Xvii. что разрушает психическую энергию?
В главе о медицине мы уже констатировали, что психические факторы, т. е. диссонансы человеческих мыслей и эмоций, могут быть причиной многих болезней. Если оптимистически напряженное состояние сознания может повысить нашу энергию, то дисгармоническое, напротив, может не только задержать ее развитие, но даже парализовать и разрушить ее.
В жизнь недисциплинированного человека постоянно врываются аритмические, хаотические токи, акультурные тенденции, психические и физические яды, которые угнетают его духовные силы и позволяют ему выявить лишь небольшую часть своих потенциальных способностей.
Наибольшим препятствием для духовного продвижения является необузданное мышление. Мелкие, часто недостойные повседневные мысли большей частью вращаются вокруг собственной личности, как рой пылинок или насекомых, и не только заслоняют зеркало сознания, но заглушают проявление высших чувств.
"Беспорядочные мысли, – говорит Агни-Йога, – как вши и блохи, они поражают тонкое вещество" (Сердце, 495), и таким образом еще более заражают нездоровый организм. В то время как возвышенная мысль пробуждает целительное качество энергии, каждая разрушительная мысль или кощунство усиливает напряжение энергии в направлении пораженного органа (Надземное, 275).
Наши враги – малые докучливые "мухи" – мысли, полные повседневных отбросов, которые ослабляют высшие энергии человека. "Кто может уследить за малыми мыслями, тот уже может управлять большими решениями" (Агни-Йога, 629).
С другой стороны, сильные страсти и раздражение, страх и сомнения подобны древоточцам, разрушающим ступени человеческого восхождения.
Известно, что Учитель Будда не принимал учеников, не умеющих натянуть золотых вожжей дисциплины. Конечно, духовная дисциплина уже есть предпосылка истинного пути усовершенствования, без нее нарушается высокое созвучие отношений. Из всех отрицательных черт характера человека наихудшей является раздражительность, ибо при раздражении на стенках нервных каналов отлагается империл, который Агни-Йога считает одним из самых больших зол, этот яд заражает весь организм и уничтожает драгоценную энергию. От империла, говорит Агни-Йога, "фосфор нервов выжигается, как светильня, и куда пригодна лампа без нее?" (Агни-Йога, 369). "Можно назвать раздраженного человека шелухою, в полном значении этого слова. Самые значительные следствия затемняются одним кристаллом империла" (Сердце, 465).
Империл не является личным продуктом, но, испаряясь из человеческого организма, насыщает и заражает пространство, препятствует токам света и многим причиняет неописуемое зло. Наука будущего экспериментально докажет различие между эманациями помещений, одно из которых заражено империлом, а другое очищено вибрациями светлых мыслей.
Действительно, разрушение от раздражения может быть очень велико. Представим себе человека с большим потенциалом психической энергии; он – как провод высшего напряжения. Если этот провод порвется и гигантское электрическое напряжение хотя бы на мгновение вырвется в пространство, – возникнет молния, и неизвестно, что она может уничтожить. Потому чем мощнее энергия, тем более необходима дисциплина и альтруизм.
Можно только посоветовать: избегай тех мест, где твое присутствие вызывает раздражение, не ешь при раздражении или волнении, ибо каждый кусок хлеба может превратиться для тебя в яд. Часто проходит несколько дней, прежде чем этот яд растворится. При возбуждении меньше ешь и пей. Лучшим противоядием будет горячее молоко с содой и, конечно, валериан. Не ешь, когда ощущаешь тяжкие токи, которые делают тебя нервным и возбужденным. Не принимай пищу, приготовленную человеком в большом волнении или со злобными мыслями. Можно даже посоветовать: не покупай и не бери продукты, которые кто-то дает тебе в сильной злобе. Иначе твой организм может впитать яд, выделяемый этим человеком.
Не нуждается в доказательствах общеизвестный физиологический факт, что сильное раздражение, эгоистическая злоба обессиливают человека, его заградительная сеть – иммунитет нарушается и на время даже парализуется. Империл привлекает и другие отрицательные эманации. Поэтому Агни-Йога говорит, что самое эффективное медицинское средство, например, против злокачественных опухолей, или рака, не будет иметь успеха, пока не будет изгнан империл. "Но обычно люди не желают отказываться от всех разрушительных излишеств и ждут, пока скорпион ущемит их" (Мир Огненный, ч. II, 384).
