Сказкотерапия против агрессивности
Глава 1
Что такое сказкотерапия
Сказкотерапию можно по праву назвать самым детским направлением психологии, хотя методы сказкотерапии успешно работают и для взрослых. Ведь язык образов и символов понятен всем. Именно поэтому сказку использовали наши мудрые предки в целях ненавязчивого обучения нравственным нормам.
Вот и наши дети вслед за предками осваивают, что такое хорошо и что такое плохо. Так что, если ваш малыш просит вновь и вновь прочитать одну и ту же сказку, не удивляйтесь — идет активный процесс изучения, как устроен наш мир, или работа над актуальной стрессовой ситуацией.
Сам термин «сказкотерапия» означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа ^ет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказки подсказывают, как себя вести в трудных ситуациях или как не надо себя вести. Например, «Морозко» про-авляет трудолюбие, терпение и скромность и показывает, бывает со злыми и ленивыми. «Репка» учит, что, позвав на помощь других, можно решить то, что не под силу одно му. «Колобок» показывает малышу, что может произойти, еа ли убежать от мамы и папы. Тема эта увлекательная и поисти не неисчерпаемая.
Сказка может помочь решить нравственную или эмоциональную проблему, а может и предотвратить их возникновение.
Есть сказки народные, в которых отражен веками накопленный народом опыт, и есть авторские сказки, в которых отражено авторское видение проблемы и ее решения. Очень часто авторские сказки посвящены общечеловеческим проблемам и ценностям. Но все же с авторскими сказками надо быть настороже. В них, как и в любом творчестве, могут отражаться индивидуальные особенности автора. Прочитайте сначала сами сказку, поразмышляйте, какой вывод заключен в ней и хотите ли вы, чтобы этот вывод принял к действию ваш ребенок.
И еще одно примечание — сказки должны подходить ребенку по возрасту. С младенческого возраста ребенок осваивает родной язык, слышит колыбельные, прибаутки, короткие стишки. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Лучше, чтобы сказки были простые и сюжетные обороты — повторяющиеся, как, например, в сказках «Теремок», «Колобок».
Между двумя и пятью годами мозг ребенка стремительно развивается, у него развиваются представление, память, мышление, фантазия. Общий кругозор, словарный запас значительно расширяется.
Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
К 5-6 годам он уже готов к восприятию так называемых волшебных сказок со сложными сюжетами и превращениями. И ему в полной мере открыт сказочный мир.
Глава 2
МеТоДы
О некоторых методах сказкотерапии мы с вами уже поговорили, а некоторые и применили на практике. Мы с вами рассмотрим основные:
1) рассказывание сказки;
2) рисование сказки;
3) сказкотерапевтическая диагностика;
4) сочинение сказки;
5) изготовление кукол;
6) постановка сказки.
Рассказывание сказки
Любое рассказывание сказки терапевтично. Во время прослушивания сказки ребенок ведет интенсивную внутреннюю работу. Когда ребенок просит рассказать сказку, по какому принципу вы выбираете сказку? Можно спросить у ребенка, какую сказку он хочет сегодня послушать. Как правило, ребенок интуитивно знает, над каким вопросом нужно сейчас поработать. А если малыш предоставляет право выбора вам? ' вас должна быть наготове пара актуальных сказок, важных Для ребенка. А как этого достичь? Заранее подготовиться, выполнить домашнюю работу.
Наверняка у вас в доме есть несколько сборников сказок. Интернет также может принести неоспоримую пользу. Наша тема — агрессивное поведение. Задача — найти в различных источниках сказки, освещающие эту тему, конечно, в аллегорической форме.
Придется потрудиться, но только на первом этапе, пото» му что, набрав определенный багаж, вы сможете не раз к нему! обращаться. Это поможет при сочинении собственных сказом в будущем.
Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Рассказывая сказку, вы остаетесь в контакте с ребенком и видите, как он реагирует на определенные моменты. Ведь нередко в сказках проводится параллельно несколько сюжетных ли] ний. Повышенное внимание малыш проявляет в самых важных для него местах сказки — это дает информацию для вашего размышления. Возможно, ребенок захочет задать вопрос, прокомментировать действие персонажа. Позвольте это сделать, но не спешите отвечать. Дайте возможность ребенку самому высказать свои предположения. Вы убедитесь, что мыслительная работа действительно проходит серьезная.
Рисование сказки
Очень хорошо, если есть возможность сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Любой вид творчества приветствуется — это еще одна возможность присвоить сказочную информацию, уже в виде наглядного материала.
Изобразительное творчество дается тоже не так просто, как кажется на первый взгляд. Существует даже отдельное направление в психологии — арт-терапия или терапия творчеством. Науке пока доподлинно неизвестно, как работают арт-терапевтические техники, но, рисуя или работая цветным картоном или пластилином, мы воплощаем все, что нас волнует, чувства и мысли. Тем самым мы освобождаемся от тревоги или другого чувства, которое нас беспокоило.
Рисовать можно все, что захочется, — любую сцену из сказки, одного из героев, можно даже нарисовать продолжение сказки, которое представляется ребенку. Но особенно нас будут интересовать моменты в сказке, в которых, как вы заметили, ребенок проявлял особое волнение. Предложите малышу нарисовать их. Это вдвойне полезно: во-первых, ребенок сможет освободиться от беспокоящих чувств и мыслей, а во-вторых, рисунок может стать поводом для искреннего разговора: что изображено, что персонажи делают, думают и почему, что будет дальше, и т. д.
