Перспективы феминистской арт-терапии
Развитие теории культуры поколебало основы многих дисциплин и неизбежно приведет к пересмотру арт-терапевтиче-ских представлений и методов практической работы, несмотря на то что влияние этой теории на арт-терапию было пока весьма ограниченным. Причиной нежелания арт-терапевтов вплоть до настоящего времени заняться этим может быть страх того, что современная арт-терапевтическая практика если и небезнадежна, то, по крайней мере, страдает серьезными изъянами и не может выдержать сколь-либо серьезной критики1.
Я считаю, что арт-терапевты должны быть способны к самоанализу и самокритике. В противном случае вместо того, чтобы помогать людям приходить к пониманию природы их проблем, мы их запутаем и навяжем им свои собственные, основанные на психологических догмах, интерпретации. (Те психотерапевты, которые пытаются интерпретировать изобрази-
' Я использую данное утверждение в качестве одного из аргументов. Как свидетельствует данная книга, арт-терапевты испытывают большую потребность во всесторонней оценке своей деятельности и серьезному анализу тендерных вопросов. В то же время данная тенденция проявляется в повременных британских арт-терапевтических публикациях еще весьма слабо.
тельную продукцию своих клиентов на основе жестких теоретических представлений, спроецируют на эту продукцию либо свои собственные фантазии, либо фантазии автора данных представлений, а возможно, и то и другое.)
Я думаю, что этого можно было бы избежать благодаря обращению к фундаментальному понятию индивидуальности. Я призываю против использования любых универсальных теорий и за тщательный анализ конкретных обстоятельств жизни человека в арт-терапевтической работе. Такой анализ должен проводиться не в теоретическом вакууме, но с учетом существующих систем репрезентации, институциональных и дискурсивных практик, определяющих наше понимание субъективного опыта, болезни и здоровья.
Фокусировка на индивидуальности (субъекте, переживающем страдание и дистресс) позволяет арт-терапевтам избежать чрезмерной зависимости от ограниченного набора жестких теоретических представлений и априорных истин, связанных с любым ортодоксальным подходом.
Хотя не существует ортодоксальной или «стандартной» арт-терапии и она в настоящее время представлена множеством разных подходов, в последние годы в Великобритании имела место тенденция к некоторой переоценке роли переноса и контрпереноса во взаимоотношениях клиента и арт-терапев-та (Dalley, 1994, р. 2). Хотя учет влияния личности арт-тера-певта на результаты работы, конечно же, важен верность некоторых психоаналитических представлений и практик явно сомнительна, в особенности с учетом их негативного влияния на женщин1.
Как я уже показала, феминистские подходы в психотерапии уделяют большое внимание учету отношений власти и подчи-
1 Результаты двух последних референдумов указывают на то, что члены Британской ассоциации арт-терапевтов не хотят менять название своей профессии с «арт-терапии» на «арт-психотерапию». Это красноречиво свидетельствует о том, что большинство арт-терапевтов рассматривают свою деятельность как отличную от деятельности психотерапевтов, хотя понятие психотерапии трактуется профессиональными ассоциациями весьма широко. Так, слово «психотерапевтический» рассматривается как имеющее то или иное отношение к отношениям между клиентом и психотерапевтом, которые признаются в качестве основы психотерапевтического процесса (Core Course Requirements Document, BAAT TEC).
нения между полами, социальной природы гендерных различий и той роли, которую играют разные виды репрезентаций в их создании. Поялок {Pollock, 1988) утверждает, что тендерные различия являются продуктом разных социальных практик и институтов, представленных, в частности, семьей, системой образования, разными видами искусств, художественными галереями, журналами и т. д. Эти идеи очень важны для арт-терапии, поскольку, по моему убеждению, критический анализ репрезентационных систем и их влияния на женщин должен быть составной частью арт-терапевтического процесса. Так, например, поскольку тело часто является материалом для реализации тех или иных социополитических практик, женщины нередко испытывают по отношению к своему телу весьма противоречивые чувства. Понимание того, что репрезентаци-онные системы в арт-терапевтической практике и образовании являются социальными конструктами, позволяет сделать вывод, что данное отношение женщин к своему телу является не проявлением невроза, а вполне закономерной реакцией. Поскольку женское тело является «носителем» самых разных смыслов, нет ничего удивительного в том, что женщины могут воспринимать его по-разному. Женщины могут принять свое тело благодаря осознанию систем социальной репрезентации. Подобные изменения арт-терапевтической теории приведут к изменениям в методах практической работы. Так, например, частью арт-терапевтического процесса мог бы стать анализ современного положения представителей разных социальных групп1.