"Ничто не может оправдать самопроизводство яда, оно равняется убийству и самоубийству. Даже самые неразвитые люди чуют, когда входит такой ядоносец. С ним входят и огорчения, и тревога, и страх. Сколько физических болезней вспыхивают от проникания империла, – точно поджигатель проник!" (Аум, 294).
Раздражаясь, человек ничего не достигает, только губит себя, вызывая в организме мучительные спазмы и даже болезни. Если иногда он и прав, то в состоянии аффекта совершенно ничего не видит, не прислушивается к мнению других и только осуждает их. Ведь злоба часто суживает поле зрения до минимума и дает совершенно искаженный образ. Но осуждение скорее указывает на слабость самого осуждающего и его неправоту. Общеизвестно, что осудитель нередко приписывает другому свои несовершенные качества, только в другом аспекте. Поэтому Агни-Йога постоянно выступает против такого негуманного метода "исправления" других и советует прежде всего судить самого себя, анализировать свои ошибки и стремиться их исправить. Коснуться ошибок другого можно лишь с сердечным желанием помочь ему.
"Остерегайтесь от бессмысленного осуждения. Оно не только содержит свойство разложения, но и отдает слабого осудителя во власть осуждаемого. <...> Притом обычно судитель не силен сам, иначе он не нашел бы времени для осуждения. Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный..." (Сердце, 89).
С раздраженным человеком не следует спорить, лучше молчать или направить беседу в другое русло, ведь его не переубедить, он мыслит эмоциями, а не логически. От осуждения давно отказались все высокие учения, как от антипедагогического метода; тот, кто его применяет, исповедует неверные этические принципы, или же сознание его находится во власти преходящих чувств.
Осуждение недостойно духовно устремленного человека. Осуждением он ограничивает фокус своего сознания. Лишь доброжелательный глаз откроет путь к усовершенствованию. Вот какими словами Агни-Йога прославляет "добрый глаз" человека: "...Будет больше, кто больше вместит. <...> Но пусть лучше ошибетесь, пусть преувеличите возможности блага, лишь бы не умалить" (Агни-Йога. 310). "Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними" (Листы Сада Мории, ч. I, 32).
"Когда Мы говорили о заботливом отношении к доспеху близких, Мы именно имели в виду самое ласковое прикасание..." (Надземное, 466).
Все восточные мудрецы советуют относиться к проявлению человеческих несовершенств с большим терпением и побеждать их дисциплиной духа.
"Да победит он гнев отсутствием гнева, недоброе – добрым, да победит он скупость щедростью, правдой – лжеца" (Будда).*
"Следует спокойно переносить брань, никого не презирать и ради этого тела ни с кем не враждовать. На гневающегося пусть не гневается со своей стороны, проклинаемый – благословляет и ложную речь, относящуюся к мирским делам, не говорит" (Законы Ману, VI, 47–48)**. Или, как говорит Агни-Йога, неправых в жизни нужно излечить любовью (Листы Сада Мории, ч. I, 33).
Люди оправдываются: в это динамичное, непомерно бурное время, в вечной спешке и работе, среди семейных неурядиц, невзгод и нервных болезней – как можно сохранить спокойствие духа? Но сколько раз можно повторять: все зависит от тебя, только от тебя – от твердости характера, от дисциплины воли – все твои "хорошие и плохие" настроения, твоя уравновешенность. Главное только – борись!
Агни-Йога дает советы, как обуздать раздражение. Если чувствуешь его приближение, вдохни глубоко десять раз, воспринятая прана потушит раздражение и зажжет лучшие огни. Воскликни: "Как все хорошо и прекрасно!" И ты будешь прав – ибо эволюция протекает законно, иными словами – прекрасно. Подумай также: все твои волнения, в конце концов, бессмысленны и эгоистичны. Подумай, что и тот, кто тебя упрекает, хоть немного прав, и молчи. А если он не прав, улыбнись его невежеству и пройди мимо. Самое лучшее оружие победы – улыбка духа и юмор. Если вновь встревожится сердце, взгляни ввысь, в безграничную синеву небес, безмятежно сияющую над тобой, и тебе станет стыдно своей слабости. Истинно, "сравнение малейшего с величайшим позволяет находить равновесие" (Братство. 264).
