Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ С 77 ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Рискните быть живым / Пер. с англ. родред. Г.П.Бутенко.
ББК88.8
УДК 150.7 С 77
Яро СТАРАК, Тонн КЕЙ, Джеймс ОЛДХЕЙМ С 77 ТЕХНИКИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ: Рискните быть живым / Пер. с англ. родред. Г.П.Бутенко. — М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с.
Книга представляет собой сборник идей и упражнений гештальт-терапии. Она поможет читателю получить представление о психологических приемах, разработанных гештальт-терапевтами. Эти приемы с успехом могут применяться не только в психологической практике, но и в повседневной жизни, они служат расширению сознания, развитию способности воспринимать мир в его целостности и предназначены для тех, кто хочет научиться воспринимать себя ясно и четко и стать творцом собственной жизни.
Книга адресована психологам и психологам-консультантам, психотерапевтам и групповым терапевтам, студентам и аспирантам означенных специальностей, а также широкому кругу читателей — всем, кто рискует быть живым.
Перевод стихов, цитат и второй части Г.П. Бутенко '
ISBN 978-5-903182-64-0
,
© Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм, 2008 ©Издательство «Психотерапия», 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
...... ...» •Часть 1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ..... ……….......................... 7
Глава 1. ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
И ЗАЧЕМ ОНА? .............................................. ………………. 9
Джеймс ................................................................................................... 10
Тони .........................................................................................................12
Яро ............................................................................................................ 14
Фигура и фон ................................................................................................. 16
Глава 2. ОСОЗНАНИЕ ............................................................................J9
1. Внимание и избегание .................................................................... 19
2. Осознание ........................................................................................... 20
3. Внешняя зона (Сенсорное осознание) ........................................... 24
4. Внутренняя зона (Сенсорное осознание)......,........,................. 24
5. Средняя зона (Сенсорное осознание).......................... 25
6. Средняя зона в повседневности................................ ... 27
7. Рискните быть живым....... ...... ....................................... 28
Глава 3. ФИГУРА И ФОН .................................................................31
Бесконечность восприятия ................................................................. 31
1. Значение и фигура-фон................................................. 33
2. Звук и фигура--фон (Внешняя зона).......................... ...34
3. Телесные ощущения и фигура--фон (Внутренняя зона).. 35
4. Чувства и фигура-фон..,................... .....................,.......... ..39
5. Фиксация (Предметы) ................................. ,................... 41
6. Фиксация на себе ................................................. ............ …………………………………….41
7. Фиксация (Другие)....... .........................................................................„.... 42
Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ...................... ...,...........................,... 45
1. Осознание и ответственность............................................ ...... 45
2. Откровенное признание............................................... 47
3. Еще одно откровенное признание.................. ............... 48
4. Беспомощность...................................... ............................... 49
5. Обобщения..... ........................................................................ 50
6. Вопросы............ ....................................................................... 51
7. Ответственность и беззащитность................................. 53
8. Уравновешенность ......................................................... 54
. 9. Использование «НО»...................................................... ...54
Глава 5. СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ................................. . 57
1. Способность к ответу и напряжения в теле.................. 58
2. Ответственность за свои потребности....... ................... 60
3. Одобрение............................. .......................................... 61
4. Самоподдержка против зависимости.............. .................63
Глава 6. КОНТАКТ............................. ...................................... 67
1. Фокусировка и фигура—фон.....................................................68
2. Фигура—фон и выбор фокуса....................... ..........:........ 69
3. Ваши границы с миром.......................... ............................69
4. Определение своих границ с другими.... ,........... ..............71
5. Исследование вашего сходства............................... .........71
6. Разница между контактом и слиянием......................... ..73
7. Контакт и уход в себя........................................... ............74
8. Уход в среднюю зону....... ................ .............. ......................75
9. Чего не хватает в окружении?.................... ...... ............... 75
10.Уход в себя — контакт — слияние. ...... .......................... 77
11.Я? Четко или размыто?................................................. ..78
Глава 7. ИЗБЕГАНИЕ.:............... ..................................... .........79
1. Созидание и разрушение............................... ....................80
2. Проекция..................................... ,................................... 82
3. Проекция на людей......................................................... 84
4. Интроекция: родительские ценности...... .......................... 87
5. Интроекция: «должен»................................................... 89
6. Ретрофлексия... .............................. ............................. ....... 92
7. Напряженность мышц и ретрофлексия ......................... 92
8. Осознание потребностей............................................. ...94
9. Дефлексия........................................................ ...................... ...................... '95
Часть II.
