Арт-терапия и эстетические качества изображения
В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй мировой войны, причем в тесной связи с психиатрией (Waller, 1991). Художественные студии или отделения, функционирующие при психиатрических больницах, служили созданию более терпимой и свободной атмосферы, в которой работы больных фактически не интерпретировались (Lydiatt, 1970). Можно предположить, что в этой обстановке художественные, стилистические и эстетические качества изобразительной продукции получали белее высокую оценку.
Вместе с развитием системы арт-терапевтического образования к концу 1970-х гг. сформировалась более тесная связь с традиционными психотерапевтическими подходами и теориями. Нет сомнений в том, что это предполагало определенные Стратегические преимущества, в частности позволило студентам освоить психодинамический подход. В то же время, это привело к углублению разрыва между изобразительным искусством и психотерапией, и в частности — к игнорированию связи между эстетическим и психологическим содержанием изобразительной продукции.
Несомненно, что благодаря этому арт-терапевты освоили различные подходы к интерпретации изобразительной продукции'. Теория объектных отношений оказалась особенно популярной. Однако необходимо признать, что за несколько
десятилетий было опубликовано крайне мало работ, посвященных обсуждению формальных или эстетических аспектов изобразительной продукции, в связи с чем порой возникает вопрос: «Зачем студентам.арт-терапевтических отделений необходимо было вообще получать художественное образование?»
Почему это произошло? Во-первых, эстетические качества изображения ассоциировались с изящными искусствами и практикой оценивания художественной продукции с использованием критериев красоты, композиционности и т. д. Предполагалось, что арт-терапевтическая практика с характерным для нее представлением о том, что художественная экспрессия доступна каждому, должна быть свободна от таких оценок. Во-вторых, считалось, что эстетические оценки являются субъективными и часто имеют произвольный и тенденциозный характер. В-третьих, признавалось, что эстетические достоинства художественной продукции очень трудно описать словами и разобраться в их воздействии на человека.
Для того чтобы подойти к анализу эстетических качеств изображения, нам необходимо сделать следующее. Во-первых, мы должны отделить эстетические переживания от оценки качества изобразительной продукции. Иными словами, мы должны признать, что эстетические переживания являются реакцией на формальные качества изображения независимо от того, является ли изображение «утонченным» или «грубым», привлекательным или отталкивающим, примитивным и банальным или изощренным. Изобразительное творчество в арт-терапии не связано с использованием профессиональных художественных приемов и техник, идет ли речь о создании изобразительной продукции или о ее восприятии. Однако оно предполагает развитие восприимчивости к эстетическим качествам изобразительной продукции независимо от их природы. Во-вторых, мы должны понять, что эстетические качества изображения связаны со свойствами реального продукта художественного творчества. Конечно же, может иметь место непонимание того, что мы пытаемся описать и интерпретировать при оценкезстетииескихлсачествизображения^- реальный продукт или свои реакции, и эти два уровня описания и анализа порой бывает разделить весьма сложно. Однако это не значит, что
подобная оценка является сугубо субъективной и связана лишь с проекцией личных переживаний зрителя на чужую изобразительную продукцию;
В-третьих, когда произведение изобразительного искусства вызывает у нас определенную реакцию, мы часто не можем ее объяснить. Для того чтобы это сделать, нам необходимо обладать определенным savoir-faire. И наконец, при оценке эстетических качеств изображения мы должны принимать во внимание не только те чувства, которое оно вызывает, но и телесные ощущения, так как нередко при восприятии художественной продукции имеет место сублиминальная идентификация зрителя с движениями художника, а также с определенными соматическими процессами и состояниями. Во всех этих случаях эстетические качества изображения вызывают реакции, протекающие на превербальном и невербальном уровнях, и с трудом поддаются вербализации.