Помните, что качество изображения не надо комментировать. Не стоит подвергать критике то, как ребенок понял элемент сказки. Если, конечно, не хотите, чтобы это был последний доверительный разговор.
Раз мы говорим о сильных чувствах, вполне естественно, что и рисунки на эту тему будут тревожные. Возможно появление всяческих чудищ, огня или темных красок — это естественно. Поговорите о содержании, о том, что будет дальше, и увидите, как эмоциональный накал стихает. А если предложите еще раз нарисовать то же самое, новый рисунок окажется значительно спокойнее. Это знак того, что и в душе малыша наступает равновесие и ему уже не потребуется агрессивное поведение, чтобы выплеснуть накопившиеся чувства.
Однако если напряжение в рисунках не стихает после многократного рисования или подобные же тревожные мотивы наблюдаются и в рисунках на другую тему, следует обратиться к детскому психологу за консультацией, так как ребенку сложно отреагировать какой-то травмирующий эпизод в его жизни.
Можно рисовать вещи, которые вас вдохновляют, радуют. И это чувство при изображении на бумаге придет в настоящем.
Мысленно вернитесь в ваше детство. Что делало вас счастливым, вызывало хорошее настроение? Что-то, что вы имели или что-то, что делали. Возьмите цветные карандаши, а лучше краски (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если рисуете ощу-ения, эмоции). Нарисуйте это, не беспокоясь о качестве изображе-я- Рисуйте так, как будто вам столько лет, сколько было тогда.
С каким чувством вы выполняли задание? Получили ли удоволь. ствие от творчества? Какие мысли и эмоции вызвало выполнение упражнения?
Сказкотерапевтическая диагностика.С этим методом сказкотерапии вы уже знакомы. Мы с вами работали над вы-яснением причин агрессивного поведения малыша. Но также можно диагностировать любую другую проблему.
Сочинение сказки
Хорошо, если под рукой есть сказка, очень подходящая под актуальную проблему, переживаемую ребенком. Но, честно говоря, это далеко не всегда удается сделать. Ведь жизнь бесконечна в своем разнообразии. К тому же только вы подробно знаете ситуацию, переживаемую ребенком, и характер самого ребенка.
Идея этого метода такова: вы заметили, что у сына или дочки возникла эмоциональная проблема, например он (а) стал (а) драться, вы провели диагностику и обнаружили причину (или причины), и у вас появилось предположение, как проблему можно решить. Тогда вы сочиняете сказку, в которой герой попадает в сходную ситуацию, начинает бороться и находит решение. Сын или дочка слушает сказку и следует примеру героя.
Обучению искусству сочинения сказки мы посвятим целую главу. Однако для начала уместно потренировать навыки образного мышления.
Возьмите для примера две любые вещи, предметы или абстрактные понятия. Если бы они могли говорить, какой диалог мог бы между ними состояться? Пофантазируйте. Запишите придуманный разговор-' где он проходил, когда, чем закончилась история.
Абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки. Немного тренировки — и волшебный мир распахнет свои двери.
Изготовление кукол
Изготовление кукол потребуется, если мы решим не останавливаться на достигнутом, а еще и осуществить постановку сказки. Все, что мы говорили об изобразительном творчестве, относится и к изготовлению кукол. Это тоже продолжающаяся работа над сказкой. Изготовляя персонажа собственными руками, мы обретаем полную власть над ним — сделать ему длиннющий нос или смешной колпак, побить или надеть венец.
Техник исполнения кукол великое множество: ф перчаточные куклы; Ф марионетки;
Ф нарисованные и вырезанные из бумаги; Ф из природного материала (камушки, шишки, желуди, коряги); Ф из яичных скорлупок; Ф из спичечных коробков; Ф из пластиковых бутылок и пр.
Перчаточные куклы
Для изготовления перчаточных кукол потребуются старые перчатки, кусочки ткани, кружев, искусственного меха, вата, бусинки, пуговки и т. д. На указательный палец перчатки прикладываем вату, оборачиваем тканью или чулком, пришиваем — это будет голова куклы. Пришиваем пуговки или рисуем лицо. Можно приладить волосы из ниток или меха, головной убор или корону. Остальную перчатку оборачиваем подходящим куском ткани — кукла готова.
Дети любого возраста охотно принимают участие в изготовлении кукол. Работать с иглой и ниткой малышам будет тРУДНо, но под вашим чутким руководством они справятся. ^Делайте всех основных персонажей.
Марионетки
Марионетки тоже просты в исполнении. Берем квадратный лоскут ткани стороной примерно 40-50 сантиме-
тров. Складываем его по диагонали. На двух углах по сгиб! будут руки куклы. Из ваты и старых капроновых колготок де. лаем два овальных комочка, пришиваем по углам — это ру. ки куклы. Для головы куклы берем небольшой камушек, оборачиваем его ватой, капроном, пришиваем по центру сгиба. Украшаем голову. Берем прочные толстые нитки, одну привязываем к обеим ручкам куклы, вторую — к голове. Регулиру. ем длину так, чтобы было удобно управлять куклой. В одной руке держим нитку, ведущую к рукам, в другой — нитку, веду. щую к голове. Кукла готова.