необычный переизбыток силы и мысль работает с такой находчивостью, словно кто-то другой тебе диктует или вдохновляет. Конечно, нами тогда руководит, нам "диктует" огненная энергия.
То же самое можно сказать о беседах или дебатах, особенно когда всеми силами приходится защищать перед противником самое дорогое, что у тебя есть, – свои взгляды. Сам удивляешься, откуда внезапно выплывают такие меткие остроумные формулировки доказательств, которые в процессе обдумывания редко появляются. Истинно, горящему сердцу спешит на помощь огненная энергия, которая полностью овладевает и руководит нашими мыслями, организует и вдохновляет их. Так и композитора в потоке свободной импровизации иногда озаряет блеск истинного алмаза. Можно понять и творческий процесс писателя, когда из малого мерцающего уголька вдруг вспыхивает мощное пламя.
XXI.11. Творчество
В главе об искусстве мы уже отметили огромное значение творческого труда для нагнетения психической энергии. Без пробуждения огненной энергии творить невозможно. Самый взлет вдохновения, создание форм, образов, композиций и идей происходит в сердце – горниле огненной энергии. Творцов прекрасного обычно оценивают по силе и яркости энергии, вложенной в произведение искусства, но следовало бы оценивать их по тому, насколько им удалось проявить утонченные качества своей психической энергии. Гармоничные художники и поэты обладают не только мощным, но и одухотворенным, отличающимся бесконечным количеством нюансов качеством духовной энергии, утонченны струны их внутреннего мира, широка амплитуда культуры. С такой точки зрения можно подходить как к ценностям искусства, так и к их творцам.
Если в человеке пробуждается психическая энергия, он может сочинять музыку даже без художественного образования. Я знаю человека (Виктора Черноволенко), который играет на рояле, не зная нот. Когда в нем вспыхивает пламя любви, он становится огненным в своей мощи звуков. Под его пальцами возникают этически одухотворенные импровизации, достойные истинного композитора, которые его друзья называют "музыкой сфер".
Истинно, необходимо экспериментировать, исследовать состояние психической энергии художников, музыкантов, поэтов.
Древние греки были убеждены, что у поэтов, художников и ученых есть руководительницы и вдохновительницы – богини, которым они посвящали свои творения. Богини помогали им успешно справляться с творческим и исследовательским трудом. Это были девять Муз, божественных дочерей Зевса, которые служили гармонизации человечества и Космоса. Десятой музой Эллада называла Сафо, творцы культурной мысли "Золотого века" Перикла считали ею Аспазию. Для нас, работников всех областей культуры и науки, существует лишь одна-единственная златокрылая Муза, неустанно вдохновляющая на совершенные достижения эволюции, на преображение жизни в высокий художественный образ, на мысль о счастье человечества, – а именно, наша сияющая, любимая огненная энергия – Агни.
XXI. 12. Труд
Внутренний мир человека выражается в его поведении. Если возвышенные мысли и чувства играют столь значительную роль в активизации огненной энергии, то не меньшее значение для ее роста имеет мораль человека, его честный и чистый образ жизни, добрые дела.
Бесспорно, ежедневный напряженный труд, сознательно и старательно выполненный, содействует накоплению психической энергии. Сказано, что именно "сознательность труда есть основа раскрытия сознания, иначе говоря, начало действия психической энергии" (Аум, 477).
Также ежедневно, говорит Агни-Йога, человек может получать прану или частицу высшей энергии, которая возвысит его сознание. Особенно ценен труд радостный, овеянный лучшими эманациями сердца, ибо "явление радости в труде тоже есть явление особой формы психической энергии. Труд радостный является успешным в несколько раз" (Агни-Йога, 572).
"Сделавший наиболее радостно наиболее скучную работу будет твердым победителем, ибо он поборет тяготу скуки" (Листы Сада Мории, ч. II, 362).
Если в работе проявляется восхищение и вдохновение, значит, в ней вспыхнула творческая искра. Огонь творчества, энтузиазма и вдохновения должен сопровождать всю жизнь и деятельность человека, ибо, истинно, из винтика в механизме современной техники, которым человек стал, он должен превратиться в одухотворенного творца и строителя государства, художника своей жизни. Радость и любовь к труду делают светлым и дисциплинированным сознание человека, укрепляют рычаги воли, высекают духовные искры, гармонизируют центры. Это может быть и крестьянин, пахарь и сеятель, и сознательный, знающий свое дело рабочий с широким кругозором, обладающий запасом психической энергии.