КАК СМАСТЕРИТЬ ШКАТУЛКУ.... ........ ........................... 97
Глава 8. НЕЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ........................................ 98
. 1. Незаконченное действие............... ................................. 99
Глава 9. КОНФЛИКТ ........................ ...................................... 103
1. Конфликт........... ............................................... .................................... .104
2. Избегание конфликта.................................................... 106
3. Преждевременное решение конфликта...... ................. 106
4. Гибкое решение........................ .-................................. 108
5. Обнаружение полярности... ..................................... 110
6. К интеграции конфликта........................... ..,................... 112
Глава 10. СЛЕДУЯ ХОДУ РАЗВИТИЯ..................................... 115
1. Развитие внутри мира...................................................... 117
2. Развитие в вашей жизни................................................. .118
3. Развитие вашего друга......................... ...................... 118
4. Конечная цель и путь развития........................................ 119
Глава 11. ГЕШТАЛЬТ-ОБЩЕНИЕ......................................... 125
1. Уровни общения............................................................ .,127
2. Еще уровни общения..........................................:....................... 128
'3. "Я-Ты" общение.... .................. .„„.„...„..„...„....„..„...„..„ 132
Глава 12. ТВОРЧЕСКИЕ КОМБИНАЦИИ „„.,..„.....„,..........,,....„..... 137
. 1. Гештальт-осознание и креативность......... ...........................141
Глава 13. РАБОТА СО СНОВИДЕНИЯМИ ................................... 143
1. Запоминание сновидений......................................................... 144
2. Оживление сновидений ......... .................................... 145
3. Возвращение утерянных сновидений....................................... 146
4. Придание сути сновидению........................................ 147
' 5. Идентификация с персонажами сновидения............ 148
6. Идентификация с неодушевленными проекциями............ 149
7. Контакт между персонажами сновидения..... .......... 150
8. Послание сновидения .................................................................. 151
9. Управление сновидениями......................................... 152
Глава 14. ПРОЖИВАНИЕ СВОИХ СНОВИДЕНИЙ............... 153
1. Вредные и полезные люди......................................... 155
2. Польза вредных отношений...................... ....... ...... 156
3. Цена вредных отношений................................................ 157
4. Риск разрыва вредных отношений.................................. 157
5. Творческое использование критики................................... 161
6. Творческое Использование наказания........................... „ 164
Глава 15. РИСК БЫТЬ ЖИВЫМ. Заключение... ............. 166
Послесловие.
МУДРОСТЬ НАСТОЯЩЕГО................... ........ .... 168
Библиография.......................................................................... 170
Этот сборник идей и упражнений поможет вам получить представление о психологических приемах, разработанных гештальт-терапевтами. Эти приемы предназначены для того, чтобы научиться ясно и четко воспринимать мир и соответствовать ему. Воспользовавшись приемами, вы сможете обогатить свою жизнь и стать ее
ТВОРЦОМ.
Все приемы, приведенные в книге, взаимосвязаны. И так же как плотник должен научиться пользоваться молотком, пилой и резцом no-отдельности до того, как он сумеет смастерить шкатулку, так и каждая личность лишь тогда сможет в полной мере использовать эти психологические приемы, когда достаточно искусно овладеет каждым из них.
Мы советуем сначала просто прочесть текст и комментарии. Затем начните читать книгу сначала, выполняя упражнения, которые покажутся вам интересными.
ЧАСТЬ 1
использование приемов
ГЛАВА 1
ЧТО ТАКОЕ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
И ЗАЧЕМ ОНА?
Причина, по которой вы с ужасом
воспринимаете смерть, заключается в том,
что вы не живете в настоящем!
Стэн Келеман
Эта книга -- результат наших общих трудов. Работая над ней, мы то становились едины, как бы сливаясь в одно целое, то конфликтовали и спорили до изнеможения. Вопреки соавторству, каждый из нас троих -- это личность со свойственными именно ей чертами; попытка игнорировать наши различия во время написания начального варианта книги привела к тому, что результат оказался забавным, но довольно безжизненным. Чтобы вдохнуть жизнь в свое творение, нам пришлось позволить себе полнее проявиться как уникальным личностям. Поэтому в книгу были добавлены наши собственные комментарии, выделенные в тексте кавычками.