Это может быть сделано посредством анализа соответствующих систем их социальной репрезентации. Это отнюдь не сложно, не требует какого-либо теоретического исследования и может поначалу заключаться в предоставлении клиенту возможности выразить свои чувства, связанные с образами массовой культуры, текстами, средствами массовой информации и т. д. — все это очень напоминает используемую феминистками стратегию «развития сознания» (в данном случае понятие
1 Я отнюдь не призываю следовать каким-либо жестким теоретическим представлениям — феминистским или иным, но предлагаю критически анализировать и обсуждать существующие системы репрезентации.
«развитие сознания» имеет позитивное содержание, связанное с критическим, аналитическим анализом тех социальных ограничений, которые обусловлены тендерными различиями, а отнюдь не с усвоением человеком определенной системы верований). Если клиент испытывает потребность в продолжении подобной работы, дальнейший критический анализ социальных репрезентаций тендера может стать частью всего психотерапевтического процесса1.
По меньшей мере, арт-терапевт должен быть готов вместе с клиентом проанализировать его социально-экономическое отношение, а отнюдь не ограничиваться изучением его раннего детского опыта (либо любого иного материала), воспринимаемого через призму редуктивной теории, или анализом групповой динамики, который не позволяет затронуть социальных вопросов. Независимо от конкретной техники, арт-терапевти-ческй процесс должен помогать женщинам понять и критически проанализировать социальные и культурные условия их жизни, имеющие то или иное отношение с понятиями «патологии» или «девиантностики».
Социальная реальность и ее восприятие клиентом определяют его свободное или несвободное положение, его бесконечные страдания либо возможность переживания чувства радости и полноты ощущения бытия. Некоторые современные арт-те-рапевты придерживаются жестких, ортодоксальных психологических теорий, пытаясь с их помощью интерпретировать художественную продукцию и поведение клиентов. В результате они приходят к устаревшим безжизненным, порой смешным и нередко мизогинистским умозаключениям относительно процесса психического развития клиента. Эти арт-терапевты только тем и занимаются, что воздают разные метафоры на основе изобразительной продукции своих клиентов и интерпретируют арт-терапевтический процесс таким образом, что это отражает их собственное (а отнюдь не клиента) восприятие мира и систему их теоретических взглядов. Дороти Роуи отмечает, что «в динамической психотерапии существует опреде-
1 Как утверждает профессор Г. С. Руссо, некоторые заболевания могут рассматриваться как «болезни цивилизации», тесно связанные с социальными условиями и половыми различиями (Roussean, 1993, р. 94).
ленная иерархия, так же как в психиатрии. Психотерапевт занимает более высокий статус, чем клиент. В силу имеющихся у психотерапевта знаний, профессиональной подготовки и особого опыта личного анализа, он, в отличие от клиента, знает, что в переживаниях последнего «истинно», а что «ложно». Мнение психотерапевта более значимо, чем мнение клиента. Психотерапевт интерпретирует его мысли и затем сообщает клиенту, что они действительно означают»1.
Может возникнуть вопрос: помогают ли на самом деле своим клиентам те арт-терапевты, которые используют при оценке их изобразительной продукции и поведения представления об эдиповом комплексе или о «параноидно-шизоидной позиции» Клейн (уже сам этот термин может вызвать у некоторых клиентов полное непонимание). Еще хуже, когда, анализируя про себя работы и поведение клиента, психотерапевт вовсе не доводит свое мнение до его сведения. Возможно, что такие арт-терапевты своими странными интерпретациями делают своих клиентов, переживающих состояние тревоги и растерянности, еще более тревожными и растерянными. Я отнюдь не хочу сказать, что основная причины растерянности клиентов связана с их непониманием используемых арт-терапевтом терминов. Возможно, что они еще больше усиливают тревогу и страдание своих клиентов путем замещения их взглядов на мир своей собственной системой взглядов. Видимо, именно это часто происходит и в своих крайних проявлениях представляет собой одну из форм психологических злоупотреблений. Каким же образом можно примирить практикуемые многими арт-те-рапевтами методы интерпретации внутренней «реальности» с представлением о том, что наш субъективный опыт в значительной мере формируется под влиянием социальных условий? Если признать, что это действительно так, то мы вынуждены будет заключить, что использующие догматические психоаналитические представления специалисты причиняют своим клиентам вред или, по меньшей мере, приводят их в состояние растерянности.
