Мозг и сексуальное возбуждение.
Из опыта мы знаем, что мозг играет важную роль в нашей сексуальности. Наши мысли, эмоции и воспоминания — все переплетается благодаря его сложному механизму. Мы можем приходить в сексуальное возбуждение без всякой сенсорной стимуляции; в данном случае его вызывает наша фантазия, представление эротических образов или сексуальных действий. Иногда некоторые люди даже достигают оргазма, только фантазируя и не подвергаясь при этом никакой физической стимуляции (Kinsley et al., 1948, 1953; Whipple et al., 1992; Whipple & Komisaruk, 1999).
Мы знаем, что конкретные события могут вызвать у нас сексуальное возбуждение. Менее очевидна роль индивидуального опыта и культурного влияния, наш мозг в данном случае — посредник между ними. Вполне очевидно, что мы по-разному реагируем на одинаковые стимулы. Некоторые люди могут сильно возбуждаться, если их партнеры употребляют откровенные слова и выражения, касающиеся секса; других, наоборот, такие слова пугают или гасят их сексуальное возбуждение. Культура также играет существенную роль в стимуляции сексуального возбуждения, что показано во вставке «Культурные различия и сексуальное возбуждение». Например, многих европейцев может возбуждать запах выделений из гениталий в отличие от представителей нашего общества, привыкшего к дезодорантам. Мозг — кладовая наших воспоминаний и культурных ценностей, и, как следствие этого, он оказывает крайне сильное воздействие на сексуальную возбудимость.
Исключительно психические представления, как, например, фантазии, являются продуктом деятельности коры головного мозга(cerebral cortex), «мыслительного центра» мозга, который контролирует такие функции, как логика, язык и воображение. Кора представляет только один уровень функционирования, когда мозг влияет на возбуждение и сексуальное реагирование именно человека. Лимбическая же система на подкорковом уровне играет большую роль в определении сексуального поведения как у людей, так и у животных. (Everitt, 1990; Kimble, 1996).
Кора головного мозга (Cerebral cortex). Тонкий внешний слой серого вещества головного мозга, контролирующий высшие психические процессы.
Лимбическая система (Limbic system). Подкорковая система мозга, состоящая из нескольких взаимосвязанных структур, которые влияют на сексуальное поведение у людей и у животных.
На рис. 4.1 показаны некоторые ключевые структуры лимбической системы. Это поясная извилина, миндалевидное тело,гиппокамп и части гипоталамуса, играющие роль регулятора. Исследования связывают различные участки этой системы с сексуальным поведением. Например, в некоторых исследованиях, проведенных на животных, была обнаружена связь гипоталамуса с сексуальным функционированием. Ученые докладывают о росте сексуальной активности у крыс, включая эрекцию и эякуляцию, при стимуляции внешней и внутренней областей гипоталамуса (Caggiula & Hoebel, 1996; Paredes & Baum, 1997; Van Dis & Larsson, 1971). Когда некоторые части гипоталамуса при помощи хирургического вмешательства разрушаются, то как у мужских, так и у женских особей отдельных видов животных проявление сексуального поведения очень резко идет на убыль (Hitt et al., 1970; Paredes & Baum, 1997).
Рис. 4.1. Лимбическая система — область мозга, связанная с эмоциями и мотивацией, имеет большое значение для сексуального функционирования человека. Ключевые структуры, окрашенные на рисунке серым цветом — это поясная извилина, части гипоталамуса, миндалевидное тело и гиппокамп
Но одни из самых поразительных результатов дают исследования Джеймса Олдса, который в 1950-х годах провел серию экспериментов, включающих стимуляцию лимбической системы у крыс. Олдс так организовал эксперимент, что крысы могли сами стимулировать свой мозг: он вживил крошечные электроды в некоторые области лимбической системы (в гипоталамус и в область перегородки мозга) и соединил эти электроды со специальным аппаратом, где был рычаг. И каковы оказались результаты? Крысы ответили тем, что снова и снова нажимали на рычаг до полного своего изнеможения, по несколько тысяч раз в час. Такая реакция и видимость интенсивного удовольствия, которое, как казалось, испытывали крысы, привели Олдса к тому, что он назвал эти области лимбической системы «центрами удовольствия» (Olds, 1956). Однако крысы не могли сообщить Олдсу, было ли удовольствие, которое они получали, сексуальным по своей природе. Последующие исследования на людях вносят некоторую ясность в этот вопрос.
По этическим соображениям очень мало исследований, в которых изучались бы эффекты стимуляции мозга, проводилось на людях. Тем не менее все же есть некоторые свидетельства о том, что электрическая стимуляция гипоталамуса у людей приводит к сексуальному возбуждению, которое иногда заканчивается оргазмом (Sem-Jacobsen, 1968). Более того, есть целый ряд зарегистрированных случаев, когда электрическая и химическая стимуляция мозга у человека, проводившаяся в терапевтических целях, оказывала подобный эффект.
