Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета

Давайте еще раз взглянем на психологический конфл* переживаемый героиней. Чувство вины, стыда, страх — ] ства, мешающие жить, лежащие тяжелым грузом на ду Мы можем использовать этот образ ненужного груза в сказке Тогда задача героя — этот груз скинуть, освободиться. Но I почему-то этого не делает. Почему? © Может быть, не знает, что его можно просто выбросить? © Или носит его так давно, что и позабыл, что этот груз кло

нит его к земле, не дает дышать свободно? © Или боится, что без него будет еще хуже? © А может быть, думает, что эта ноша ему нужна для чего-то © А возможно, хочет скинуть эту опостылевшую ношу с плеч но не может, потому что она к нему приклеена или он заколдован?

Причин множество, и мы еще не все перечислили. Кстати, заметили ли вы, что, говоря о каком-то ненужном грузе, на самом деле мы имели в виду серьезные психологические процессы, происходящие во внутреннем мире человека? И было хорошо понятно, о чем идет речь. Такова сила метафоры, образного языка — не нужны сложные термины. Метафора, образное сравнение, позволяет сразу схватить суть явления без лишних слов. Многие носят с собой всю жизнь старые обиды. страхи, вину, стыд — тяжелый эмоциональный груз.

У нас есть отличная основа для сюжета сказки, с помо-щью которой мы научим малыша вовремя избавляться от н^ посильной ноши.

Царица и ученик лекаря

Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета - student2.ru

авно-давно где-то далеко-далеко жила-была одна царица.

Вот собрала она как-то всех своих придворных, советников и докторов и говорит им: «Плохо мне в последнее время, слабость какую-то ощущаю, идти тяжело, устаю быстро, все меня раздражает. Кто ответит мне, что со мной, и от недуга избавить сможет, будет щедро награжден. А кто возьмется за дело, да не выполнит, лишится головы». Немного охотников нашлось головой рисковать, прогнала их всех царица. А один ученик лекаря опоздал к началу речи царицы и не слышал, что тот, кто неправильно лечить станет, будет казнен. Он и говорит царице: «О царица, дозволь мне слово молвить». Удивилась царица, что кто-то все-таки решился ее вылечить, но позволила говорить.

А ученик лекаря говорит: «Скажи, о царица, что за мешокты все время носишь у себя за спиной?». «Какой еще мешок, что за вздор ты мелешь?» — промолвила грозно царица. А ученик лекаря не испугался, повторяет: «Как же, о царица, ты всегда с этим мешком ходишь? Да ты сама в зеркалах посмотри!»

Посмотрела царица: «А и правда, мешок какой-то за спиной. Откуда же он взялся?» «Этого я не могу знать, — отвечает ученик лекаря, — то одной тебе ведомо. А только вижу я, что сил твоих больше не хватает его на себе таскать. И еще думаю я, что раз ты за много лет ни разу в тот мешок не заглянула, значит, и не нужен он тебе больше». Подивилась царица речам диковинным. Задумалась. А потом вста-ла и велела ученику лекаря с собой идти. Дошли они до быстрой _Ки> что в тех местах протекала. Сняла царица с плеч мешок тяже-ь,и, да и вышвырнула в воды быстрой речки. Унесла речка мешок, ^след его простыл.

Царица с тех пор выздоровела и жила еще сто лет в радости. Уче-г лекаря был щедро награжден, и был ему пожалован чин Главно-0 Доктора при царице.

Несколько слов о структуре этой сказки.Героиня сказ. ки — царица — олицетворяет образ нашей девочки. В сказках часто главные герои — коронованные особы. Ребенок в семье центральная, главная фигура, как король или королева. Если в сказке упоминаются родители, герой или героиня становят-ся принцем или принцессой.

Царица просит избавить ее от недуга. Ей не нравится то что с ней происходит, и она понимает, что нужно просить помощи. Это важное сообщение для ребенка — «когда тебе плохо, обратись за помощью к близким».

Описание содержания жалоб максимально приближаем к нашей ситуации, чтобы ребенок увидел сходство с собой и еще внимательнее стал слушать, как похожий на меня герой решает похожую на мою проблему. Ученик лекаря олицетворяет способность взглянуть на ситуацию со стороны без страха.

С помощью ученика лекаря царица видит себя в зеркале, и ей решать, что делать дальше. Оставить все как есть или согласиться, что мешок-то и не нужен. Возможно, пока царица думала, она вспомнила, что за причина заставила ее носить этот мешок, а может быть, и нет. Это уже не важно. Главное, что это дело минувших дней и сейчас приносит только неудобство. Здесь в рассказе мы делаем паузу, чтобы дать возможность и ребенку немного поразмышлять об этом.

Царица приняла решение и выбросила мешок в воды быстрой реки, которая унесла и мешок, и проблему. И решение было правильным, мы знаем, что дальнейшую жизнь царица провела в радости. Об этом мы и рассказали ребенку в мягкой иносказательной форме.