1 Rowe (1993, р. 13), предисловие к книге Джеффри Мессона «Против психотерапии».
Кетрин Мак-Киннон указывает на подобную опасность в ходе своего критического анализа психоаналитической теории за ее нежелание признать то, что насилие среди детей является вполне реальным, а не воображаемым. Анализируя психиатрические работы, она называет психоаналитическое определение «фантазий» клиенток не чем иным, как «изощренным способом получения насильниками алиби и оправданием используемых ими фантастических теоретических конструкций, позволяющих объяснить переживания клиентов... Теория фантазии как раз является примером фантазирования». О Фрейде и его современниках Мак-Киннон пишет, что «они все испытывали массовые сексуальные галлюцинации, ставшие основой для создания теории и практики психоанализа, объявленных в дальнейшем научной «истиной» лишь потому, что так хотелось мужчинам» (цит. по Masson, 1986, р. XIV-XV), Мак-Киннон призывает к созданию новое парадигмы психической деятельности.
Арт-терапевт Джон Хензелл указывает на характерную для арт-терапии и психотерапии в целом тенденцию, которую он называет «редуктивной психодинамикой». Он пишет: «Создание образа связано с работой воображения... Всегда, в особенности если это поэтический образ, данный процесс имеет творческий характер. Если в наших исследованиях и практической работе мы слишком большое внимание будет придавать тем исходным психологическим факторам, которые рассматриваются в психоанализе, мы не сможем увидеть того, чего не способен увидеть психоанализ. Психотерапевты, считая необходимым исследовать и устранять причины переживаемых клиентом страданий, слишком часто не учитывают того, что клиент способен испытывать удовлетворение, когда ему удается самостоятельно осознать их значение (Henzel, 1995, р. 199-200).
Думаю, что замечание Хензелла достаточно обосновано. Арт-терапевты нередко недооценивают значимость процесса художественной экспрессии для клиента, рассматривая их продукцию с точки зрения редуктивных теорий.
Использование в арт-терапевтическом процессе редуктивной психоаналитики или жестких, связанных с психоанализом, теоретических конструктов, породило особый жанр псевдона-
учных публикаций, в которых исследуется внутренний мир инфантильных переживаний клиента, отражающихся в его художественной продукции. Эти описания полны метафор и аналогий и связаны с исследованием содержания символических образов. Данные публикации (как правило, в форме клинических описаний) имеют определенный поэтический оттенок. Они интригуют читателя, поскольку предполагается, что они позволяют понять, что в действительности происходит в психике клиента и что на самом деле означают его работы. Эти публикации, однако, представляются особенно вредными, с учетом того, что любое сопротивление клиента интерпретировать его работы и поведение рассматривается как признак патологии1. Данные описания, как правило, имеют совершенно отвлеченный характер и не имеют никакого отношения к реальным условиям жизни клиента — причинам переживаемых им страданий, злоупотреблений властью, социальной изоляции, беспомощности, нищете и депривации, институционализирован-ному насилию, расовой дискиминаци и мизогимии, чувствам вины и стыда и т. д...2
Ральф Пикфорд, занимавшийся арт-терапией еще до создания системы арт-терапевтического образования, интерпретировал рисунки своих пациентов3. Пикфорд допускал, что после создания рисунков они могут использоваться как материал для проведения техники «свободных ассоциаций», что давало, по его мнению, дополнительные возможности психотерапии (за счет регресса и интеграции вытесненного психического
1 Некоторые клиенты отмечали, что им не нравился тот«придирчивый незнакомец», пытающийся их расспрашивать об их половой жизни, отношениях с отцом и, что весьма показательно, «рассматривавший любое сопротивление данной процедуре как проявление патологии» (раздел писем « Weekend Guardian», 28 октября 1995, р. 10).
2 Придерживающиеся редуктивных представлений арт-терапевты особенно склонны использовать банальные интерпретации, рассматривая такие объекты, как свечи, трости, деревья, в качестве фаллических символов. К счастью, такие специалисты составляют в арт-терапии лишь крошечную часть. Большинство женщин и студенток арт-терапевтических отделений негативно относятся к попыткам психотерапевтов-мужчин проецировать на их работы свои фаллические фантазии.
