Вульводиния: новый диагноз при диспарейнии
Диспарейния также оказалась камнем преткновения в медицинских кругах. В последние десять лет было описано новое клиническое заболевание под названием вульводиния, или фокальный вульвит. У некоторых женщин, имеющих жалобы на боль при введении пениса во влагалище, гинекологическое обследование позволяет выявить характерную картину. У входа во влагалище находятся небольшие красные ранки, которые при прикосновении причиняют острую боль. Иногда создается впечатление, что в этой области имеется сильное раздражение. Жалобы пациентов подтверждаются результатами медицинского обследования, однако откуда же взялись эти небольшие ранки? Тесты на инфекции дают отрицательные результаты, а не зная диагноз, трудно подобрать метод лечения.
В США, в лучших традициях американской медицины, разумеется, было решено лечить это заболевание хирургическим путем. Для этого врачам предложили удалять гименную область с небольшим участком слизистой на входе во влагалище — ту область, где имелись ранки, а возникший «зазор» перекрывали, натягивая наружу стенку влагалища. Гинеколог Дж. Д. Вудраф, который предложил эту методику, счел, что таким образом удастся полностью избавить пациенток от страданий. У него возникло определенное число последователей, в том числе в Нидерландах, однако достаточно скоро последовала и обратная реакция. Большая группа нидерландских гинекологов, и особенно те из них, кто проходил психосоматическое обучение, выступают резко против этого метода, как и против любых методов, включающих в себя варварское кромсание женских половых органов без лишней надобности. К тому же 70 процентов женщин, которым сделали эту операцию, были недовольны результатами. Одним из побочных явлений такой операции были проблемы с естественной лубрикацией (подачей смазки) влагалища при возбуждении. Сексологи из университета Амстердама обнаружили, что женщины, у которых были такие ранки, не прерывали половой акт, а, превозмогая боль, позволяли партнерам продолжать пенетрацию. Эти женщины занимались сексом без всякого удовольствия и в постоянном страхе, отчего смазка почти не выделялась и ранки появлялись снова и снова. Они позволяли желаниям партнера превалировать над их желаниями, несмотря на то что это было во вред их собственному здоровью. Естественно, организм реагировал отрицательно на такое вторжение, иногда женщина даже этого не осознавала. Например, ее тазовые мышцы не могли расслабиться, ранки не заживали, и часто возникали цистит и недержание. Лечение заключалось, как вывели сексологи из университета Амстердама, в воздержании и прикладывании к ранкам различных мазей на масляной основе. Женщину также просили расслаблять мышцы и, если это ей не удавалось, направляли к психотерапевту. А групповые занятия были призваны найти первоначальную причину заболевания, которая крылась в странном поведении женщины, весьма походящим на мазохизм. Хирургическое вмешательство они оставили на крайний случай — для женщин, которым не помогли никакие другие методы.
Поразительно, что столько неприятных эмоций может быть связано с такой естественной вещью, как половой акт. Поразительны также истории женщин, столкнувшихся с такой проблемой. Меня лично потрясла следующая история.
Одна девушка начала мастурбировать в раннем возрасте, используя для этого своего игрушечного мишку. При этом у нее возникали очень приятные ощущения, а потому не было ничего удивительного в том, что она искала различные эротические возможности уже в раннем возрасте. Во время своих путешествий она иногда встречала молодых людей, которые дальше продвинулись в своих экспериментах, чем она бы того от них хотела, но, правда, по-настоящему неприятных, травмирующих случаев у нее с ними не было. В общем, в глубине души она имела смутное представление, что у нее очень узкое влагалище и что у нее будут большие трудности, если она когда-либо пожелает родить ребенка. Она почти никогда не использовала гигиенические тампоны; впрочем, тампоны и не были ей особенно нужны, поскольку ее менструации были весьма слабыми и непродолжительными. Когда пациентка стала жить самостоятельно, снимая квартиру, она решила: пришло время сделать решительный шаг с помощью своего бойфренда. При этом девушка хотела быть сверху: так ей было спокойнее, она чувствовала, что это позволит ей контролировать ситуацию. Однако все пошло не так, как планировалось, и она почувствовала себя униженной. Интуитивно пациентка открыла для себя такой способ интимных сношений, при котором пенис ее друга был у нее между бедер, а она сама делала такие же сжимающие усилия, как раньше с игрушечным мишкой. Это прекрасно работало: она легко испытывала оргазм — впрочем, как и он. Они никогда ничего этого не обсуждали, поэтому он, наверное, думал, что у них с подругой было нормальное сношение.