Если у малыша возникает желание, вы можете с ним поговорить о сказке. Конечно, на событийном и (или) эмоци0' нальном уровне.

Эту сказку вы можете по-своему варьировать, чтобы она подходила к текущей ситуации вашего ребенка.

Вязанка хвороста

Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета - student2.ru

некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц. Вот однажды пронесся по королевству слух, будто принц надумал жениться. Все красавицы королевства съехались к королевскому дворцу. Да только напрасно. Не нашел среди них принц своей суженой.

Затосковал с той поры принц. Ничто его не радовало — ни прекрасное пение птиц, ни яркие краски чудесных цветов, ни порхание мотыльков. И решил он отправиться в дальние края счастья поискать. Сборы были недолгими, проводы скорыми. И пошел он куда глаза глядят. Долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Повстречал принц однажды на своем пути в лесу старушку. Шла она еле-еле, согнувшись под тяжестью вязанки хвороста, которую она несла на своих плечах. Остановился принц, поздоровался.

- Давай я тебе помогу, бабушка, — говорит принц. — Вижу я, хворост у тебя тяжелый. Да только не пойму, зачем тебе хворост в наших краях — ведь у нас не бывает холодов, а пищу все на угле готовят — так удобнее, уголь-то везде валяется, да и нужно его только пару горсток.

~ Спасибо тебе, добрый человек, — отвечает старушка, — да только не можешь ты мне помочь.

"" Неужели ты думаешь, не справлюсь я с твоей вязанкой хвороста?- удивился принц.

~" Не в этом дело, не серчай, — отвечает старушка, — не могу я снять плеч эту вязанку, сколько ни старалась. Видно, суждено мне весь ек свой ходить с ней на плечах, поверил принц, что нельзя вязанку с плеч сбросить. «Я-то силь-и' Сейчас... ну-ка...» И так пытался принц оторвать вязанку от ста-ки, и сяк, да как ни старался, не смог. Чем же тут секрет? — спрашивает принц. — Неспроста же это.

—Твоя правда, — отвечает старушка. — Вижу я, человек ты добрые расскажу тебе. Обманула я однажды хорошего человека, вот и ^ юсь теперь со своей виной.

—А есть ли средство искупить твою вину? — спрашивает принц.

—Слыхала я, что, если кто признается в своем грехе, спадает закля-тье. Да больно уж страшно.

Помолчала немного старушка и вздохнула:

— Ой, не знаю, я уж столько раз пожалела, что обман совершила.
Только это промолвила, как вязанка-то и сама упала с ее плеч. И
вот ведь чудо — распрямилась старушка! И не старушка она вовсе
оказалась, а прекрасная девушка. Как увидел ее принц, так и понял
сразу — вот она, его нареченная.

Полюбили они друг друга. А вскорости и свадьбу сыграли. И жили они поживали, горя не знали.

Что же содержится в этой сказке?Сюжет выглядит немного по-другому. Сначала появляется принц, ищущий свою половинку и отправившийся на ее поиски.

Но вот встречает он старушку, которая, как выясняется позже, и не старушка вовсе. Но под тяжестью своей ноши она так согнулась, что принц и не узнал красавицы. Мы сообщаем тем самым ребенку: под влиянием давящего чувства вины человек может измениться до неузнаваемости.

И ноша какая-то странная — сразу ясно, что ненужная никому. Отапливать дом не надо, и готовить на хворосте не надо, одна тяжесть от него. Итак, от вины этой никакого проку, одна тяжесть. Героиня наша это тоже понимает, как и принц, который видит ситуацию отстраненно и с удивлением говорит об этом.

Но не все так просто. Не может наша героиня выбросить свою ношу. И силу тут не применить. Даже принц не справился. «Так что не любую проблему можно разрешить силой», -* говорим мы ребенку. А чтоб от вины избавиться, надо в ней признаться кому-то, доброму человеку, которому ты доверЯ' ешь. И случится чудо. Ноша твоя сама с плеч спадет. Такое маленькое чудо происходит и в нашей реальной жизни. Рассказывая о проблеме, мы освобождаемся от нее. И не происходи1 ничего страшного, наоборот, мы получаем возможность раС'

^8

оямиться, расправить плечи, начать дышать свободно. И не надо больше бояться и прятаться в лесу. И теперь, когда «ста-оушка» вернулась к своему настоящему облику, принц узнал в ней свою половинку. А в награду, конечно, наша героиня получает признание своей красоты, любовь и счастье.

Рассказывая ребенку эту сказку, можно оставить сюжет без изменения или внести коррективы, приближающие ситуацию к вашей. А если возникнет необходимость, можно обсудить сказку, спросить мнение ребенка, что скрывала героиня или почему произошло это чудо.

Сочиняем сказку

Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета - student2.ru

Попробуйте сочинить сказку для Светы, используя тему лишнего груза, взваленного на плечи. Какие возможные причины остались у нас неосвещенными? Персонажи совсем необязательно должны быть коронованными особами. Это могут быть и не люди.