Из приводимых в книге Уэллер «Становление профессии» описаний становится очевидно, что Пикфорд считал себя арт-терапевтом ( Walker, 191, р. 78).
материала) и постановки диагноза. Он считал, что рисунки пациентов могут отражать переживаемые ими неосознаваемые внутрипсихические конфликты. Имеет смысл привести детализированное описание работы Пикфорда, поскольку она может быть ярким примером догматическихчштерпретаций. Начнем с описания реакции ребенка на созданный им рисунок (работа с этим ребенком проводилась в детской клинике Нотр-Дам в Глазго):
«Девочка не знала, что такое ключ, но положила блестящий предмет в свою сумочку. Когда она вернулась с матерью домой, мать не могла найти ключ. Выбежавшая откуда-то собака сбила девочку с ног, ключ выпал из ее сумочки, и дверь была открыта».
Пикфорд интерпретирует слова ребенка следующим образом: «Здесь имеет место сложное сочетание различных конфликтов, включая сопротивление на фаллическом уровне, направленное против сексуальности отца. Что проявилось в том, что девочка сказала, будто не знает, что такое ключ. Эти слова следует расценить как защиту. Это дополняется желанием девочки украсть у матери пенис отца, помещая яркий предмет в свою сумочку или чрево, что заставляет ее переживать чувство стыда... Собака же выступает в качестве обвиняющего Сверх-я»1.
Другая девочка следующим образом описала свой рисунок:
«Маленький мальчик украл яблоки из сада фермера, но его поймали. Ему удалось спастись лишь потому, что у него сильно заболел живот, и он больше никогда не крал яблоки».
Подобный незатейливый рассказ Пикфорд интерпретирует следующим образом:
«Красть у отца яблоки — значит пытаться забрать у него сексуальную энергию... Кража яблок — это метафора, имеющая скрытое генитальное содержание. Боль же в животе —это следствие интериоризации сексуальной энергии отца — не что иное, как отражение инцестуальных фантазий о кровосмесительной беременности... Желание забрать у отца его сексуальную энергию связано с желанием проглотить его половые, органы; более конкретным отражением этого были бы фантазии, связанные с их вагинальным поглощением... Характерный для
1 Pickford, 1963, р. 32.
данной девочки энурез являлся неосознаваемым проявлением ее стремления овладеть мужскими чертами»1.
Британская арт-терапия пока не очень-то преуспела в использовании новых теоретических подходов, позволяющих, в частности, критически осмыслить те формы практики, примеры которых я только что привела. Это не позволяет в достаточной мере учесть социальный контекст арт-терапевтической деятельности (тот самый контекст, который во многом определяет наше понимание психической «нормы» и «патологии»). Критический анализ социальных отношений и репрезентаций, связанных с расовой, классовой и половой принадлежностью, н*е нашел пока достойного места в системе арт-терапевтиче-ского образования. Еще большее беспокойство вызывает то, что для большинства специалистов расовые, классовые и тендерные характеристики все еще мало что значат. С учетом того, что данные характеристики имеют чрезвычайно большое значение для идентичности человека и нашего понимания понятие психического здоровья, вызывает недоумение, почему обсуждению социальных факторов на сегодняшний день в системе подготовки арт-терапевтов не уделяется должного внимания.
В этой главе я стремилась показать, что критический анализ тендерных репрезентаций должен быть важнейшим элементом арт-терапевтического образования и что недостаточный учет тендерных факторов может быть чреват разными злоупотреблениями в отношении женщин и непониманием их субъективного опыта.
Литература
Bassuk, E. L. 1986. The Rest Cure. In Sulieman. S. (ed.) The Female Body in Western Culture: Contemporary Perspectives. Cambridge. MA: Harvard University Press.
Baudelaire, C. 1863. The Painter of Modern Life. In Frascina and Har-rison (eds). Modem Art and Modernism A Critical Anthology. London: Harper and Row.
Beilharz, P. (ed.) 1992. Social Theory. London: Alien and Unwin. 1 Pickford, 1963, p. 30.
BergerJ. 1972. The Past as Seen from a Possible Future: Selected Essays and Articles. London: Penguin.
Berrios, G. E. & Freeman, H. (eds). 1991. 750 Years of British Psychiatry. 1841-1991. London: Gaskell.
Boas, G. 1940. The Mona Lisa in the History of Ideas. Journal of the History of Taste. April. P. 207-224.