Со следующим бойфрендом попытка полной пенетрации была сделана в первый же раз. Однако и на этот раз ничего не получилось, и пациентка постепенно ощущала все больше боли, которая была явно локализована в небольшой области, где имели место некоторые повреждения. Читая эту историю, не слишком трудно понять, отчего у этого молодой женщины были столь сильные мышцы вокруг ее влагалища. Она с детства боялась пенетрации; позже ее сексуальное удовольствие было сопряжено со сжатием сфинктерных мышц; под конец же она целый год занималась любовью со своим бойфрендом таким образом, что головка его полового члена находилась в непосредственной близости от влагалища, но не внутри него, что, разумеется, еще больше увеличивало напряжение.
Возможно, такое сравнение покажется странным, однако если маленький ребенок регулярно будет оказываться в приемной у врача-хирурга с синяками и сломанными костями, врачу не остается ничего иного, как подумать, что его избивает кто-то из родителей. Сам ребенок при этом будет, конечно, отрицать это, поскольку он понимает, что нельзя выдавать собственных родителей. В случае же с вульводинией (как, впрочем, и с большинством случаев диспарейнии) рабочая гипотеза такова: у женщины было больше сексуальных сношений с проникновением, чем ей это было полезно. Сама женщина при этом нередко будет считать иначе; в особенности это касается девушек, которые, начав половую жизнь в очень раннем возрасте, иногда становятся жертвами невероятного нажима со стороны сверстников, принуждающих их к сексу. Если врач порекомендует такой пациентке на некоторое время отказаться от коитуса, она, вероятно, не последует его совету, однако, скорее всего, побоится признаться в этом врачу.
Об удалении клитора В октябре 1998 года в номере журнала «Вива» было опубликовано небольшое интервью с сомалийской актрисой и писательницей Ясминой Аллас, ныне живущей в Нидерландах. На родине, в Сомали она была одной из немногих девочек, кому не сделали обрезания, и очень стыдилась этого. Из страха, что об этом могут узнать ее друзья, она умоляла родителей позволить ей сделать обрезание. И лишь гораздо позже Ясмина смогла оценить по достоинству твердость своих родителей, которые наотрез отказали девочке в этом. Многим европейцам трудно поверить в то, что до сих пор во многих африканских странах девочек подвергают такому болезненному ритуалу, как удаление клитора. Те, кто интересуются антропологией, знают, в чем заключается символика обрядов инициации. Обрезание у мальчиков-мусульман означает вхождение в мир взрослых; у евреев обрезание отражает их принадлежность к единому племени. Но обрезание крайней плоти у мужчин и в том и в другом случае не вызывает у западного человека такого отвращения, как удаление клитора (клитородэктомия), поскольку оно не наносит существенного вреда здоровью человека. В случае клитородэктомии женщине не только наносят страшную травму, но и лишают ее возможности получать удовольствие от секса. Все исследования показали, что единственная цель этого обряда — полное подчинение женщины желаниям и потребностям мужчин. А если это так, то совершенно непонятно, почему именно женщины принимают важное участие в сохранении этой кровавой традиции. ...можно использовать бронзовую застежку, или фибулу, не только для закрепления тоги, но и для того, чтобы не допускать половых сношений. Игла при этом прокалывала обе малые губы женщины, как правило рабыни, которой нельзя позволить забеременеть, поскольку тогда снижалась ее цена. Обрезанию у женщин суждена была долгая жизнь — вплоть до отмены рабства, поскольку за обрезанных девушек в африканских центрах работорговли неизменно давали большую цену, чем за необрезанных. Инфибуляцию также называют «фараоново обрезание», поскольку считалось, что обрезание женщин осуществляли еще в Древнем Египте, причем это можно