Динамическое напряжение в отношениях

Между изобразительной деятельностью

И психотерапией

Изобразительное творчество и психотерапия далеко не все­гда пребывают в согласии друг с другрм. Например, обязатель­ным для вербальной терапии является то, чтобы чувства нахо­дили выражение в словах, и психотерапевт призван способ­ствовать этому. Если же чувства выражаются в изображении, то может ли пациент их осознать? Если арт-терапевт побуж­дает клиента к вербализации переживаний, то не уводит ли он своего пациента в сторону от изобразительной деятельности? Если психотерапевт лишь говорит и не рисует, какого рода бессознательное послание он транслирует клиенту? Если же он рисует, насколько аутентична та модель выражения пере­живаний, которую он при этом воплощает?

Как арт-терапевту удается сохранять баланс между необхо­димостью ориентированной на реальность установки, связан­ной с практической стороной создания изображения, и реф­лексивной установкой, необходимой для адекватного ответа на вербальную коммуникацию? Я начала обсуждение некото­рых из этих вопросов в своей предыдущей статье (Skaife, 1990), однако требуется более глубокое их осмысление. Думаю, что когда мы обращаемся к ним, все переворачивается с ног на го­лову, и это по-своему замечательно. Если мы обращаем внима­ние на высокую степень напряжения между вербальной и изоб­разительной сторонами нашей работы, мы пребываем в состо­янии поиска, и это помогает нашим клиентам выражать себя творчески.

Заключение

В этой статье я проанализировала некоторые идеи, каса­ющиеся политических аспектов арт-терапевтической теории. Я высказала предположение, что для того, чтобы использовать радикальный потенциал а'рт-терапии, специалисты должны придавать одинаково большое значение изобразительным и вер­бальным сторонам психотерапевтического процесса, незави­симо от особенностей групп клиентов. Я также полагаю, что именно благодаря высокой степени напряжения в отношени­ях между этими двумя сторонами нашей работы могут быть достигнуты важные практические результаты.

Литература

Anthony, В. 1992. Juping on a Faulty Bandwagon. British Asso­ciation of Art Therapists Newsletter. 1992. March.

Champernowne, I. 1971. Art and Therapy; An Uneasy Partnership. Inscape. №3.1971.

Cregeen, S. 1992. Seizure as Symbol: an Exploration of the Symbolic meaning of an epileptic seizure within a therapy relationship. Inscape. 1992. Spring.

Curtis et al. 1990. Art Therapy/Psychotherapy. Concerns and Alter­natives British Association of Art Therapists Newsletter. 1990. December.

Dalai, F. 1988. ]ung: A Racist. British Journal of Psychotherapy. V. 4 (3).

Frosh, S. 1987. The Politics of Psychoanalysis: An Introduction to Freudian and Post-Freudian theory. Macrnillan Education Ltd. London.

Gill, D. 1990. De-valueing art therapy and psychotherapy. British Association of Art Therapists Newsletter. 1990. June.

Gilroy, A. 1989. On Occasionally being able to Paint. Inscape. 1989. Summer.

Greenwood, H. & Killick, K. 1995. Research in art therapy with people who have psychotic illnesses. In Art and Music Therapy and Research. Eds Gilroy and Lee. London, N.Y.: Routledge.

Jones, M. 1992. Nomenclature. Reviewed from New Zealand. BAAT Newsletter. 1992. March.

Lyddiatt, E. M. 1971. Spontaneous Painting and Modelling. A Prac­tical Approach in Therapy. London.: Constable.

Mahony,J. & Dudley, J. 1991. In Defence of Art Psychotherapy. British Association of Art Therapists Newsletter. 1991. March.

Rustin, M. 1991. The Good Society and the Inner World. Psycho­analysis, Politics and Culture. London, N.Y.: Verso.

Schaverien,J. 1987. The Scapegoat and the Talisman, Transference in Art Therapy. In Images of Art Therapy. Ed. Dalley et al. London, N.Y.: Tavistock Pubs.

SchaverienJ. 1994. Analytical Art Psychotherapy: Further Reflec­tions on Theory and Practice. Inscape. 1994. V. 2.

Skalfe, S. 1990. Self-Determination in Group Analytic Art Therapy. Group Analysis. V. 23, № 3.

Skaife, S. 1993. Sickness, Health and the Therapeutic Relationship. Inscape. 1993. Summer.

Teasdale, C. 1991. Art Therapy and Psychotherapy, Structure, Bounda­ries and Regulations. Parts I and 2. BAAT Newsletter. 1991. June and December.

Thomson, M. 1989. On Art and Therapy. An Exploration. London.: Virago Press.

Thomson, M. 1990. In Defence of Art Therapy. BAAT Newsletter. 1990. June

Tipple, R. 1993. Challenging Assumptions. Inscape. 1993. Summer.

Waller, D. & Dalley, T. 1992. Art Therapy: a Theoretical Perspective. In Art Therapy, a Handbook. Ed. Waller and Gilroy. Oxford Universities Press Psychotherapy Handbooks Series. Ed. Dryden, W.

Waller, D. 1993. Group Interactive Art Therapy: its use in training and treatment. London, N.Y.: Routledge.

II. Новые модели и области арт-терапевтической практики

Основные темы и понятия раздела

• Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в арт-терапии

• Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания

• Часть целого: арт-терапия в школе

• «Шоколад» или «говно»: эстетика и культурная нищета в арт-терапевтической работе с детьми

• Арт-терапевтическая студия как инструмент социальной интеграции

Сьюзан Хоган

ВОПРОСЫ САМОИДЕНТИЧНОСТИ,

СЕКСУАЛЬНОСТИ И МАТЕРИНСТВА

В АРТ-ТЕРАПИИ1

Переживание утраты

Утрата может переживаться по-разному. Человек может испытывать психический шок, безразличие, тревогу, неверие в будущее, печаль, облегчение, отчаяние, одиночество, гнев и вину. На фоне всех названных чувств могут возникать симпто­мы физиологических и ментальных нарушений, такие как нару­шение аппетита, забывчивость, астения, гиперчувствительность, ощущение пустоты в животе или сдавливания в груди и другие (Littlewood, 1992).

Исследования показывают, что вид умершего ребенка ста­новится для родителей очень значимым, и они испытывают сильное желание держать его тело на руках. Однако медицин­ские работники им в этом обычно отказывают.

Наши рекомендации