Рассказывают, что римский император Август, предчувствуя приступ гнева, начинал громко читать греческий алфавит, пока волнение не проходило. Некоторые в такой момент концентрируются в мантраме молитвы, другие во избежание спора просто выходят. Нужно восстанавливать душевное спокойствие мгновенно, напряжением воли. В этом – победа.
Поэтому каждому, подобно ученику, нужно изучать методику дисциплины духа. С другой стороны, следует упражняться в терпении. Ибо "терпение покрывает любое раздражение. При напряжении терпения вырабатывается особая субстанция, которая, как сильное противоядие, обезвреживает даже империл. <...> Терпение есть сознательное напряжение и противостояние тьме". "...Терпение есть источник Благодати" (Сердце, 478, 479). Раздражение граничит с огорчением, которое может воздействовать длительно. "Огорчение является заразою мира. Оно действует на печень и порождает известные бациллы, которые очень заразны. Император Акбар, когда чуял в ком-то огорчение, призывал музыкантов, чтобы новый ритм разбивал заразу. Так даже физическое воздействие полезно" (Мир Огненный, ч. II, 165).
Агни-Йога указывает: "Необходимо различать возмущение духа от раздражения. <...> Когда раздражение имеет безличный космический характер (т. е. человек возмущается преступлениями против общего блага или закона эволюции. – Р. Р.), тогда яд его может быть унесен потоком праны. Но если "или саможаление углубит раздражение, то осадок яда отложится на центрах". Следует и "в величайших потрясениях и возмущениях хранить спокойствие духа" (Агни-Йога, 31. 130).
Грубость, сквернословие и кощунство заражают пространство и приносят непоправимый вред, они ослабляют интеллект и уничтожают психическую энергию. Кто знает, какое невинное существо может быть затронуто случайной стрелой энергии кощунства, поэтому человек когда-то ответит за каждое необдуманно сказанное слово. По закону магнита, эманация дурных слов привлекает отрицательные силы, которые высасывают жизненную энергию. Грубые слова, сказанные не только в припадке гнева, но и просто по тупости, как выражение низкой природы человека, приносят не меньший вред, ибо таким образом человек помогает волнам хаоса уничтожать свет человеческой эволюции.
"Каждый грубый поступок создает такой безобразный вихрь, что если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. <...>
Люди с расширенным сознанием особенно чувствительны на каждую грубость – так можно убеждаться, насколько грубость недопустима" (Братство, 58).
Воспитание должно искоренить грубость, которая может нанести неизлечимые раны моральному сознанию ребенка. Печально, что молодое поколение так легко поддается влиянию грубости. Поэтому воспитание должно направить лучшие силы на пробуждение в детях гармонии и тончайших чувств. "Звучание слов должно быть прекрасно, такая гармония рождает и мышление возвышенное. Нельзя пренебрегать каждым средством для возвышения сознания. Сквернословие, как зараза пространства, несет понижение всего интеллекта. Безобразие во всех видах есть опасная болезнь" (Братство, 394).
Человечество тысячелетиями воспитывало себя на самых грубых физических формах жизни, поэтому задача школы будущего – пробудить в детях звучание одухотворенных струн.
Действительно, человек должен нести ответственность за свое сознание, и вместе с тем – за каждое произнесенное слово, за каждое действие. Также совершенно недопустима жестокость, как "вид человеконенавистничества", которую нередко поощряет школа, например, демонстрируя на уроках биологии вивисекцию и т. д.
"Действительно, жестокость должна быть искоренена; не только жестокость действий, но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия. От младенчества нужно мерами государственными пресекать зачатки жестокости. <...> Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие; оно точно открывает поток темного хаоса. <...> Но подумаем, где больше убийства: в руке, в слове или в мысли? Нужно подумать, что мысль людей очень готова к убийству" (Мир Огненный, ч. II, 157).
Кроме раздражения и грубости, психическую энергию человека могут уничтожать его низкие страсти, безудержная алчность, эротическое возбуждение, алкоголизм; когда человек не вполне владеет своим сознанием и его воля парализована, он мгновениями находится во власти темных стихийных сил.