"Огню несвойственно бездействие. Энергия порождает энергии. Особенно вредно отрывать человека от привычного труда. Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите от него труд, и он неминуемо впадет в маразм, иначе говоря, утеряет Огонь жизни. Нельзя насаждать понятие отставных людей. Они стареют не от старости, но от погашения Огня. Когда Огонь погашается, не нужно думать, что не произойдет вреда для окружающего" (Мир Огненный, ч. I, 62).
Главное – не нарушать ритм труда. Ибо нелегко восстановить постоянно нарастающий благоприятный ритм, нарушение которого может быть весьма болезненным, даже опасным. Нередко человек чувствует себя выбитым из колеи, его трудно исцелить и восстановить прежний ритм. "Качания аритмичные" могут нести только гибель.
Агни-Йога говорит о "работе насыщенного ритма" как о качестве сильного духом человека, не всегда доступном для людей. "Учитель Будда очень заботился, чтоб последователи знали о сменах ритма. Он советовал перед большими достижениями не покой, но работу насыщенного ритма" (Листы Сада Мории, ч. II, 350).
Советуется также разумная перемена труда, без нарушения основного ритма. Агни-Йога советует держать начатыми несколько работ, чтобы заниматься ими в соответствующем состоянии сознания. Этим методом можно достичь лучших результатов.
Конечно, постоянная, полезная работа, в которую мы включаемся с сердечным интересом, забывая личные пристрастия и отбросив эгоизм, может создать возвышенный ритм, который явственно отразится на всем окружающем и на космическом, напряженном творческом ритме, особенно если человека окрыляет мысль о всеобщем благе. В таком труде уже чувствуется трепет будущего, он помогает строить далекое "завтра" человечества.
Агни-Йога различает четыре вида труда:
1. Труд, совершаемый с неудовольствием, даже с отвращением, который, конечно же, деморализует человека.
2. Труд несознательный, не укрепляющий дух человека.
3. Труд, совершаемый с радостью и любовью.
4. Труд не только сознательный, но выполняемый как служение, в преданности.
Конечно, постоянное единение с Высшим Началом придает труду высшее качество. Высший принцип деятельности – "пламенная мера труда".
Есть люди, которые, приступая к работе или уже в самом процессе труда призывают высшего Помощника. Будет ли это концентрация сердца перед началом работы, самоотверженная мысль или молитвенное настроение – по существу, трудящийся призывает на помощь Агни.
Мы знаем скромных работников, энтузиастов, всю жизнь, до последнего вздоха, посвятивших самому напряженному полезному труду, сохранивших тайну вечной молодости. Огненная энергия напрягала ритм восхождения всей их жизни, главной движущей силой которой были сознание долга, ответственность за качество работы, и единственной мыслью как можно лучше выполнить возложенную задачу, на благо общества и государства.
С другой стороны, нужно отметить, что и "сознательное развитие психической энергии являет насыщенность труда. Явить можно в короткое время результат действия многолетнего" (Агни-Йога, 525).
Так труд человека, освященный огненной энергией, приобретает совершенно другое, можно сказать, героическое качество.
XXI.13. Сотрудничество
В наш век принципа кооперации нужно ли еще напоминать о высоком смысле добровольного, любовью и энтузиазмом овеянного сотрудничества?
Как прекрасен может быть даже физический совместный труд, но невозможно сравнить его с мыслями взаимного доверия дружеских сердец, с сотрудничеством тонких энергий, их слиянием в самоотверженном труде на общее благо, которое увеличивает динамическую силу и мощь успеха.
Не случайно так часто упоминают жизненный закон, что консонанс человеческого сотрудничества многократно увеличивает энергию. "Уже говорил о значении согласованной работы, когда даже машины не изнашиваются. Можно представить благодетельную энергию, выделяемую при объединенной работе" (Сердце, 369).
Сотрудничество должно быть согласованным, как хор, где каждый поет своим голосом, не теряя индивидуальности.
Представим себе, что люди посылают в определенный час пламенную сердечную молитву – мысли на благо человечеству. Магнитно привлекаемые друг к другу, сливающиеся, они создают поток лучей света, который успокаивает, очищает, просветляет планетное пространство и уравновешивает сознание народа.