Роберт Хит (1972), исследователь в области медицины, провел ряд экспериментов со стимулированием лимбической системы у пациентов, страдавших от различных расстройств. Он вывел теорию о том, что удовольствие, вызванное стимуляцией, может иметь некоторую терапевтическую ценность. Одного пациента, мужчину с эмоциональным расстройством, снабдили устройством для самостимуляции, которое он использовал до 1500 раз в час, чтобы осуществить стимуляцию в области перегородки мозга. Он сообщил, что эта стимуляция вызывала у него сильное сексуальное удовольствие и чувство протеста всякий раз при отсоединении от аппарата. Еще одна пациентка, женщина с эпилептическим расстройством, сообщила, что чувствовала сильное сексуальное удовольствие и испытала несколько оргазмов как непосредственный результат стимуляции мозга.
Вряд ли исследователям когда-либо удастся обнаружить конкретный «центр секса» в мозге. Тем не менее ясно, что и кора головного мозга, и лимбическая система играют важную роль в инициации, организации и контроле человеческого сексуального возбуждения и реакции. Кроме того, в мозге интерпретируются различные получаемые извне сенсорные ощущения, которые часто оказывают глубокое влияние на сексуальное возбуждение. Мы рассмотрим эту тему в следующем разделе.
Лики сексуальности.Культурные различия и сексуальное возбуждение
И хотя в основе сексуального поведения человека лежат универсальные биологические механизмы, тем не менее культурное влияние во многом определяет то, какие сексуальные стимулы или типы поведения (или и то и другое) покажутся тому или иному человеку особенно возбуждающими. Так, на Западе, где сексуальная активность стремительно направлена на достижение оргазма, оптимальными чаще всего считаются действия по возбуждению гениталий. А вот приверженцы восточной тантрической традиции (в которой сексуальность тесно взаимосвязана с духовностью) часто испытывают наибольшее удовольствие, акцентируя чувственные и духовные аспекты обоюдной близости, а не оргазменное высвобождение (Devi, 1977). Далее мы коротко приведем примеры других культурных различий в сексуальном возбуждении человека.
Поцелуй в губы, этот универсальный источник сексуального возбуждения для западного человека, может быть редок или и вовсе отсутствует в сексуальных отношениях людей других частей света. Так, эскимосы Северной Америки и жители Тробриандских островов скорее выразят любовь, потершись носами, чем губами, а в южноафриканском племени тонга поцелуй вообще считается чем-то отвратительным и неприятным. Индусы также не склонны целоваться, потому что они считают, что такой контакт символически оскверняет сексуальный акт. Клиллан Форд и Фрэнк Бич (1951) обнаружили, что только в 21 стране были приняты поцелуи в губы, и только в 13 странах поцелуи считались сексуальной прелюдией или сопровождением совокупления.
Оральный секс (куннилингус и фелляция) — распространенный источник сексуального возбуждения в островных обществах южной части Тихого океана, в промышленных странах Азии и в большинстве стран на Западе. Зато в Африке (кроме северных регионов) такая практика считается неестественным и отвратительным поведением.
Заигрывание перед сексом, будь то оральный секс, чувственные прикосновения или страстные поцелуи, является предметом бесчисленных вариаций во многих культурах. В ряде сообществ, по большей части ориентированных на восточные традиции, пары могут стремиться продлить состояние пика сексуального возбуждения на несколько часов (Devi, 1977). А в западной культуре, хотя там и распространены различные паттерны предварительной эротической игры, эта активность часто непродолжительна и любовники весьма быстро переходят к «главному событию» — совокуплению. В некоторых же других культурах эротическое стимулирование занимает очень короткое время, или отсутствует совсем. Так, например, предварительное эротическое стимулирование у фермеров лепша в юго-восточных Гималаях ограничивается тем, что мужчины непродолжительное время ласкают грудь своей партнерши, а мужчины-ирландцы из Айнис Биг до коитуса ограничиваются поцелуем в губы и грубой стимуляцией нижней части тела женщины (Messenger, 1971).
Еще один показатель разнообразия сексуальности в культурах — это различные стандарты привлекательности. Несмотря на то что физические характеристики почти во всех культурах оказывают сильное влияние на сексуальное возбуждение человека, стандарты физической привлекательности в культурах разных народов варьируют очень сильно. В этом вы можете убедиться, если взглянете на помещенные ниже фотографии мужчин и женщин со всего мира, которых каждый в своей культуре считает весьма привлекательными. То, что в одной культуре может быть привлекательным или являться источником эротического возбуждения, в другой культуре покажется странным и отталкивающим. Так, в некоторых островных культурах форма и особенности гениталий у женщин связываются с эротической привлекательностью, а на Западе это не имеет никакого значения. Приведем последний пример: во многих обществах обнаженная женская грудь не считается таким эротическим стимулом, как в Америке. Таким образом, можно сделать вывод о том, что помимо общих признаков хорошего здоровья (здоровой кожи, волос, зубов и т. д.) для разных культур мира не существует мало-мальски сходных стандартов сексуальной привлекательности потенциального партнера (Gray & Wolfe, 1992).
Наши стандарты физической привлекательности широко варьируют, что доказывают эти шесть фотографий женщин и мужчин из разных стран мира. В своей культуре эти люди считаются эталоном привлекательности