Половая распущенность, бездумное, постоянное расточение жизненной энергии есть одно из самых больших зол человечества, отнимающее у него столь нужную для восхождения жизненную субстанцию. Высокую творческую силу, которую природа дала человеку только для зачатия, люди превратили в постоянное, возбуждающее наслаждение, в спорт. Старшее поколение своей чувственностью отрицательно влияет на молодежь, нередко такое же воздействие оказывает и литература, театр и кино, поэтому в наше время господствует беспечное, нездоровое отношение к самому возвышенному чувству – любви, часто нарушается святость брака.
Вот что говорит об этом Агни-Йога: "Если мы сравним двух индивидуумов, из которых один тратит жизненную субстанцию, а другой сознательно бережет ее, то поразимся, насколько аппарат духа второго развивается чувствительнее. Качество работ становится совершенно другим, и количество замыслов и идей растет. Центры солнечного сплетения и мозга как бы подогреваются невидимым огнем. Поэтому воздержание не есть патологический отказ, но есть разумное действие. Дать жизнь не значит выбросить весь запас жизненной субстанции" (Листы Сада Мории, ч. II, 333).
Сегодня я прочел о философском ордене Пифагора, все принципы которого, касающиеся целомудрия и брака, выражают величайшую чистоту. Пифагор всегда указывал необходимость целомудрия и воздержания. Брак для него был не физическим союзом, но духовной кооперацией. Все античные писатели были одинакового мнения, что пифагорейская школа давала высокие примеры не только ясности духа, но и возвышенной простоты, приветливости и стремления к серьезным знаниям. В среде пифагорейцев Эллады появились самые возвышенные женские облики, были там и гармоничные мужчины (Анни Безант. "Древняя мудрость").
Действительно, воздержанность – крылья эволюции человечества. Пока человек не стремится к чистоте чувств и мыслей, он не может носить высокое звание человека, не может думать о своем "ангеле-хранителе" или путеводной звезде – спасительном Агни.
К числу разрушительных аффектов нужно причислить и страх, который делает человека безоружным, удобной "мишенью для стрел тьмы". Страх есть отрицательный магнит, который притягивает именно то, чего боишься. Как часто человек, опасающийся определенных болезней, заболевает ими. Страх уничтожает лучшие возможности, ставит преграды на пути к великим замыслам. Смятение страха часто препятствует логической оценке события. Эманация страха противоположна огненной энергии сердца, она еще сильнее возбуждает огненную стихию пространства и вносит в сердце человека разрушительный хаос.
"Страх и раздражение называются вратами тьмы. Прежде всего служители тьмы посылают страх, чтобы смутить дух. <...> Сердце воспитанное прежде всего искоренит страх и поймет вред раздражения. <...> Сердце, как утверждают, постоянно готово поражать тьму и обуздывать хаос" (Сердце, 558).
Поэтому высокие духи, одаренные сильной психической энергией, называются бесстрашными героями, которые не бегут от "огненных драконов", но с огненным мечом сознательной воли бросаются навстречу опасностям.
Объятый страхом человек несет яд страха и окружающим. Всякий заметит разницу – ободряет ли всадник коня, или своими мыслями ужаса и гнева доводит коня до оцепенения. Какую панику один человек может поднять в толпе! Можно представить себе массовый психоз ужаса или зараженную паническим безумием толпу, когда тысячи теряют власть над собой, впадают в малодушие или становятся хуже зверей.
Поэтому не случайно дисциплина во все времена рассматривалась как ключ всякого усовершенствования.
Действительно, ценное достижение – владеть своим сознанием и правильно направлять его, стоять на страже каждой своей мысли, даже импульса. Наверное, всякий наблюдал, как быстро внезапный наплыв тяжелых мыслей может ослабить, даже парализовать равновесие психической энергии, сделать человека бессильным. К тому же в состоянии безнадежности человек омрачает и жизнерадостность, и духовный свет других людей. Потому Агни-Йога так сурово характеризует человека, вечно жалующегося на свою судьбу.
"Человек, чувствующий себя несчастным, назывался омрачителем неба. Он собирал вокруг себя мрак и заражал дальнее пространство. Он вредил себе, но еще больше всему сущему. Он оказывался себялюбцем, забывшем об окружающем. Лишив себя счастья, он становился рассадником бедствий. <...> Не пристойно человеку обрекать себя на бедствия" (Братство, 392).
Поэтому еще и еще раз следует предостеречь человека от депрессии, уныния, отчаяния или чувства безысходности, которые лишают его жизненной силы и, затянувшись, доводят до малодушия и гибели.