было доказать при обследовании мумий. Рейнерс нашел множество историй об обрезанных мумиях в книгах и статьях, однако проверить достоверность этих источников оказалось невозможным. На сегодняшний день, нет оснований считать, будто Нефертити или Клеопатра подвергались такой операции. * Он выполнил эту работу в период своего обучения в Лондонской школе экономики, под руководством известного антрополога Б. Малиновского. Возможно, Кениатта был прав, и людям Запада никогда не удастся понять смысл и значение клитородэктомии, но он довольно четко изложил мотивы подобного поведения в своей диссертации. Ясно, что обрезание укрепляет племенные связи и что девушки, не прошедшие этой процедуры, рискуют оказаться за пределами общества. В Судане, например, всего три категории женщин остаются необрезанными: маленькие девочки, женщины с психическими расстройствами и дочери проституток. Для нормальной жительницы Судана встретить необрезанную женщину так же страшно, как страшно было гинекологу Рейнерсу, когда пациентка попросила «вскрыть» ее... Хэнни Лайтфут-Кляйн пишет об одной суданской повивальной бабке, которая просто опешила от неожиданности, когда, придя к роженице, вдруг обнаружила, что та необрезана. Хэнни Лайтфут-Кляйн сама познакомилась с медсестрами в одной больнице (причем познакомил их мужчина — врач-гинеколог), и им было сказано, чтобы они максимально откровенно рассказывали своей гостье, Хэнни, обо всем, что было связано с предметом ее исследований. Медсестры с удовольствием согласились на это, но при одном условии: госпожа Лайтфут-Кляйн не менее откровенно расскажет им все про себя саму. Узнав, что иностранная гостья необрезана, медсестры ужаснулись. Они несколько раз спрашивали, не была ли ее мать проституткой. Невеста и ее братья Есть у нас сестра, которая еще мала, Из этого пассажа нам становится ясно, что у иудаизма и христианства есть общие корни с исламом. И вот, снова и снова, возникает этот образ женщины как существа, лишенного признаков пола, которая претерпевает метаморфозу, стоит лишь ей встретить единственного мужчину, избранника, который будет лелеять ее. Я — стена, Смысл тут ясен: самая большая драгоценность, имеющаяся у женщины, должна быть сохранена для единственного мужчины в ее жизни. Если женщина окажется несостоятельной в этом смысле, ее муж имеет право взять себе вторую жену, а большего кошмара в жизни любой суданской женщины невозможно и придумать... Если в нее слишком легко войти при дефлорации, от нее легко можно будет отказаться, а после первой брачной ночи друзья мужа будут со знанием дела расспрашивать его обо всем, причем они будут готовы раздувать мельчайшие искры сомнений в отношении ее девственности. Некоторым женщинам даже приносит удовольствие та боль, которую они чувствовали во время медового месяца. Лайтфут-Кляйн приводит слова медсестры, которая сама по роду работы выполняет обрезания: она сообщила, что ее собственная дефлорация продолжалась десять дней и что у нее все болело еще две недели. «А что, тебе вообще нравится испытывать боль?» — спросила ее Лайтфут-Кляйн, несколько озадаченная. «Нет, совсем нет. Ненавижу боль, как и все остальные. Но та боль была особой, счастливой», — отвечала медсестра. После родов большинство женщин с «фараоновым обрезанием» вновь позволяют сделать себе инфибуляцию... Это означает, что, прежде чем они смогут вновь заниматься любовью с собственными мужьями, их зашивают практически так же сильно, как они были зашиты перед первой брачной ночью, и все это делается потому, что, по их мнению, так они будут более привлекательными для мужей. Эту часть их сексуальной культуры европеец практически не может понять, тем более что повторное зашивание было введено в ритуал сравнительно недавно. Так, женщин, родившихся до 1930 года, вообще никто никогда не подвергал повторной инфибуляции. Антропологи