Упражнение 2. динамика насилия
Цель данного упражнения – проработать фазы насилия, а также дать определение циклу насилия и обсудить его.
Цели: узнать о разных стадиях насилия и моделях насильственных отношений
Метод: « мозговой штурм» / работа в малых группах / дискуссия в большой группе
Оборудование: флип- чарт, раздаточный материал 9 «Фазы и динамика насилия»
Время: 45 минут
Это упражнение можно выполнить одним из двух способов: тренер может вести дискуссию в большой группе, используя иллюстрации «Фазы и динамика насилия» на флип-чарте – это первый способ.
В другом случае тренер распространяет раздаточные материалы среди участников с тем, чтобы они обсудили фазы и цикл насилия в малых группах.
Динамика насилия отличается тем, что фазы «примирения» сменяются фазами насилия. Важно понимать, что для обидчиков редкие фазы «примирения» и / или «хорошие поступки» являются стратегией, направленной на то, чтобы сделать женщину ещё более зависимой.
УПРАЖНЕНИЕ 3 . Признаки жестокого обращения
В этом упражнении участники изучают различные признаки, по которым можно распознать насилие в отношении женщин и детей, обсуждать эти признаки.
Цель: распознать разные сигналы, которые могут указать профессионалам на то, что женщина подвергается насилию
Метод: « мозговой штурм» / дискуссия / работа в малых группах
Оборудование: раздаточный материал 10 «Признаки жестокого обращения»
Время:45 минут
Участники рассматривают различные сигналы («свидетельства возможного насилия») и обсуждают их в большой группе.
Во время групповой дискуссии тренер просит их рассказать о том, что для них стало самым важным при обсуждении признаков насилия.
Примечание для тренера
Признаки могут служить показателями насилия, но они всегда относительны (возможно, чтобы повысился уровень чувствительности участниц по отношению к этому аспекту).
ТЕМА 4. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ.
Введение
Этот раздел посвящен положению женщины, которая живет в насильственных отношениях. В рамках раздела обсуждаются причины, которые заставляют женщину жить в этих отношениях, и те трудности, с которыми она сталкивается.
Цели:
· Понять, с какими трудностями сталкиваются женщины, которые живут с мужчиной – обидчиком («стокгольмский синдром», дети, экономические причины, религиозные и юридические барьеры): обвинение этих женщин в насилии, которое над ними совершается.
· Узнать о влиянии насилия на детей
· Узнать о конкретных ситуациях и обстоятельствах (мигранты, пожилые женщины, женщины с ограниченными физическими возможностями, и т.д.).
· Осознать необходимость уважать решение, которое выбирает женщина.
· Осознать необходимость вести работу, направленную на возвращение женщине внутренней силы: женщины не являются пассивными и беспомощными жертвами. Возможно, следует провести отдельную сессию, посвященную стратегиям, которые женщины используют в ситуациях насилия.
УПРАЖНЕНИЕ 1. Почему женщины остаются с обидчиками
Цель: Изучить распространенные взгляды на проблему насилия в отношении женщин; понять положение женщин, подвергающихся насилию.
Оборудование: флип-чарт, маркеры / фломастеры
Методы: работа в малых группах (2 группы с 2 подгруппами), презентация в большой группе, дискуссия
Время: не менее 40 минут
«Напряжение»: представьте следующую ситуацию на работе: Ваш начальник то активно хвалит Вас, то находит недостатки во всем, что Вы делаете. Она / он обвиняет Вас за все неудачи и постоянно меняет свои решения. Она/ он унижает Вас в присутствии коллег, но при этом ожидает от Вас безусловной лояльности. Иногда, пребывая в хорошем расположении духа, она / он приглашает всех в ресторан после работы.
Вам нравится работа, и Вы не хотите её оставлять. Кроме того, Вам за 40, и будет нелегко найти подобную работу в этой области с такой же зарплатой. Более того, у Вас есть дети, и их необходимо содержать.
Работа в двух группах
А: одна группа составляет список причин, в силу которых необходимо отказаться от этой работы.
Б: другая группа составляет список причин, в силу которых не следует этого делать
Примечание для тренера
Тренер просит участников отследить эмоции, амбивалентные чувства и трудности, которые сопровождают принятие решения в такой ситуации.
Результаты записываются на большом листе в процессе презентации групп и затем (по возможности) обсуждаются.
«Почему женщины остаются»
Используйте пример из раздаточных материалов 11 «Почему женщины остаются». Участники разбиваются на малые группы для обсуждения вопросов, которые приведены ниже, затем записывают свои ответы на большом листе.
Вопросы для групповой дискуссии
Группа А:
· Каковы причины расставания?
· К каким последствиям это может привести?
· Что может облегчить этот шаг?
Группа Б:
· Какие причины могут привести к тому, чтобы остаться вместе?
· Какие препятствия существуют для этого?
· Что делает этот шаг таким трудным?
Результаты этой работы должны быть представлены большой группе. Затем они обсуждаются и, по возможности, сравниваются с примерами, демонстрирующими уход с работы.
Альтернатива: сформируйте 2 группы. Одна группа отвечает на вопросы, предназначенные для группы А, а другая, соответственно, - на вопросы для группы Б.
Примечания для тренера
Когда женщины остаются в насильственных отношениях, люди часто спрашивают, почему это происходит. Иногда причина, по которой задается этот вопрос, - это просто желание понять мотивы женщины. Правда, в других случаях вопрос демонстрирует миф о том, что в какой-то степени женщины сами хотят насилия в отношениях.
Вопрос абсолютно правомерен, но при этом важно помнить о подтексте, который может за ним стоять. Он может подразумевать скрытый упрек или ожидание того, что женщине следует изменить ситуацию. Женщина может ощутить некоторое давление в результате этого вопроса – она может почувствовать, что должна как- то оправдать свое поведение.
Гораздо реже люди интересуются тем, почему обидчики не меняются, и ещё реже прямо спрашивают об этом у них.