Но что же может заставить человека дойти до грани отчаяния? Он должен понять, что в процессе жизненных приливов и отливов все в конце концов уравновешивается; все проходит, из бедствия рождаются новые, лучшие возможности. Никогда не надо отчаиваться, нельзя забывать, что напряженный ритм жизни может всколыхнуть новую волну событий, которая вознесет нас, если только магнит нашей сердечной энергии действует. Для человека неизбежны страдания и горести, ведь боль – наша эволюционная движущая сила, и человек не имеет права опускать голову даже на краю бездны, ибо поверх всех забот и ударов жизни нам дана беспредельная лазурь небес духовной радости, серебряная нить к высшему принципу эволюции.
"Учитель не однажды говорил – радость! Но ученики недоуменно озирались – "где же она, радость? Небо тучно и повсюду грусть". Но поверх настроения Учитель предвидел радость" (Братство, 495).
Агни-Йога решительно выступает против уныния, считая его недостатком сознания, излечимым, подобно всем психическим недугам, возжжением мощной энергии.
"Уныние есть не что иное, как распущенность. Поставьте унылого человека в достаточную степень опасности, и он принужден будет ободриться; но степень потрясения должна быть велика, чтобы заставить человека переменить свое настроение. Даже некоторые болезни излечиваются потрясением. Ужас смерти превосходит, казалось бы, все человеческие слабости, но даже и такая степень может найти нечто превосходящее. Существует много рассказов, как смертельная болезнь получала помощь лишь благодаря опасности. Сколько раз параличные выбегали из горящего дома. Сколько раз внутренние поражения исцелялись, ибо центр устремлялся по иному направлению" (Аум, 528).
"Уныние есть враг каждого совершенствования. Не может быть строения в сомнении. Не будет изучения в страхе" (Община, 2). Агни-Йога, утверждающая радость эволюции жизни во всей Вселенной, говорит: кто дал человеку право ощущать себя обездоленным судьбой, роптать на Высший Закон? Кто дал ему право быть вечно недовольным и раздражительным, расточать вокруг себя яд гнева, омрачать ясное пространство, постоянно утруждать окружающих своим плохим настроением? Может быть, его преследуют мелкие ежедневные неудачи, разногласия, болезни? Все это человек может преодолеть, обуздав сознание. Вспоминаю факт из своего детства, который меня всегда очень удивлял. NN, которая в кругу семьи всегда была нервной, раздражительной, болезненно возбужденной, мгновенно преображалась, как только у нее появлялся гость, даже после припадка, была спокойна, любезна, ни в малейшей мере не проявляя возбуждения. В то время я ломал себе голову, почему эта женщина не могла владеть собою в семье, может быть, она не чувствовала себя там свободной? Многие люди при встрече с друзьями сразу же начинают выкладывать свои беды, неприятности, осуждения, между тем как другие самые тяжелые страдания переносят молча, борясь с собою. Один говорит, пишет, думает в грустном меланхолическом настроении, другой – с бодрым оптимизмом, покрывая ноющую боль сердца улыбкой. В какие бы пучины страданий ни был брошен человек, но винить и упрекать ему приходится прежде всего себя, ибо он сам кузнец своего счастья – своим характером, свободной волей, своими действиями и мыслями! Мы часто видим, что в самых тяжелых условиях, в тюрьме, в изгнании, среди гонений, при неизлечимых болезнях, даже при приближении дыхания смерти, люди не только мужественно переносили страдания, но нередко являлись для других источником утешения. Мы наблюдали людей, неустанно боровшихся с непреодолимыми трудностями и болезнями. Мы знаем парализованного и ослепшего органиста, сохранившего до самого конца ясное гармоническое сознание, который делился с другими богатствами культуры духа и долгие годы стремился упражнять свое бессильное тело. Другой в таких условиях утратил бы свою энергию и погиб. Мы знаем и других освященных волей борцов, которые с терпением и смирением старались преодолеть физические недуги и бедствия, зная, что "капля камень точит". И если иной подчас не достигал горячо желаемого, то все же приобретал для своего характера новые алмазные свойства – стальную волю и терпение.
*
Действию психической энергии также препятствует леность или уклонение от полезного труда. Насколько ритмичный труд укрепляет сознание человека и поднимает его энергию, настолько бездействие и безмыслие притупляют и уничтожают лучшие возможности. "Лень ужасна и может граничить с преступлением. ...Она превращает человека в животное" (Листы Сада Мории, ч. II, 250).