получают противоречивые объяснения. Некоторые женщины утверждают, что они проделывают все это ради собственных мужей; некоторые мужья говорят, что им это вовсе не так уж и нужно, и сваливают все на матерей собственных жен, причем нередко подчеркивается, что повторная инфибуляция дает дополнительный, и немалый, заработок повивальным бабкам, которые ее выполняют. Ниже приведен, к примеру, отрывок из интервью лаборанта из больницы, с которым на эту тему беседовала Хэнни Лайтфут-Кляйн. В истории Таши есть та постыдная деталь, что после того, как ее навсегда изувечили, она лишь во время анального секса могла еще позволить себе забыться и испытать оргазм. Кстати, анальный секс не раз упоминали те, кого опрашивала Лайтфут-Кляйн во время сбора своих материалов, однако никто не уточнил, как часто супружеские пары пользовались возможностями, которые им предоставлял сей неоскверненный «тайный проход». А ведь это как раз очень важный момент в свете эпидемии СПИДа, которая нигде на свете не свирепствует так, как в Африке! Там вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) передается как при гетеросексуальных, так и при гомосексуальных контактах, и в этом отношении ситуация на этом континенте отличается от стран Запада. Передача вируса от носителя к жертве облегчается за счет повреждения слизистой оболочки, так что, чем сильнее и «жестче» происходят фрикции при половом акте, тем больше вероятность передать вирус... В конце концов переводчица немного отошла от этого приступа хохота, так что была уже способна просветить меня, что же было такого смешного в моем вопросе? «Она говорит, — между приступами смеха выдавила наконец из себя переводчица, — она говорит, что ты, наверное, вконец спятила, если задаешь ей такой идиотский вопрос! Она говорит: „Ну как же? Тело — это ж тело, и никакое обрезание не способно его никак изменить! Что бы у тебя ни отрезали — изменить сущность тела они не способны!“» Это было одно из первых интервью с опрашиваемыми в рамках начатого антропологом исследования, и такой поворот дела помог исследовательнице задавать свои вопросы без предубеждения, без предвзятости, определяемой западными представлениями о сути дела. Ведь большинство дискуссий на тему клитородэктомии ведутся с априорно негативным отношением к этой процедуре. Этнограф Лори Леонард смогла записать в одной из деревень в Чаде весьма любопытную интерпретацию женского обрезания, которая, однако, не вызвала восторгов в научном мире. Более того, если бы спонсор знал, чем она займется в Африке, он наверняка не выдал бы ей грант на исследования. Леонард вела свои исследования в Чаде, где около 80 процентов женщин подвергаются обрезанию, хотя этот обычай не соблюдается одинаково. В некоторых селениях обрезание вообще не делают, тогда как в других его делают 100 процентов женщин. Леонард удалось обнаружить селение, где клитородэктомия была введена лишь недавно. Деревушка называлась Миамбе, и проживало в ней около тысячи жителей. Одной из них, женщине по имени Кекета, первой сделали обрезание клитора. Боже, какое же это было значительное событие! Сегодня уже даже не помнили точно, когда именно это случилось. Старики помнили, что это было еще в годы войны, потому что школа тогда не работала. Кто-то вспомнил вдруг, что это было в засушливое время года и что тогда еще была жива жена Бамаде. После Кекеты ту же операцию проделали с пятью группами девочек, однако всего таких было, наверное, не больше тридцати человек. Почему они пошли на это, жители деревни не совсем понимали, однако в этой же деревне, с давних времен всегда были девочки, которые требовали, чтобы им вырвали нижние резцы, а зачем им это было так уж нужно, никто не мог понять. То есть можно было это сделать, а можно было и не делать. Но шансов найти себе мужа это никак не прибавляло. Наши рекомендации
|