Большая часть книги написана от первого лица множественного числа. В это «мы» входим и мы, трое авторов, и вы, читатель, а временами и все человечество.
Для начала мы спросили себя: «Что привлекло бы ваше, читатель, внимание? Что из полученного нами от гештальт-терапии может стать полезным и для вас? Вот наши ответы.
ДЖЕЙМС
«С того момента, как я занялся гештальт-терапией, я очень изменился, сохранив свою суть. Несравненно возросла свобода выбора в моей жизни, при этом в поведении сохранились наиболее важные для меня черты. Я уже не следую неким предначертанным путем, а скорее в каждый момент времени решаю, в каком направлении мне идти. Я сильный, честолюбивый человек, и тем не менее у меня есть время для любимой. Я работаю с неистовой напряженностью и отдыхаю радостно и свободно. Став на путь гештальт-терапии, я стал отчетливее воспринимать окружающий меня мир и увидел существующее в нем многообразие для общения с людьми.
Жизнь легка с закрытыми глазами. Мир непониманья и забот Непременно свой конец найдет
Без меня и без моих страданий.
Джон Леннон
Более ясное ощущение себя и окружающего мира не сделало мою жизнь беспроблемной, но сколько в ней стало красок! Во взаимоотношениях с людьми я стал более отважным и ощутил свои возможности. Иногда у меня появляется чувство, будто я сижу на брыкающейся лошади, а мир проносится мимо меня в бешеном темпе: краски его сливаются в одно пятно, а потом вдруг все проясняется по-новому. Случается, что меня уязвляют и задевают ситуации, от которых прежде, возможно, я был защищен, но Теперь, рискуя быть живым, я чувствую любовь окружающих, а раньше не позволял себе слышать даже тех, кто ценит и любит меня. Стараясь быть неуязвимым, занимая оборонительную позицию, я невольно, неосознанно создавал преграды для ощущения их заботы.
Вы спросите, зачем пробовать, для чего рисковать? Риск делает мою жизнь свежее, интереснее и полнее. Каждый раз, рискуя проявить что-то, мне характерное и чего окружающие, возможно, не приемлют, я могу оказаться непонятым и отвергнутым ими. В жизни любое действие приводит к тем или иным последствиям, некоторые из которых могут довольно дорого мне стоить. Прежде чем оказаться в вероятно болезненной для
меня ситуации, мне следует взвесить, стоит ли результат усилий. Каждый поступок должен иметь цель, и только я сам могу решить, стоит ли рисковать в данный момент времени и стоит ли игра свеч.
Изменилось мое миропонимание: я вижу, что нет ничего постоянного, все находится в непрерывном движении. Я получил обычное образование, меня учили видеть мир с очень определенной точки зрения: законы Ньютона были верными, пока Эйнштейн не внес в них изменений; и казалось, что родительский дом будет существовать всегда и сами они будут жить вечно. Но люди умирают и вещи меняются. И вместо того, чтобы всегда сожалеть или всегда приветствовать изменения, теперь я могу просто наблюдать их и воспринимать такими, какие они есть. Я могу раньше других увидеть истоки и начало изменений, поэтому они ранят и задевают меня не так сильно. Я верю в собственные силы, в то, что способен стоять на собственных ногах — как кошка, которая, упав с крыши, всегда приземляется на ноги.
Гештальт-философия — это не просто позитивный подход к жизни, это еще использование ее отрицательных моментов для творчества. Меня и по сей день посещают сомнения, я по-прежнему избегаю встреч с некоторыми людьми и стараюсь не заниматься некоторыми вопросами. Но теперь я внимательно прислушиваюсь к «негативным мыслям» о позитивных вещах, когда они как бы нашептывают мне: «Это утомительное занятие, тебе нужен новый подход» или «Этот человек собирается причинить тебе вред или напасть на тебя».
Я имею дело исключительно с конкретной реальностью, я верю лишь тому, что вижу и чувствую в действительности, а не моим мыслям о том, что я вижу и чувствую. Иногда поэтическим абстракциям все же удается поймать меня в ловушку, но значительно реже, чем прежде».