"Самое разлагающее для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать.
Врачи предписывают отдых, успокоение, явление бездействия и полагают, что в мертвенном состоянии можно восстановить силы. Но те же врачи понимают, что упадок сил происходит от нарушения равновесия. Так покой есть не что иное, как равновесие" (Братство, 44).
Мы видим, что неподвижные лентяи и люди "без огонька", которые всегда пытаются себя оградить, чаще заболевают и подвергаются всяким бедствиям, тогда как энергичные и очень занятые люди постоянно укрепляют и сохраняют в бодром состоянии свою защитную силу – огненную энергию, которая переносит их через все пропасти.
Также "разрушительно чувство удовлетворения, оно ведет к пресыщению, к параличу энергии. В Тонком Мире можно наблюдать самую жалкую судьбу таких паралитиков. Даже то малое, что они успели накопить при земной жизни, пресекается параличом энергии. Бродящие тени, они не могут преуспевать, ибо без энергии невозможно продвигаться" (Братство, 78).
Все Учителя человечества с огненным возмущением восставали против душевного безразличия и лености. Христос строго осудил равнодушие, ибо оно доводит человека до морального и физического разложения. Также и подневольный, ненавистный труд может отнимать энергию. Раздражение при работе усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество и снижая качество труда, и к тому же отравляет окружающую атмосферу империлом. Если труженик поймет, говорит Агни-Йога, "что поверх каждодневное™ существует прекрасная область, доступная всем, – познание психической энергии", то человеческое сознание воспрянет и сможет "среди самой различной работы... найти мощь возвышающую" (Братство, 92).
Еще следовало бы запомнить, что пустое времяпрепровождение, бессодержательный отдых, болтовня о пустяках или злословие отрицательно отражается на психической энергии, расслабляет и задерживает ее действие.
"Но если замечаете длинный разговор о пустой скорлупе, остановите внимание собеседника на непрактичности ничтожности" (Листы Сада Мории, ч. II, 213).
"Не следует... избегать напряжения. Нужно каждую огненную вибрацию приветствовать как очистительное начало" (Мир Огненный, ч. I, 201).
Также вредно неустойчивое отношение к принципам бытия – "червь сомнения... подобен бацилле, разлагающей психическую энергию, и влияет даже на состав крови" (Аум, 506). Агни-Йога говорит, что ученые когда-нибудь установят психические и физические особенности человека, впавшего в сомнение. "Если сомнение может менять пульс и эманации, то как физически разлагающе будет оно действовать на нервную систему!" (Сердце, 6).
Сомнение отравляет так же, как раздражение. Сомнение рассекает и тем самым ослабляет человеческое сознание, тогда как достижения требуют цельности веры и устремления. Сомнение есть следствие незнания духа. Оно искажает лик истины, ибо человек, полный сомнения, хочет ко всему прикоснуться своими руками, не понимая, что высшие понятия и энергии бытия открываются другими, более утонченными методами сердца. Он либо слишком ленив, либо малодушен, чтобы заглянуть в лицо истине, искать и исследовать без отрицания, и благоговейно, терпеливо подходить к тому, что еще непонятно, преодолевать препятствия на пути к истине огненной сердечной любознательностью. Характерно, что спутниками сомнения часто бывают самосожаление и чувство собственной неполноценности, которые при длительном состоянии могут быть опасными.
Агни-Йога говорит, что неустойчивое сомнение, которое еще не укоренилось в сознании, можно излечить психической энергией, тогда как неверие практически неизлечимо. Действительно, самое большое зло – отрицание или сознательное искажение высоких принципов бытия, которое приносит вред не только отрицателю, но и человечеству и пространству. Неверие есть творчество без искры. Оно задерживает поток эволюции, вызывает трещины и рубцы. Оно не любит выслушивать и не терпит, когда у него просят доказательств. Оно скрывается под научными догмами, которые не выдерживают критики. Но истинная наука полна веры в победу света эволюции, в каком бы аспекте она ни проявилась. Нет ничего страшнее, нежели полное равнодушие или негативное отношение к закону совершенствования человека и бытия. "...Когда тьма покрывает усовершенствование, тогда Огонь незаметно, но химически доказано уходит из негодного вместилища" (Мир Огненный, ч. I, 183). Так светоч Агни медленно потухает в сумерках духа, ибо отрицание или равнодушие его убивает.