Учет эстетических качеств
Эстетические качества изобразительной продукции, связанные с особенностями линий, цвета и формы, обусловливают определенный эффект ее воздействия на зрителя. Помимо содержания изображения, его фигуративных особенностей и тех ассоциаций, которые способны вызывать символы, эс!е-тические качества работы могут оказывать на нас определенное воздействие, и это воздействие будет связано не только с эмоциональными реакциями, но и более размытыми или суб-лиминальными эффектами, которые слишком сложны для того, чтобы их можно было'обозначить понятием «бессознательного». С начала появления абстрактного искусства немало говорилось о естественной связи между эстетическими качествами изображения и эмоциональной экспрессией. Можно говорить и о том, что различные потребности и переживания человека могут находить спонтанные и неосознаваемые проявления в случайных И незапланированных им самим особенностях фактуры изображения. Однако то, что составляв* стилистические особенностиизображения, далеко не всегда является проявлением «бессознательного» в психоаналитическом эиа-
чении Этого понятия. Иногда они отражают более общую картину психического состояния человека.
В арт-терапевтической литературе трудно найти какую-либо теоретическую модель, позволяющую оценить стилистические аспекты изобразительной продукции в их искусствоведческом аспекте, в тесной связи с оценкой содержания переживаний и установок автора работы. Рита Саймон пишет о «круге стилей»гв котором она выделяет две основных группы стилей — «традиционные», связанные с постренессансной традицией изобразительного искусства, и «архаические», более тесно связанные с первобытными или доренессансными формами художественной экспрессии. Каждый стиль может отражаться в «линейной» (в которой преобладает линия) или «массивной» форме (в которой изображение состоит из отдельных цветовых «блоков») (Simon, 1992). Между двумя группами стилей она располагает четыре переходных стиля. Все стили имеют определенные качества эмоционального воздействия. Так, изображения в архаическом, «массивном» стиле могут вызывать мощный эмоциональный отклик, в то время как изображения, созданные в традиционном, «линейном» стиле способствуют эмоциональному дистанциованию и затрагивают сферу представлений.
Интересно и то, что идеи Саймон могут быть использованы применительно к композиционному анализу более широкого круга работ, чем идеи Эренцвейга, распространяющиеся лишь на произведения с «нечленораздельной» формой. Кроме того, классификация стилей Саймон Теснее связана с юнгиан-ской моделью четырех основных психических функций (ин-теллект, чувства, ощущения и интуиция), чём с традиционным психоаналитическим интерепретативным подходом.
Упоминание о Юнге заставляет обратиться к вопросу о связи между эстетическими и психологическими качествами визуального образа, отражающими особенности индивидуального развития человека. Арт-терапевты обычно обращают основное внимание на выражение в изобразительной продукции неосознаваемых психических процессов. Тем не менее мы должны быть очень осторожны с тем, чтобы не ограничиться
в своей оценке изобразительной (продукции проявлениями бессознательного^ лишь потому что такой подход в большей степени отвечает усвоенным нами'психологическим представлениям. Одной из опасностей такого подхода является то, что в психотерапевтическом контексте изобразительная продукция клиента воспринимается специалистом исключительно как отражение его личных переживаний, так же как прианализе его сновидений психотерапевты нередко полагают, что снр-виденческие образы обязательно должны отражать те или иные аспекты личности клиента.
В юнгианском подходе подобная тенденция видеть во всем, что делает или говорит клиент, отражение его личности, независимо от того, отражает ли это сознательный или бессознательный аспекты его психики, часто уравновешивается анализом всего этого в более широкомТсонтексте «психики» (Jung, 1968). В работах постюнгианца Джеймса Хиллмана отходит персо-нализации всего, что делает или говорит клиент, обозначен еще более отчетливо. Он считает, что нам нет необходимости ни рассматривать образ через призму «я» клиента, ни пытаться интерпретировать его с точки зрения представления о символах или таких понятий, как «либидо» или «анима». Вместо этого мы можем воспринимать образ как таковой. Хиллман применяет этот метод к работе со сновидениями, однако очевидно, что онможет быт* использован для работы с образами в арт-терапии ( McNiff, 1992).