Загадка учителя: «Луна исчезает с морозного неба, половина ночи прошла. С кем же мне размышлять над этим холодным отражением на кристальной поверхности пруда?»
Ответ ученика: «Становится поздно. И раз тут никого нет, с кем можно поговорить, схожу-ка я в туалет и лягу в постель».
Жоэль Хоффман
Тони
«Мое первое знакомство с гештальт-терапией состоялось на одном из трехдневных занятий. Я пришел туда, чтобы попытаться разрешить некоторые семейные вопросы, с которыми я безуспешно старался разобраться уже много месяцев. В этой группе я испытал сатори — пробуждение, и жизнь моя изменилась.
Я чувствовал себя двигающимся в темном тоннеле, из которого, казалось, нет выхода. Какое-то время я был в панике: казалось, что я застрял здесь навсегда. Но постепенно стал сознавать, что в конце есть свет, и, преодолевая огромную боль и страх, стал медленно продвигаться к нему, пока вдруг не ощутил, что вырвался в чудесный сад, залитый солнечным светом.
Ничего похожего по силе и остроте до тех пор я не чувствовал. Медленно и обстоятельно я приступил к изучению гештальт-терапии, что позволило мне усвоить полученные знания.
По образованию я физик-прикладник. Гештальт-терапия очаровала меня своей экспериментальной сущностью. Здесь не надо зубрить и безусловно заглатывать какие-то догмы, которые должны были бы объяснить мне собственное поведение. Вместо этого мне предложили самому понять, как я реагирую вы различных ситуациях и как это — быть мной. Часто у меня бывают самые невероятные инсайты относительно моего поведения, иногда результаты невелики. И это не предопределено заранее. Теперь я понял, что могу пользоваться геш-тальт-упражнениями — они дают мне возможность определить, над чем работать дальше. Я будто бы в физической лаборатории. Я обнаружил, что нет необходимости в детальном и рациональном объяснении собственного поведения. Без сомнений, общая теория гештальт-терапии вполне доступна. Но как и в физике, эта теория основана на практике и проверяется опытным путем: она может указать путь к дальнейшим экспериментам, но достоверность ее должна всегда проверяться жизнью. Фактически теория гештальт-терапии является очень обобщенной, поэтому я крайне редко нахожу противоречия между нею и собственным опытом. Более того, я могу пользоваться экспериментами для того, чтобы заполнить пробелы в своей собственной теории о себе.
Изменения, произошедшие в моей жизни со времени знакомства с гештальтом, совершенно очевидны. Внешность моя изменилась настолько, что порой вызывает недоумение окружающих. Я довольно давно бородат и уже пять лет не стригся. Последнее, насколько я понимаю, было бунтом против суровости и подчиненности моей жизни, с чем я теперь не желаю мириться. А первое возникло из осознания, что я ненавижу ежедневное утреннее царапанье лица, именуемое бритьем, особенно если учесть, насколько ничтожен урожай волос, снимаемых при этом. Внешним изменениям сопутствовали и внутренние. (Хочу ли я того или нет, мой внешний вид длинноволосого и бородатого молодого человека в джинсах вызывает, например, у таможенного чиновника совсем иную реакцию, чем в случае гладко выбритого физика в костюме и при галстуке). В некотором смысле я, Тони, все тот же. Я по-прежнему узнаю и принимаю себя (даже если окружающие уже не могут!). Но теперь я делаю это охотно и с симпатией к себе, а не нехотя и осуждая. Я перестал скрывать свои болевые точки и слабости. Раньше я боялся, что, показывая их, могу стать более уязвимым и слабым: страх этот оказался беспочвенным. Я научился верить в себя. Я верю, что могу сделать почти все, стоит мне только захотеть. Все больше я убеждаюсь, что сам творю свою жизнь. Все чаще я счастлив, и, что еще важнее, теперь я знаю об этом. Конечно, у меня и сейчас бывают периоды депрессии и отчаяния. Но теперь я научился понимать, как они приходят, и даже это состояние души я использую, чтобы, лучше поняв себя, разрешить возникшие проблемы и самому отвечать за свою жизнь. Я учусь быть терпеливым к своим разочарованиям и видеть в них плодотворную почву для собственного роста, вместо того чтобы избегать их. Мне стало понятнее, в каком направлении прилагать усилия, а от чего отказаться. Я меньше боюсь контактировать с окружающими людьми, поэтому более охотно раскрываюсь и более расположен к ним. Я реже обижаюсь на них, хотя поначалу казалось, что такое поведение приведет к обратному. И если все же меня что-то задевает, это оказывается вовсе не так смертельно, как я думал раньше. Я не строю в своем воображении воздушных замков, а живу в реальном мире, как сказал однажды о себе
Ричард, один из моих лучших друзей: «Я заполняю собой всю Вселенную — до краев».