Если все отрицательные мысли – яд, если раздражение, страсти, сомнение – яд, если дыхание и слюна злобного человека распространяют яд, то можно представить, "сколько злобы выдыхается, какое разнообразие зла может составить новые сочетания ядов при огромных скопищах народа! Оно будет усилено разными испарениями разлагающейся пищи и всевозможных отбросов, которые валяются на улицах даже столиц. Пора позаботиться о чистоте задворков. Чистота нужна и на дворе, и в человеческом дыхании. Империл, выдыхаемый раздраженными людьми, есть та же грязь, тот же отброс постыдный. Необходимо протолкнуть в людское сознание, что каждый отброс может заражать близких. Отброс нравственного разложения хуже всех извержений" (Аум, 293).
Кроме психической отравы, на человека воздействует несчетное количество химических и физических ядов. "Слишком много отравы умножилось. Много средств направлено лишь на разрушение психической энергии, потому не только в городах, но и среди природы уже нарушается прана вторжением нераспознанных токов" (Аум, 224).
Из внешних ядов, ужасные последствия для человека имеют алкоголь и никотин, который отравляет внутренние органы, губительно воздействует на чувства и нервы. Человек, вошедший в насыщенное никотином помещение, уносит на себе ядовитые наслоения. Также вредны все широко применяемые наркотические средства, притупляющие и губящие интеллект человека и мир его утонченных чувств. Агни-Йога указывает, что "употребление вина наполовину уменьшает вашу удачу, принятие наркотиков унесет три четверти жизнеспособности" (Листы Сада Мории, ч. II, 223). Из последних самым опасным для духовного развития человека может быть бром, который Агни-Йога называет огнетушителем или истребителем психической энергии, но его часто употребляют в составе аллопатических медикаментов против нервных и сердечных болезней.
Наркотики "огрубляют сознание. <...> Особенно нужно обращать внимание на освобождение от отрав. Уже заражена значительная часть почвы, уже заражена поверхность над Землею. Люди, кроме наркотиков, изобрели много ужасных явленных веществ, которые вместо оздоровления вносят духовную смерть. Масса ядовитых испарений удушает города. Люди думают о производстве многих веществ, которые считаются гораздо убийственнее, нежели наркотики. Наркотики являют вред самим потребителям, но убийственные газы терзают все живущее" (Мир Огненный, ч. II, 351).
Так, наряду с созданием мощных очагов культуры и цивилизации, люди безостановочно изобретают различные средства, которые не только разрушают человеческий организм и способность к духовному совершенствованию, но задерживают прогресс всего окружающего, природы, планеты и Космоса.
Отметим также, что отложения неосознанной и непримененной психической энергии могут вызвать болезненные ощущения, поскольку они засоряют нервные каналы. "Как камни внутренних органов, такие кристаллы психической энергии могут вредить, если энергия не использована" (Агни-Йога, 329). Безобразными отложениями неиспользованной энергии Агни-Йога называет столь распространенный в старости склероз.
Также большинство заболеваний туберкулезом Агни-Йога считает возгоранием центра легких. Огненная энергия, потенциально накопленная, но не осознанная и не примененная, может оказаться губительной. Принять энергию в сознание, говорит Агни-Йога, означает ассимилировать ее со своим физическим организмом, впитать в нервные каналы, проявить в жизненных действиях. Поэтому в начале заболевания туберкулезом, кроме всех медицинских средств, необходимо дать сознанию больного целесообразное направление, пользуясь внушением.
Все это можно отнести и ко многим нервным болезням, возникающим у одаренных людей, которые не выявили в жизни свои потенциальные способности. "Называется невритом болезнь, которая имеет отношение к огню. Также многое, относимое к ревматизму и нервному расстройству, должно быть отнесено к огню. Можно легко устранять эти боли установлением материи психической энергии" (Агни-Йога, 329).
Общий принцип таков, что выдача энергии увеличивает ее. Но все же чрезмерная выдача психической энергии вредна и опасна. Врачи, расточающие свои силы, теряют равновесие и сами заболевают. Равновесие и постоянное напряжение чувств само по себе уже дает здоровье. Только развитое сознание почувствует, сколько можно почерпнуть из источника энергии, не нарушая гармонию. Поэтому не случайно Агни-Йога призывает беречь здоровье, предостерегая от каждой несоизмеримости, конечно, не исключая возможности неустанного самоотверженного служения.
