Анализ возможных причин изменений в поведении ребенка
В таблице 1 вы найдете факторы, провоцирующие проявления агрессии в поведении ребенка. Правая колонка таблицы предназначена для отметок факторов, наблюдаемых в сегодняшней жизни малыша. Прочитайте каждый фактор не торопясь. При необходимости обратитесь снова к подробному описанию причин возникновения агрессивности в поведении ребенка.
Если считаете, что определенный фактор есть в жизни ашего ребенка, поставьте галочку в соответствующей правой колонке.
Таблица 1
Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка
Группа причин | Причины | Факторы | Отметки |
Семейные причины агрессивности ребенка | Неприятие ребенка | Нежеланный ребенок | |
Напряженный эмоциональный климат в семье | Ссоры между родителями | ||
Шумные выяснения отношений | |||
Разногласия в методах воспитания | |||
Конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сестрам | |||
Неуважение к личности ребенка | Оскорбительные высказывания в адрес ребенка | ||
Насмешки | |||
Имитация поведения взрослых | Родители в стрессовых ситуациях: | ||
переходят на крик | |||
могут ударить | |||
нецензурно выражаются | |||
обиды не прощают | |||
Чрезмерный контроль | Ребенок лишен собственной инициативы, права выбора | ||
За ребенка решаются все вопросы | |||
Недостаток внимания | Папа и мама уделяют общению с ребенком менее 30 минут в день | ||
Ребенок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания успокаивается | |||
Запрет на физическую активность | У малыша нет возможности попрыгать, побегать, пошуметь | ||
Личные причины агрессивности ребенка | Особенности темперамента | У ребенка ярко выраженный холерический или сангвинический темперамент | |
Возрастные кризисы | Малышу от 2 до 4 лет, и он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт |
Группа причин | Причины | Факторы | Отметки |
Личные причины агрессивности ребенка | Возрастные кризисы | Ребенку от 6 до 7 лет, и он делает паузы между получением задания и его выполнением, спорит всегда, хитрит, кривляется, бурно реагирует на критику | |
Неуверенность в себе | Ребенок слышит время от времени: «Если ты так сделаешь, я тебя любить не буду»! | ||
Ребенок считает себя недостаточно красивым (умным, сильным и т. д.) | |||
Чувство вины и стыда | Ребенок часто обвиняется в проступках | ||
За проступки обычно не получает адекватного наказания | |||
Ребенок совершил что-то плохое, что неизвестно взрослым, и страдает от мук совести | |||
Ситуативные причины агрессивности ребенка | Ситуация новизны | Семья переехала на новое место жительства | |
Ребенок начал посещать детский сад/ школу | |||
Другие новшества в жизни ребенка | |||
Текущая стрессовая ситуация | Потеря близкого человека или домашнего животного | ||
Ребенка обижают в детском саду или в школе, напряженные отношения с воспитателем или учителем | |||
Другие стрессы в жизни ребенка | |||
Переутомление | Ситуации, вызвавшие перенапряжение нервной системы ребенка | ||
Влияние окружающей среды | Шумы, жирная, сладкая пища, отсутствие свежего воздуха, повышенная или пониженная температура воздуха, пребывание в замкнутом пространстве | ||
Невозможно описать в таблице все вероятные ситуации, поэтому, если один из факторов очень сильно выражен или в одной графе обнаружили несколько действующих факторов, поставьте две или больше галочек. Например, графа «Другие актуальные стрессовые ситуации». Вы знаете о двух стрессовых ситуациях, произошедших недавно с ребенком? Поставьте в этой графе две галочки.
Теперь вы видите наглядно проблемные зоны. Обратитесь к колонке «Причины». Сопоставьте выделенные факторы с причинами, а затем и с группами причин.
Что получилось? Стало ли для вас что-то более понятным в поведении вашего ребенка? Какие чувства это знание вызвало у вас?
Хочется процитировать бессмертные слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие. Дело-то житейское».
Во-первых, вы уже обладаете кое-какими знаниями, как преодолевать названные проблемы. И можете уже приступать к применению их на практике.
А во-вторых, все самое интересное еще впереди.