Bourdieu, P. 1989. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge.
Bourneville, D. M. & Regnard. P. 1887. Iconographie Photographique de la Salpetriere. V. 1. Paris: Bureaux du Progres Medical and Adrian Delahay.
Carter, A. 1979. The Sadeian Woman. London: Virago.
Carter, M. 1990. Framing An. Introducing Theory and the Visual Image. Sydney: Hale & Iremonger.
Cowie, E. 1977. Women. Representation and the Image. Screen Education. Summer, №. 23. P. 15-23.
Curthoys, A. 1988. For and Against Feminism: A Personal Journev into Feminist Theory. Sydney: Alien and Unwin.
Dalley, T. 1994. Editorial Introduction. Inscape. The Journal of the British Association of Art Therapists, vol. 1. de Lauretis. T. (ed.) 1986. Feminist Studies Critical Studies. Basingstoke: Macmillan.
Dijkstra, B. 1986. Idols of Perversity: Fantasies of Feminine Evil in Fin-de-SiecIe Culture. Oxford: Oxford University Press.
Doane, M. A. 1986. The Clinical Eye: Medical Discourses in the Women's Film of the 1940's. In Suleiman. S. (ed.) The Female Body in Western Culture: Contemporary Perspectives. Cambridge, MA: Harvard University Press.
Duncan, C. 1983. Virility and Domination in Early 20th Century Vanguard Painting. Artforum. Dec. P. 30-39.
Foucault, M. 1967. Madness and Civilisation. A History of Insanity in the Age of Reason. London: Tavistock.
Freud, S. 1983. Sigmund Freud. New Introductory Lectures on Psychoanalysis. V. 2. Harmondsworth: Penguin.
Gilman, S. L. 1993. Psychotherapy. In Bynum. W. F. and Porter. R. Companion Encyclopaedia of the History of Medicine. London: Routledge.
Oilman, S. L., King, H., Porter, R., Rousseau. G. S, & Showalter, E. 1993. Hysteria Beyond Freud. Berkeley: University of California Press.
GoldsteinJ. 1993. Psychiatry. In Bynum. W. F. and Porter. R. Companion Encyclopaedia of the History of Medicine. London: Routledge.
Could, 5.1981. The Mismeasurement of Man. London: Norton. Grosz, E. 1990. Jacques Lacan: A Feminist Introduction. London: Routledge.
HenzellJ. 1995. Research in the Particular: Epistemology in Art and Psychotherapy. In Gilroy. A. and Lee. C. 1995. An and Music Therapy and Research. London: Routledge.
Hogan, S. 1991. Women in Visual Arts Administration: Gender. Power and Organisational Dynamics. In Australian Journal of Arts Administration. V. 3, №. 4. Spring.
Howell, E. & Baynes, M. (eds) 1981. Women and Menial Health. New York: Basic Books.
Jacobus, M. 1993. Narcissa's Gaze: Morisot. Narcissism and the Filial
Mirror. Conference paper. Association of Art Historians. * Nineteenth Annual Conference. London.
Lake, M. 1988. Women. Gender and History. Australian Feminist Studies, Summer. № 7,8.
Lupton, D. 1994. Medicine as Culture. Disease and the Body in Western Societies. London: Sage.
MassonJ. 1986. A Dark Science: Women, Sexuality, and Psychiatry in the Nineteenth Century. New York: Farrar. Straus and Giroux. Preface by C. McKinnon.
MassonJ. 1992. Dora and Freud. In Against Therapy. London: Har-perCollins.
Nead, L. 1992. The Female Nude. London: Routledge.
Nochlin, L. 1989. Women, Art, Power and Other Essays. London: Thames and Hudson.
OppenheimJ. 1991. Shattered Nerves. Doctors. Patients and Depression in Victorian England. Oxford: Oxford University Press.
PerkinJ. 1993. Victorian Women. London: John Murray. Pickford, R. 1963. The Pickford Projectile Pictures. London: Tavistock.
Pointon, M. 1991. Naked Authority: The Body in Western Painting. 1830-1908. Cambridge: Cambridge University Press.
Pollock, G. 1988. Vision and Difference. London: Routledge.
Porter, R. 1987. Mind Forg'd Manacles. A History of Madness in En-gland.Cambridge. MA: Harvard University Press.
Rabinow, P. (ed.) 1984. The Foucault Reader. London: Pantheon.
