Некоторые исторические сведения
Многие люди, даже далекие от психотерапии, знакомы с «фрейдистскими символами» или представлениями об архетипах коллективного бессознательного. В то же время как в психотерапии, так и в арт-терапии существуют иные подходы к анализу визуальных образов, помимо традиционных способов психоаналитической интерпретации. Во многих случаях, по крайней мере в психоаналитической практике, образы анализируются в тесной связи с представлениями о неосознаваемых инфантильных фантазиях, нередко проявляющихся в контексте психотерапевтических отношений. Все мы привыкли к подобным видам фигуративного анализа, проводимого с учетом процесса бессознательной репрезентации переживаний и того, как они проявляются в сновидениях и фантазиях человека.. Такой подход основан на признании символического языка бессознательного и тех психических процессов, которые с ним связаны (конденсации, перемещения и замены). Он ярко проявляется в работе со сновидениями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этот подход применяется для анализа материала бессознательного, проявляющегося в произведениях визуального искусства. Можно заключить, что психоаналитический подход к интерпретации визуальных образов отличается универсальностью и может быть использован для работы с любым визуальным материалом, с тем чтобы определить проявление в нем символов бессознательного. Этот
метод можно было бы назвать иконографическим, то есть таким, который связан прежде всего с анализом-психологического содержания и редко обращает внимание на стилистические особенности и эстетические качества изображения. Возможно, нет необходимости обращать на низе внимание, «ели речь идет о работе со сновидениями и фантазиями, но она появляется при работе с художественными образами, имеющими актуальное, материальное воплощение.
Ранние психоаналитические исследования психологического содержания визуальных образов начисто игнорировали эстетические качества изображения. Хорошо известно то, что Фрейд характеризовал эстетические достоинства художественного образа как «взятку», благодаря которой от восприятия человека могут ускользнуть отразившиеся в нем неосознаваемые переживания автора (Freud, 1958). По его мнению, формальные элементы художественной продукции, такие как линия, цвет и форма, сами по себе не имеют никакого значения, а приобретают его лишь в силу того, что могут служить отражением сублимации, протекающей в соответствии с некими канонами визуальной репрезентации.
Даже Юнг, проявлявший больший интерес к эстетическим достоинствам художественной продукции .и заложивший основы «креативных формулировок» при работе с визуальными проявлениями бессознательного, предостерегал против следования «эстетическим установкам* при оценке изобразительной продукции. По мнению Юнга, следование этим установкам является предпосылкой для самообольщения клиента и отвлекает его от психологических и этических проблем (Jung, 1960, р. 67-92). Для Юнга характерен преимущественный интерес к архетипическим и символическим элементам изображения, таким как квадратичность и другим. Поэтому подход Юнга также можно охарактеризовать как иконографический (Jung, 1959, р. 290-355).
Таким образом, ранние психоаналитические подходы к анализу художественной продукции характеризуются явным игнорированием эстетической формы визуального образа и акцентом на ее психологическом содержание: Можно сказать; что тот же самый подход был характерен'* для ранних психиатрических исследований «психотического искусства». Иселе-
дователи этого искусства пытались увидеть симптомы психического заболевания, скрывающиеся за искажениями формы предметов, особенно человеческого тела, и стилистическими особенностями художественной продукции больных. Лишь благодаря новаторским работам Принсхорна (Prinzhom, 1922) исследователи начали обращать внимание на стилистические и эстетические качества изображений. В то же время Принсхорн выбирал работы вполне определенного рода и испытывал явные затруднения в анализе нерепрезентационных изображений... Он оставался привержен психиатрическому взгляду на изобразительную продукцию больных, заключавшемуся в том, что эта продукция отражает уход от внешней реальности во внутреннюю, психическую реальность, в которой отсутствуют конвенциональные знаки, позволяющие зрителю разобраться в содержании изображения. Нет ничего удивительного в том, что он таким же образом оценивал и произведения художественного авангарда — работы экспрессионистов и абстракционистов.
Именно благодаря появлению таких работ, отрицавших нор-мы визуальной репрезентации, психоаналитики вынуждены были в определенной мере пересмотреть свои взгляды относительно роли и значения формальных или эстетических качеств визуальных образов. Одним из наиболее ярких теоретиков в области психоаналитического изучения искусства с новых позиций является Антон Эренцвейг. Он был первым обратившим внимание на ту роль, которую играют внешние особенности изображения или его актуальная фактура (Ehrenzweig, 1953). В соответствии со взглядами Эренцвейга, «нечленораздельная форма» играет важную роль в восприятии, так же как и в возникновении сновидений и фантазий. Однако из-за своей противоречивости и неясности «нечленораздельная форма» не может быть осмыслена. Осмыслена может быть такая форма, которая имеет определенные границы и подчиняется законам гештальт-психологии. Поэтому сознание игнорирует «нечленораздельную форму». Благодаря их противоречивости и неясности, а также мультивалентности структуры, такие формы отражают неосознаваемые психические процессы (связанные с «принципом удовольствия» Фрейда).
Ходя в данной статье у нас нет возможности более детально остановиться на работах Эренцвейга, необходимо отметить,
что он явился одним из первых, кто обратил внимание на психологическое значение эстетических качеств изображения, раньше воспринимавшихся лишь в качестве эпифеноменов. Тем не менее, несмотря на проявленный им интерес к фактуре изображения и его убеждение в том, что она тесно связана с неосознаваемыми психическими процессами, в том, что касается содержания визуальных образов, он оставался привержен психоаналитической теории. Кроме того, он считал, что переживаемые художником тревога и недовольство, вызванные «нечленораздельной фррмой»гзаставляют его превращать эти примитивные элементы изображения в более «эстетические» формы.