Избранный мною путь - не из легких. Однажды ступив на него, я понял, что дороги назад нет. Я уже не смог бы прикрыться, беспомощностью («Сейчас я не могу вас слушать», «Я не хотел причинить вам неприятности», «Это не моя вина»). Я больше не могу отрицать, что в возникновении трудностей в отношениях с кем бы то ни было есть и мой вклад. Для меня стало очевидно — я ответственен за то, что делаю, за то, кто я есть, независимо от того, нравлюсь я себе или нет.
Можно предположить, что я изменился бы так же или подобно тому просто так — по мере взросления. Но я в это не верю. Лишь исследуя свой внутренний мир, мы можем найти новые пути своего развития. У меня нет желания выдавать геш-тальт за универсальный путь к спасению. Но в нем я открыл для себя интерес и радость жизни, о которых не имел и представления: надеюсь, что вы, читатель, сможете понять, что геш-тальт предлагает и вам такую же возможность».
ЯРО
«Я сижу, пытаясь собраться с мыслями, и чувствую свою неудовлетворенность. Слова, такие правильные на бумаге, не в состоянии передать вам мой опыт, полученный с начала работы в гештальте: вам придется испытать это самим.
Основное значение моей работы в гештальте связано с осоз- нанием — осознанием неприятностей, печалей, радостей и удач, осознанием попыток поделиться своими глубинными чувствами с другими людьми в тот момент, когда испытываешь все это.
Одно из наиболее значительных изменений в моей жизни связано с осознанием того, что я — не статичное, неизменное существо, а нахожусь в непрерывном, бесконечном развитии, что я — часть мира, что я взаимодействую и общаюсь с другими, а они со мной.
Я нахожусь в процессе постоянного взаимодействия с внешним миром и с миром внутренним. Различные черты моего характера тоже взаимодействуют друг с другом.
Временами я испытываю замешательство: тогда я выхожу из контакта с окружающим миром и в результате живу во внутреннем мире, который сам же и создал. Когда я начинаю осознавать границы и различия между моими представлениями о мире и тем, что реально существует «снаружи», я могу не спеша начать «играть» со своими фантазиями и использовать их в качестве помощников и источника энергии для творчества, а не в качестве топлива для депрессий.
Реальность — это жизнь здесь и сейчас в осознании себя и других, перетекающем без помех назад и вперед, как нужно мне. Волнителен контакт с тобой. Иногда в группе я ощущаю прилив энергии, витальность, жизнь, в касании — в ощущении дуновения в воздухе. Я чувствую как течет энергия — от меня к другим и от других ко мне. Этот процесс полон жизни!
По мере развития моего сознания возрастает и число возможностей выбора, открытых мне. Выражая свой гнев жене и замечая, что она ко мне прислушивается и значит может измениться, я понимаю, что мой гнев вполне уместен в этом мире. Осознание — первый шаг в нахождении возможностей выбора; в конечном счете я могу взять всю ответственность за свою жизнь. Это нечто такое, что должно быть прочувствовано и о чем трудно рассказывать — вот почему мы предлагаем вам в этой книге ряд экспериментов.
За годы обучения работе в гештальте я открыл для себя, что меняюсь будто сам но себе, не прилагая никаких особенных усилий. Происходящее со мной можно назвать постепенным изменением моего самосознания в сторону более уверенной, независимой, устойчивой личности. .
В то время как я пишу, я спрашиваю себя: где я сейчас? И отвечаю: «Я — в развитии. И я буду в этом процессе до конца своих дней». Моя теперешняя жизнь и существование отличны от прежних — теперь я способен ответить ясно и точно.
Я осознаю, чего хочу, когда хочу и могу ли реализовать свои желания — без ненужных повторений и противоречий в голове. Гораздо чаще я полон энергии и жизненной силы. Правда иногда и нет, но это уже другая моя сторона. Я люблю, когда влюблен, и прошу, когда мне что-то нужно. Для меня это и есть способ быть живым здесь и сейчас, жить в этот момент
своей жизни, перетекая из одного состояния в другое без усилий, подталкиваний, просто существуя.