"Во всем должна быть соблюдаема соизмеримость. Человек, несоизмеримо выдавший энергию, нарушает равновесие в своем организме и тем открывает себя как возможному заражению, так и ударам со стороны злобных сил, следовательно, наносит ущерб своему здоровью и энергии. Когда говорится, что чем больше дух отдает, тем больше он получает, имеется в виду не одновременная чрезмерная выдача, но постоянное ритмическое использование ее. <...>
Нам постоянно указывается бережность в выдаче энергии, особенно сейчас, когда пространственные токи неслыханно напряжены" ("Письма Елены Рерих").
*
Нередко люди "вредят друг другу, похищая и отягощая чужие силы" (Агни-Йога, 397). Ибо, действительно, существуют вампирические создания (или одержимые), которым недостает своей энергии, и они охотно поглощают чужую. Можно ощутить, как присутствие некоторых людей значительно ослабляет энергию, но никто не подумал – отчего? Врачам необходимо исследовать таких лиц и найти соответствующий метод лечения.
Агни-Йога советует врачу обращать внимание на людей, приходящих к больным, ибо кроме тех, кто придает больным бодрость и помогает, существуют вредители, приносящие духовную заразу (Сердце, 437).
"Каждый кусок хлеба от соседа уже защищен законом, но пожирание и расхищение сил духа не запрещено. Так по невежеству допускаются различные виды вампиризма. Можно, поистине, ужаснуться, наблюдая, как расхищаются силы без всякого применения ко благу. Вампиры всех родов не похищают силы на добрые дела. В лучшем случае они поглощают силы для самости, но затем следует вся темная преступность. Невозможно перечислить злоупотребления ценными силами. <...> Только сердце непрестанно подает знаки, и люди обычно не желают знать их" (Сердце, 546).
Существуют также люди, в которых всеначальная энергия прекратила свое движение, Агни-Йога называет их "ходячими мертвецами". Они очень привязаны к жизни; они еще двигаются, работают, но не имеют своих сил и живут за счет энергии окружающих, и легко подпадают под влияние посторонних лиц, ибо лишены собственных убеждений.
Что может разрушать энергию масс? Мы знаем, что были жестокие правители, которые подавляли психическую энергию народа страхом, даже ужасом. Руководители организаций своими ошибочными действиями или резкими словами могут вызвать смятение среди членов. Также одно восклицание неуравновешенного человека иногда сеет страшную панику на корабле или в зрительном зале, и влечет за собой многочисленные жертвы.
Насколько же необходима высокая дисциплина основной энергии человека!
Не только запасы энергии, накопленные в организме, но и пространственный огонь, не воспринятый и не трансмутированный, может стать разрушительным и для самого человека, и для его окружения, как необузданная стихия, особенно в наши дни, когда, по утверждению Агни-Йоги, в связи с астрохимическим состоянием нашей планеты усилилось давление космического огня и нагнетение психической энергии, ищущей каналы для проявления.
"В силу нагнетения космического и психическая энергия человечества усиливает давление. Она не только не признается, но даже попирается, вызывая болезни физические и психические. <...>
Она вырастает в давление. Она, наподобие гремучего газа, представляет опасность взрыва. Остается направить ее в мощное сужденное русло, иначе она окончит эволюцию".
"Невозможно уничтожить психическую энергию, но можно загнать ее в такое недостойное положение, что она может покончить земную жизнь взрывом" (Аум, 513, 460).
"Пусть не примут слов об Огне как символ отвлеченный. Говорю об Огне истинно существующем. Уже не впервые планета испытывает воздействие этой стихии. На смене расы Огонь приближается, как струи очищения. Помнит человечество разрушение, причиненное соединением Пространственного Огня с его подземным отложением. Почему повторять разрушение Атлантиды, если можно привлечь благотворность стихии огня? Но, чтобы подойти безбоязненно к Огню, нужно научиться мыслить о нем и принять его в сознание" (Агни-Йога. 341).
Современной медицинской науке следовало бы глубже продумать, в чем заключается причина многих распространенных эпидемических заболеваний, не и<