Целью является не заставить пострадавших от ДН покинуть своих обидчиков или «исправить» ситуацию, а предоставить поддержку и информацию.
Эти действия выполнимы даже при ограниченном времени:
В начале все это может казаться слишком объемным, однако в реальности вся процедура может занять всего несколько минут и оказать самое позитивное воздействие на пострадавшую, уменьшая ее изоляцию и снижая степень контроля обидчика над ее жизнью.
Важно сообщить пациенту, что домашнему насилию оправданий нет, что он/она не один, и что вам не безразлична его/ее судьба.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Здоровье и домашнее насилие: практические занятия.
Цели и задачи
- Предоставить модели эффективных процедур выявления, оценки и вмешательства в процессе оказания помощи пострадавшим.
- Предоставить обучающие условия для того, чтобы участники могли применить полученные знания о ДН в процессе ролевых игр.
- Повысить использование врачами процедур выявления, оценки и вмешательства в процессе оказания помощи пострадавшим.
Методика:работа в тройках, обсуждение
Учебные пособия: сценарии случаев, флип-чарт, фломастеры
Продолжительность:90 минут
В этой части мы предоставляем Вам примеры возможных интерактивных упражнений. Они помогут участникам глубже разобраться в проблеме домашнего насилия и увидеть на практике принципы работы с пострадавшими.
Эта сессия предусматривает прямое вовлечение участников в ролевые игры. Некоторые участники будут сопротивляться подобному подходу. Однако, после участия в ролевых играх, они дают наивысшую оценку этому виду обучения.
Мы предлагаем тренерам применять этот метод в работе со всеми представителями медицинской сферы, не разделяя их на тех, чья специализация или профессия требует практических упражнений, а чья - нет. Участие в ролевых играх дает специалистам ценный опыт интервьюирования жертв ДН, который они впоследствии используют на практике.
Интерактивные упражнения, ролевые игры и другие образовательные методики являются очень полезными, они позволяют участникам тренинга попрактиковаться в приеме и осмотре пациента с учетом специфики домашнего насилия, а также выявить свои собственные взгляды на проблему домашнего насилия. Построение занятий в форме работы над разбором примерных случаев или в форме практических семинаров дает больше преимуществ, чем сессии ролевых игр. Практические занятия, отрабатывющие определенные процедуры - неотделимая часть медицинского образования.
Эта часть содержит работу со сценариями примерных случаев. Мы предлагаем Вам разработать свои собственные сценарии. Когда тренер подготавливает случаи для каждой отдельной группы, это помогает ему адресовать специфические нужды той или иной аудитории в зависимости от уровня подготовки, специализации или разнообразия пациентов.
Введение
(5 минут)
Попросите участников разбиться на тройки и сесть так, чтобы им было удобно работать в своих тройках.
Инструкции к проведению практических занятий
(10 минут)
В ходе этой сессии мы сможем попрактиковать навыки выявления, оценки и методов вмешательства при наличии ситуации ДН на трех примерных случаях.
В каждом случае три разные роли: пациента, врача и наблюдателя. По окончании сессии каждый участник побывает в каждой из трех ролей.
В. Роль пациента.
1. Если вам выпала роль пациента, молча прочитайте описание вашего случая.
2. До начала интервью не показывайте и не рассказывайте свою историю остальным участникам вашей тройки. Задачей вашего врача является выявить в ходе интервью, содержит ли ваш случай домашнее насилие или нет, а также (в случае, если вы подвергаетесь насилию), каким образом оно влияет на вас. Пожалуйста, внимательно прочитайте описание и постарайтесь проникнуться ролью пациента как можно полнее.
3. Когда я раздам инструкции, вы выберете врача из вашей тройки (каждый участник вашей группы сыграет каждую роль по одному разу). Кратко расскажите врачу ваши личные данные (имя, возраст, семейный статус, наличие детей и т.п.) и причину визита к нему. Вся эта информация содержится в трех первых пунктах сценария.
4. В процессе упражнения обращайте внимание на то, что в действиях или словах врача помогает выявить, оценить и начать разговор о ДН.
Г. Роль врача
1. Вашей задачей является проинтервьюировать пациента, попытаться выявить ДН, оценить его и произвести компетентное вмешательство.
2. Обращайте внимание на свою реакцию на поставленную задачу, а также на реакции своего пациента.
Д. Роль наблюдателя
1. Как наблюдателю в этой части работы, вам предстоит отмечать специфические действия или слова врача, помогающие ему в выполнении поставленной задачи.