За 20 или более лет, прошедших с момента первой публикации этой книги, я участвовал во многих инновационных событиях в Австралии и за ее пределами. Я помогал с образованием гештальт-института в Брисбене и гештальт-центра в Сиднее вместе с доктором Бэрри Бличарским. Позже мы стали участниками Австралийской и Новозеландской Ассоциации Геш-тальта (GANZ). Также я участвовал в гештальт-тренингах в Испании, Мексике, Германии, Швеции, Эстонии и Дании,' в результате чего эта книга была переведена на многие языки ».
ФИГУРА И ФОН
Гештальт-терапия возникла в начале 1950-х годов в результате взаимодействия психоаналитика Фрица Перлза, гештальт-психолога и данс-терапевта Лауры Перлз и их сотрудников в Нью-Йорке и Калифорнии. Это стало частью гуманистической революции, известной как движение человеческих возможностей и сконцентрированной вокруг Абрахама Маслоу, Вирджинии Сатир и Карла Роджерса — они вместе с Фрицем Пер-лзом и другими заставили людей переоценить традиционный подход. Гештальт-терапия развивалась и внедрялась многими специалистами, в настоящее время существует довольно много литературы на эту тему. Одной из наиболее сильных сторон гештальт-терапии, по нашему мнению, является ее экспериментальная природа. Открытия, которые последуют за выполнением приведенных в этой книге упражнений-экспериментов, не требуют принятия никаких догм прежде, чем эти упражнения будут опробованы.
Немецкое слово «гештальт» означает «форма, фигура». Оно впервые было использовано в психологических исследованиях Келером и другими, кто на рубеже веков занимался изучением того, как мы создаем многозначное, выразительное целое из многих отдельных чувственных данных, получаемых из внешнего мира. Например, наблюдая корень, ствол, ветви и листья мы создаем целостное представление, называемое де-
ревом. Части эти формируют целое, являющееся чем-то большим, чем просто сумма частей. На этом маленьком примере, возможно, вы поймете, насколько велика роль наблюдателя в создании целостного представления, или «гештальта». Процесс распознавания любого объекта, формы или фигуры начинается с выделения его из окружения: объект должен быть виден как фигура на фоне. Как только объект попадает в фокус и границы между ним и фоном четко определены, можно говорить о формировании «гештальта». Пока мы не всмотрелись пристально и не зафиксировали свое внимание, наше зрительное восприятие мира постоянно меняется: по мере того как интерес и внимание переходят от одного объекта к другому, выделяются новые объекты, прежние становятся фоном.
Перлз и его сотрудники расширили подобные наблюдения на разные области нашей психологической жизни и объединили свои прозрения с психоаналитическими представлениями Фрейда, райхианской работой с телом и с другими терапевтическими знаниями.
По аналогии с описанным выше процессом восприятия, гештальт-терапевт верит в то, что каждая личность способна четко и гибко изменять сущность образа для выделения его из фона суммарного восприятия. Однако часто мы препятствуем этому естественному процессу и таким образом уменьшаем или даже теряем долю человеческого в нас. Аналитик-фрейдист интересуется причинами, которые заставляют нас самих себя останавливать. Гештальт-терапевт побуждает нас найти и понять, как в этот конкретный момент мы ограничиваем свое сознание и как мы можем расширить сознание себя и своего мира. Поэтому гештальт-терапию часто определяют как «тренинг осознания». Об осознании и пойдет речь в нашей следующей главе.
Ты сказал, что пришел искать. Мне нечего тебе дать,
кроме знания, как искать, — но ты думаешь,
что и так умеешь это делать.
Идрис Шах
ГЛАВА 2
ОСОЗНАНИЕ
Какой жестокостью ты должен обладать,
чтоб нежный стебель маргаритки
растоптать?
Хо-о
Основной тезис гештальт-терапии заключается в том, что осознание само по себе способно вызвать излечение. Большинство из нас в разные моменты своей жизни научились избегать осознания определенных частей своего «Я» и своего опыта. Обычно мы уклоняемся от осознания, чтобы избежать пугающих нас и неприятных чувств.