Каким же образом можно описать словами психологические и эстетические качества визуального образа? В любойситуации, художественной или психотерапевтической, мы доетаточно хорошо понимаем границыДопустимого использования фигуративного языка — подобий, аналогий и метафор («этот красный круг — опухоль, а эта черная линия ~- то, что препятствует ее распространению»). Подобные суждения могут являться крайними проявлениями того, что может быть допустимым в арт-терапии. Такие фигуративные выражения в тех случаях, когда они не вытекают из эстетических качеств изображения, могут лишь уводить в сторону. Вто же время если они максимально ориентированы на учет материальных качеств художе-
ственного образа, то могут являться ценным видом работы, позволяющей расширить и углубить «ощущение» работы.
Фигуративный язык не является лишь способом «раскодирования» экспрессивных или неосознаваемых «текстов», заключенных в образе. Такой язык является способом его «анимации» и раскрытия того образного ряда, который в нем содержится. Иногда этот образный ряд соответствует репрезентационной теме художественной работы и ее развивает; иногда он отражает лишь один из ее аспектов или ей вовсе не соответствует (например, «мирный» пейзаж, вызывающий у зрителя состояние напряжения).Таким образом, ассоциации с работой и чувства, которые она вызывает, могут не соответствовать содержанию работы: некоторые из них могут быть связаны с материальными свойствами визуального образа, в связи с чем представляет интерес понятие «материального воображения» Бэчеларда (Bachele№d,197i, p. XXII—XXIV). Возможно, как некоторые эстетические качества изображения нуждаются в «расшифровке», так его фигуративные элементы нуждаются в «эстетизации».
Что можно сказать в ответ на то, что любые толкования и амплификации визуального образа являются не чем иным, как нашими собственными ассоциациями, иными словами, они отражают лишь особенности восприятия зрителя, а не сами свойства и содержания образа? Во-первых, мы на своем собственном опыте знаем о том, что определенные описания способны помочь нам лучше понять творчество того или иного художника. Почему нечто подобное не может происходить в арт-терапевтической группе? Вербальные образы, рождающиеся у участников группы при восприятии визуальных образов, вовсе не обязательно должны отражать их субъективные мнения или содержания их бессознательного; они могут отражать внутренние качества самого визуального образа. Иногда реакции участников группы, вызванные тем или иным образом, поразительно совпадают, хотя носят личный характер. В других случаях ряд явно противоречивых реакций обнаруживает нечто общее. Ни одна из этих реакций сама по себе не будет точней, чем другие, и это вполне естественно, когда речь
идет об «искусстве». Все они — не что иное, как «сотрясание воздуха вокруг образа».
Хиллман призывает нас «прилепиться к образу» (НШтап, 1916, раздел первый). Мне бы хотелось вслед за ним указать на необходимость имажинативной верности эстетическим качествам реального изображения. Я вовсе не пытаюсь заменить символическое прочтение образов таким, которое основано на учете их эстетических качеств, но хочу подчеркнуть значимость последнего и использовать первый и второй подходы как дополняющие друг друга. Конечно, первостепенный учет эстетических качеств изображения наиболее оправдан в тех случаях, когда оно имеет нефигуративный характер. И это будет не криком отчаяния, но исследованием еще малоизвестной территории и творческим развитием нового языка, с помощью которого мы могли бы описывать визуальные образы.
Литература
Bachelard, G. 1971. On Poetic Imagination & Reverie, transl. Gau-din, C., London: Bobbs-Merrill.
Ehrenzweig, A. 1953. The Psychoanalysis of Artistic Vision and Hearing. London: Routledge.
Freud, S. 1925. Collected Papers. V. 4. Hogarth Press.
Hillman,}. 1991. A Blue Fire, selected writings, ed. Moore, Т., Harper.
Jung, C. G. (1959) A Study in Individuation, C. W., V. 9. London: Routledge.
Jung, C. G. 1960. On the Transcendent Function, C.W., V. 8. London: Routledge.
Jung, C. G. 1968. Analytical Psychotherapy. London: Routledge.
Lydiatt, E. M..1970. Spontaneous Painting & Modelling. London; Constable.
MacNiff, S. (1992) Art as Medicine, London: Shamballa.
Prinzhom, H. 1922. Artistry of the Mentally III, New York: Springer. Simon, R. 1992. The Symbolism of Style, London: RoAtledge; Waller, D. 1991. Becoming a Profession, London: Routledge.
Ги Ру