Вернемся к психологическому конфликту нашей героини. Кроме чувства вины и страха, мы там заподозрили потерю уважения к себе. Это тоже очень значимый фактор. Поищем символ, который мог бы отразить это понятие. Потеря уважения к себе: герой потерял что-то очень важное, и он должен это обязательно себе вернуть. Колечко, платочек, гребень, зеркальце — для девочки. А для мальчика — оловянный солдатик, перочинный ножик, жук в коробочке, особая монетка и т. п.

Заветный молоточек

Психологический конфликт героя как основа сказочного сюжета - student2.ru

ассказывают люди, что жил в стародавние времена один паренек. Звали его Прохором. И был он кузнецом, да не простым, а на всю округу знаменитым кузнецом. Хоть и молод он был, а люди уже величали его мастером. Коня так подкует, что тот не скачет, а летит. А уж какие чудесные вещи мог он выковать! Косу для косаря

выкует — она сама косит, только успевай за ней. Калитку ажурную такой красоты сделает, что у любого человека, проходящего мимо плохие замыслы из головы улетучивались. Очень он свою работу лю. бил. День-деньской проводил он в своей кузнице, все новые чудес-ные вещи ковал.

И вот однажды приключилась с ним беда — потерял он свой молоточек заветный. Как ни искал, не нашел. Что делать, пришлось другой молоточек взять. И вот ведь что — не выходят больше у Прохора чудесные вещи. Он и работает так же усердно, и больше времени тратит на каждый заказ — а получаются обычные подковы, косы, калитки... Стали люди говорить: потерял, мол, Прохор свой дар. Не вышло из него мастера.

Вот однажды приходит к нему в кузницу мужичок один и говорит: «Ты ли Прохор-мастер?»

—Ну я, — отвечает Прохор, — только не мастер я больше.

—Как так,—удивляется мужичок, — я из дальних краев к тебе шел. Знаю, только ты можешь сделать для шкатулки моей ключик волшебный.

А Прохор ему и отвечает со вздохом:

—Зря ты из дальних краев добирался. Не могу я больше никаких чудесных вещей делать, закрываю я свою кузницу.

—Так что же с тобой приключилось? — спрашивает мужичок.

—Потерял я, растяпа, молоточек свой любимый. Вот и не выходит больше ничего, — отвечает Прохор.

—А что, как я помогу тебе твой молоточек сыскать? — спрашивает мужичок.

—Эх, мил человек, кабы так, я бы тебе десять чудесных ключиков сделал, да и денег бы за работу не взял. Да только напрасный это разговор. Я уж каждый уголок, каждую песчинку перевернул, ничего не нашел.

—А вот мы посмотрим, — говорит мужичок. И достает из своего мешка книгу. А книга та была не простая, а волшебная. В ней все про все написано. Полистал мужичок свою книгу и говорит: «Молоточек твой лежит на дне твоего колодца, обронил ты его, когда воду набирал да подумал, что никакой ты не мастер, раз еще так молод».

росился Прохор к колодцу, на самое дно спустился, нашел-таки молоточек заветный. Вот уж радости было! Кинулся он мужичка обнимать, благодарить. Скорее давай ковать ключики обещанные. А ведь получается! Ключики чудесные вышли — сами в замке поворачиваются, только вставь. Доволен был мужичок работой, д потом Прохор и говорит:

_ Я вот тут подумал. Это что же получается, только я засомневался в себе, сразу потерял то, что имел?

- Вот и думай, смекай, что к чему, да не теряй больше того, что имеешь! — сказал мужичок, распрощался и отправился восвояси. А Прохор, и правда, больше не терял молоточка своего, и сделал, говорят, еще много чудесных вещей.

О чем сказка? О вере в себя, которая так важна для каждого из нас и которая позволяет нам делать чудесные вещи. О том, что, потеряв ее, мы больше не мастера своей жизни. А еще о том, что ее можно найти на самом дне нашего глубокого колодца — нашей сути.

Если чувствуете, что ребенок ваш, как говорится, потерялся, самое время рассказать ему сказку про заветный молоточек.

Конечно, рассказывая эту сказку ребенку, вы можете изменять детали в соответствии с ситуацией. Сочиняя сказки, я часто использую мотивы русских народных сказок. Речевые обороты древнего русского языка, как мне представляется, еЩе больше подчеркивают, как давно происходят излагаемые события, и погружают в волшебный мир.

Это только один из возможных приемов при сочинении сказки. С не меньшим успехом можно использовать сказоч-Ые мотивы других народов или создавать исключительно ав-ТоРскую сказку.

Мы рассмотрели, как при сочинении сказки использует -Гема конфликта главного героя. Также мы можем призвать Помощь и список того, что помогает герою на пути к цели.

Пути достижения героем цели

Наши рекомендации