Существует множество способов избегания осознания, мы подробно обсудим их чуть позже. Некоторые из общих применяемых способов избегания — это отвлечение внимания от негативных чувств, отрицание существования неприятных чувств и ставшее привычкой стремление не допустить ситуаций, в которых возможно повторение чувств или поступков, которых мы стремимся избежать.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ОСОЗНАНИЕ
Будучи в одиночестве или лицом к партнеру, обратите вни-. мание на то, что вас окружает. Выберите какой-нибудь
предмет и вслух детально опишите его, используя выражение «сейчас я осознаю...» Закончите это предложение описанием цвета или формы выбранного вами предмета. Старайтесь по возможности давать простые описания и отмечать наиболее очевидные детали окружения. Осознайте свою склонность интерпретировать эти первичные осознания и придавать им привычную форму.
Например:
Сейчас я осознаю овал белого цвета, очерченный
ободком более светлого тона.
Сейчас я осознаю длинный желтый предмет.
Сейчас я осознаю круглую часть ваших карих глаз,
отблески света в них.
Интерпретацией последнего наблюдения может быть: «Вы внимательно смотрите на меня».
«Будьте гибкими и изобретательными в своих описаниях: используйте ваши глаза, уши, осязание и обоняние».
«Мне кажется весьма полезным полное погружение в это упражнение на некоторое время — например, на пять минут. Обычно в какой-то момент я ловлю себя на том, что мысли мои витают неизвестно где, и тогда я мягко, но настойчиво возвращаю себя к формуле «сейчас я осознаю, что...»»
«Обращая внимание на такую первичную сенсорную информацию, я начинаю осознавать, что же на самом деле происходит, в отличие от того, каковы мои представления о происходящем. В результате я начинаю взаимодействовать с окружающей меня реальностью, а не с собственными фантазиями о ней».
«Окружающий меня мир становится более полным».
Мы зачастую склонны говорить: «Я вижу твою серьезную улыбку» или «счастливый вид» или «ты хорошо выглядишь». Старайтесь по возможности не прибегать к таким оценочным суждениям: они толкают вас в русло собственного жизненного опыта, ибо используют сравнения, взятые из прошлых воспоминаний и переживаний. Для вас же важно осознать, что
происходит именно сейчас. «Сейчас я вижу твои глаза, они прекрасны и напоминают мне туман в лунную ночь» — это, конечно, красиво сказано и, возможно, правда. Но совсем не это мы имеем в виду, когда говорим об ощущениях и осознании. Проведите грань между тем, что вы видите на самом деле и тем, где вы делаете выводы и представляете себе что-то. Такие первичные сенсорные данные — это основа всех переживаний и одни из немногих четко определенных примет в нашей жизни. Очень важно уметь разделять реальность воспринимаемого нами и наши представления и мысли об этом. Между ними есть качественное различие. Эта грань и есть то, что стоит между реальностью и воображаемым миром.
В течение своей жизни я часто отвергал один авторитет только затем, чтобы заменить его другим. В сущности я боялся мысли о том, что в мире есть кто-то еще похожий на меня, кто знает меня так же хорошо. Теперь я пришел к ощущению, что совсем не обязательно прибегать к авторитетам, чтобы узнать, зачем и как жить. Наши нервы, глаза и уши должны начать проникать сквозь пелену, что они сплели для нас, в то время как наши руки хотят объять мир, а сердца — почувствовать его. Мы должны заново открыть свою способность ПРОБОВАТЬ САМИМ. Тогда мы тоже сможем судить о мире.
К. Брукс «Сенсорное осознание»
Мы обогатимся, если приучим себя проверять время от времени качество своего существования. Нам следует развивать навыки отслеживания своих ощущений и осознания. На самом деле, мы можем стать очень чувствительными к моментам избегания и, обратив внимание на чувства, которые сопутствуют актуальному моменту избегания, сумеем еще раз исследовать аспекты себя, являющиеся ключом к дальнейшему росту. Например, если вы обнаружите, что вместо того, чтобы принимать участие в дискуссии, ваши мысли где-то витают, то первым шагом на пути к управлению собой может стать осознание того факта, что вы мечтаете среди бела дня. Сюда входит определение продолжительности ваших ежедневных мечтаний, их причин и, наконец, признание того, что вы это
■
делаете. В следующий раз оказавшись в состоянии такого витания, мысленно вернитесь к тому моменту, когда «выключились» из окружения и ушли в фантазии. Что случилось в этот Момент? Может быть, вы пытались избежать чувства гнева, печали, скуки или вины?