Люди невольно сотрудничают между собой гораздо более, чем предполагают, говорит Агни-Йога. Они внушают друг Другу мысли, пишут письма, посылают сердечные чувства любви и добра своим близким и дальним друзьям. Так сотрудничество в добре есть вселенский принцип, поэтому утвердим силу добра как единственную цель и стремление своей жизни.
Форма общественного сотрудничества должна широко проявиться в кооперативах, которые откроют для человечества врата всех возможностей, путь к идеальной форме будущего кооператива или содружества – общины и братства.
XXI.14. Община и Братство
Люди еще не могут по-настоящему понять психологически эволюционные основы общинной жизни, еще меньше они думают о мощной магнитной, воспитательной, целительной силе единения, которая спаивает все индивидуальные части в один здоровый организм. "...Единение не только нравственное понятие, – говорит Агни-Йога, – но и мощный психический двигатель" (Аум, 377). Можно представить, какие мощные энергии появляются, когда люди сознательно обсуждают свои намерения, мысли, чувства, переживания, даже малые дела и созидательный труд. Единение есть магнит, притягивающий положительные частицы сил организма и комбинации будущих возможностей.
Агни-Йога говорит, что "человек сотрудничает чаще, нежели сам предполагает. Он постоянно одалживает психическую энергию. ...Люди при каждом соприкасании выделяют энергию и как бы объединяются ею. Таким образом, даже скупец окажется дающим сотрудником. Но забывают люди о постоянном обмене энергией. Они не понимают это важное действо, ибо никто не сказал им об излучениях энергии" (Братство, 589).
"Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Коллективное чувство создает мощь энергии, но единичное чувство должно быть напряжено и взаимное собирательное чувство должно быть согласовано. В этом вся причина несильного воздействия современных чувств... Между тем какая великая реальность отразилась бы в подъеме множества согласованных чувств! Древние называли чувство кузницей мощи. Не правда ли, как величественно чувство взаимной любви! Не ниже стоит мощь взаимной признательности. Несокрушимо чувство героизма самоотверженного. Так можно создать прекрасные башни и твердыни. Но откуда придет согласованность? Не от рассудка, не от извилин мозга, но из сердца, от Света".
Человеческое сотрудничество и единение должно "соединить сердца в хоровод согласия; даже не очень испытанное сердце прибавит в общую чашу свою ценную энергию" (Сердце, 278, 19).
Так единение сердец и идей может привести к Братству. Хочется еще и еще раз повторить об этом возвышенном понятии, о нерушимой гармонии человеческих душ, которая называется истинным братством на земле. "Также нужно понять значение взаимоуважения, которое лежит в основании Братства. Нужно признать глубокий смысл взаимности, когда удесятеряются силы. Не будет брат осуждать брата, ибо знает, что осуждение есть разложение. Мудро поможет брат на каждом повороте пути".
"Братья настолько уважают друг друга, что не заподозрят недостойное действие со стороны брата. Они поймут любое положение и помыслят, как подать помощь".
"...Братство, прежде всего, заботится о целительных началах и между своими сочленами устанавливает их. Каждое Братство, как истинное единение, уже будет носителем здоровья".
"Если даже одиночная психическая энергия является профилактикой физического здоровья, то насколько же мощнее будет влияние объединенной энергии! Смысл Братства заключается в объединении всеначальной энергии. Только расширение сознания поможет познать значение гармонии энергии".
Дружески и идейно спаянные члены духовной общины знают, что поверх всех земных братств есть единое мощное Братство, высочайший эволюционный Принцип, сокровеннейшая мечта человечества: "Одна мысль о существовании такого Братства уже наполняет человека мужеством. <...> Именно Братство может дать силы несломимые" (Братство, 424, 436, 539, 290, 549).
XXI.15. Красота отношений
Если человек представляет собой излучающий психомагнит, то в наших отношениях существуют видимые и невидимые взаимодействия, непроизвольные притяжения и отталкивания, в зависимости от горения сердца, или сердечности, симпатии и антипатии.
Если когда-нибудь научатся фотографировать человеческие излучения и эманации помещений, то можно будет наблюдать перекрестные огни или гармонию серебряных нитей человеческих отношений, их гамму – от басовых струн до самых лирических – эфирных. Пусть каждая, даже самая грубая струна жизни звучит чисто. Выполнять самую п<