УПРАЖНЕНИЕ 1: Оценка опасности
Методика: пример из практики, работа в группе, обсуждение
Учебное пособие:флип-чарт, раздаточный материал “Оценка опасности”
Продолжительность:60 минут
Тренер рассказывает о реальном случае из практики, чтобы проиллюстрировать ситуацию и действия особо опасного обидчика.
Тренер просит участников разбиться на небольшие группы, обсудить приведенный пример и ответить на следующие вопросы:
1. Насколько опасным я считаю виновника насилия?
2. Какие критерии использую для оценки опасности, и почему?
Затем тренер записывает ответы на флип-чарте и начинает общее обсуждение. Наконец он раздает материал “Критерии оценки опасности” и сравнивает его содержание с ответами группы.
Примечание для тренера:
Важно использовать реальный случай из практики, связанный с нанесением тяжких телесных повреждений или даже с убийством. В конце упражнения тренер должен рассказать участникам, чем закончилось дело. Такой подход может показаться слишком жестким, но, борясь с насилием, необходимо по возможности предотвращать убийства и тяжкие телесные повреждения, а это означает, что представители соответствующих профессиональных групп должны научиться оценивать ситуацию. Сотрудники милиции и судебной системы должны серьезно относиться к соответствующим критериям.
Тема D. Показания пострадавшей / свидетеля.
Введение
В большинстве стран насилие в отношении женщин являются преступлением, в том числе и в семье. Однако это не значит, что в каждой стране обидчику действительно обязательно предъявляется обвинение, и он преследуется в судебном порядке. Это позволяет оказывать давление на женщин, поскольку означает, что именно они должны взять инициативу в свои руки и сами предъявить обвинение обидчику, от которого они часто зависят. Государство должно предъявлять обвинения за насилие и преследовать виновных в судебном порядке.
Принцип, который заключается в том, что государство, а не пострадавшая, должно возбуждать дело против виновника насилия, провозглашен во многих международных документах. Комиссия Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью и уголовному судопроизводству, разработала типовые стратегии, утвержденные Генеральной Ассамблеей. В принятой по этому вопросу Резолюции говорится:
«Ответственность за предъявление обвинения несут органы прокуратуры, а не женщины, подвергшиеся насилию» (ООН 1997 г., Резолюция 52/86, Раздел II, Уголовное производство).
Предъявление обвинения и беседа в милиции сопряжены с чрезвычайно сильным эмоциональным стрессом. Поэтому необходимо, чтобы представители системы правосудия проходили специальную подготовку.
Задачи
- Цели данного раздела — обеспечить лучшее понимание положения пострадавших сотрудниками прокуратуры и судов; отработать практические навыки проведения беседы с пострадавшими с учетом ситуации. Кроме того, в данном разделе содержится информация о необходимых составляющих беседы.
УПРАЖНЕНИЕ 1: Что это значит - быть пострадавшей?
Краткое содержание: цель данного упражнения — представить себе и понять положение пострадавшей во время беседы.
Методика:ролевая игра в составе малых групп, обсуждение
Учебное пособие:флип-чарт
Продолжительность:60—90 минут
Тренер просит участников разбиться на группы по три человека.
Роли:
Избитая женщина
Судья / мировой судья, ведущий беседу
Наблюдатель
Ситуация:
Пять недель назад муж избил женщину настолько сильно, что ее пришлось положить в больницу. Материалы дела были переданы в уголовный суд, куда женщину вызвал для допроса судья / мировой судья. Она не знает, хочет ли давать показания.
Ролевая игра должна продолжаться 15—20 минут, после чего участники возвращаются к обсуждению, отвечают на вопросы и обсуждают замечания, записанные наблюдателем.
Вопросы для обсуждения:
Вопросы к пострадавшей:
- Какие чувства Вы испытывали?
- Решили ли Вы дать показания?
- Если да, что заставило Вас это сделать / подтолкнуло Вас к этому?
- Если нет, то по какой причине?
Вопросы к судье:
- Какие чувства Вы испытывали?
- Трудно или легко Вам было выслушать рассказ?
- Какие наблюдения Вы сделали?
Наконец все участники обсуждают результаты работы малых групп.