Когда ситуация, приведшая нас к потере осознания проис-
ходящего, станет ясна, следующий шаг — это решить, стоит
ли находиться в состоянии полного осознания и насколько по-
лезно избегание. Когда вы ходите вокруг больничной ограды,
ваши основные чувства могут быть столь удручающими, что,
возможно, и стоит «выключиться». Важно, чтобы вы знали,
что у вас есть выбор — выключаться или нет. Большинство
людей не подозревают о его существовании: они проводят боль-
шую часть своей жизни в «выключенном» состоянии.
Быть «выключенным» означает, что вы не осознаете того, что происходит в данный момент. Но этот момент — это все, что есть. Остальной мир продолжает жить, как и всегда, но все, что мы можем испытать в настоящем, происходит в нашем сознании именно сейчас. Мы не можем непосредственно сейчас ощущать наши воспоминания, мечты или фантазии о будущем. Они — наша коллекция сенсорных ощущений из прошлого. В них мало неожиданного. Но если мы выберем быть «включенными», не уходить от осознания, настоящее вокруг нас становится рогом изобилия, полным волнующих сюрпризов и открытий.
Часто принято различать зоны осознания. Внешняя зона включает осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я». Внутренняя зона относится к ощущениям внутри, «под кожей». Кожа «служит» границей между этими двумя зонами. Стоит отметить, что приведенные здесь определения зон осознания служат лишь моделью, весьма полезной для различения и узнавания нашего осознания. Но эта модель имеет и границы применимости — она может стать нелепой, если ее рассматривать лишь как сочетание двух значительных деталей. Учитывая эти ограничения, если вы оказались в замешательстве при определении того, с какой из зон имеете дело, используйте следующий прием: если ощущения доступны только вам и никому другому, — это внут-
ренняя зона; если они доступны и другим людям, то это, вероятно, внешняя зона.
Третью зону называют «средней зоной», там имеют место все процессы планирования, воображения, желания, анализирования, воспоминания и так далее. Но об этом позже.
Осознание — это одновременно делание и знание.
Джон Энрайт
Следующие два упражнения приведены для того, чтобы вы почувствовали внешнюю и внутреннюю зоны.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ВНЕШНЯЯ ЗОНА(Сенсорное осознание)
Сосредоточив внимание на внешней зоне, продолжайте предыдущее упражнение, завершая фразу «сейчас я осознаю...» Продолжайте осознавать то, что приходит к вам извне. Например:
Сейчас я осознаю черные полоски меж досок. Сейчас я осознаю обилие света в твоих глазах.
Наблюдайте реальность, а не свои мысли.
Фриц Перлз
УПРАЖНЕНИЕ 4. ВНУТРЕНЯЯ ЗОНА(Сенсорное осознание)
Продолжайте упражнение на осознание, на сей раз фокусируйте внимание на том, что происходит внутри вашей кожи. Например:
Сейчас я осознаю давление ягодиц на кресло, в котором
сижу.
Сейчас я осознаю сухость во рту.
Говоря сейчас, я осознаю першение в своем горле.
«Каждый раз, осознавая свое замешательство или чувствуя себя загнанным в угол и не понимая, что происходит, я использую эти два упражнения для самоориентации. С их помощью я могу разобраться, что происходит во внешнем мире и что происходит внутри меня. Тогда,
используя достоверную информацию, я могу переоце-
нить свой мир и действовать наиболее ясным и приемле-
мым на данный момент способом». .
«Выполняя это упражнение, я изумляюсь появлению огромных сил и энергии в своем теле, чего обычно не чувствую и не осознаю. И сейчас я ощущаю свои ноги стоящими на ковре».
Осталось упомянуть о третьей, так называемой средней зоне. Осознание этой зоны качественно отличается от внешней и внутренней зоны, поскольку ее нельзя непосредственно свести к ощущениям, она абстрагируется от них. Размышления, фантазии, образы, воспоминания о прошлом и планирование будущего — это все активность средней зоны. Без нее мы потеряли бы свою человеческую сущность. Однако характерное для нашего общест