Ross, C. (ed.) 1992. Therapy is Political. Race and Culture Group of The British Association of Art Therapists.
Rousseau, G. S., Roberts. M. M. & Porter. R. 1993. Literature and Medicine during the Eighteenth Century. London: Routledge.
Rowe, D. 1993. Foreword to J. Masson. Against Therapy. London: HarperCollins.
Russell, D. 1995. Women, Madness and Medicine. Cambridge: Polity Press.
Scott, J. W. 1988. Gender and the Politics of History. New York: Columbia University Press.
Scull, A. 1979. Museums of Madness: The Social Organisation of Insanity in Nineteenth-Century England. London: Allan Lane.
Showalter, E. 1985. The Female Malady. Women. Madness and English Culture 1830-1980. London: Virago.
Smith, D. 1995. Foucauldian History of Dentistry. Unpublished paper supplied by author.
Smith-Rosenberg, C. & Rosenberg, C. 1973. The Female Animal: Medical and Biological Views of Woman and Her Role in Nineteenth-Century America. Journal of American World History. V. 60, № 2. P. 33-356.
Stocking, G. 1987. Victorian Anthropology. London: The Free Press.
Taussig, M. 1980. Reification and the Consciousness of the Patient»: Social Science and Medicine. V. 148, №. 3. P. 3-13.
Teich, M. & Porter, R. 7990. Fin de Siecle and Its Legacy. Cambridge: Cambridge University Press.
Tilly, C. 1990. Reading Material Culture. Oxford: Basil Blackwell.
Ulrich, L. T. 1990. Of Pens and Needles: Sources in Early American Women's History. Journal of American History. № 77, June. P. 200-207.
Ussher,J. 1991. Women's Madness: Misogyny or Mental Illness. Brighton: Harvester Wheatsheaf.
Waller, D. 1991. Becoming a Profession. London: Tavistock/Rout-ledge.
Weir, F. 1987. The Role of Symbolic Expression in its Relation to Art Therapy: A Kleinian Approach. In Dalley. T. et at. Images of An Therapy: New Developments in Theory and Practice. London: Tavistock.
Williams, G. L. (ed.) 1976. John Smart Mill on Politics and Society. London: Fontana.
Williams, R. 1983. Keywords. London: Flamingo.
Салли Скейфи
ДИАЛЕКТИКА АРТ-ТЕРАПИИ1
Арт-терапия как радикальный вид деятельности
«
Арт-терапия по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека. Занимаясь изобразительным искусством, люди реализуют свою способность к творчеству. Изобразительное искусство выступает в качестве общественного «зеркала» и выходит за рамки социальных конвенций. Именно поэтому арт-терапию можно назвать альтернативной практикой.
Проникновение арт-терапии в психиатрию является вызовом медицинской модели, связанной с предписыванием пациенту медикаментозного лечения или социализирующей терапии. Акцент на воображении и игровой деятельности может приводить к конфликту установок арт-терапии с установками социальных служб на развитие у клиентов способности отвечать за себя, решать свои практические проблемы и так далее. Кроме того, изобразительное искусство, являясь средством выражения внутренних конфликтов и переживаний, зачастую в беспорядочных формах, может расходиться с существующей
1 Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Исцеляющее искусство. — 1997. — Т. 1, № 1. - С. 10-24.
моделью образования, которая ориентирована на реальные достижения ребенка или подростка в обществе. В психотерапевтическом процессе исследование психической динамики субъекта, происходящее «здесь и сейчас», через взаимоотношения с психотерапевтом ведет человека к пониманию своих поведенческих особенностей и пересмотру ценностей, тем самым предоставляя^му возможность выбора и контроля над происходящими психическими изменениями. Психоаналитическая теория, оказывающая на арт-терапию заметное влияние, позволяет разобраться в индивидуальных мотивациях, осознать влияние общества на человека и определить его потенциал. Являясь радикальной практикой, арт-терапия не может не испытывать на себе влияние тех сил, которые пытаются ослабить приверженность ее представителей определенным принципам. В последние десятилетия, однако, во всех сферах жизни стало трудно сохранять критические позиции и предпринимать какие-либо конструктивные действия. Существующая в западной культуре философия, утверждающая главенство взаимоотношений человека с материальными объектами и вторичность взаимоотношений, во многом определяет наши ценности. Кроме того, необходимость в удовлетворении потребностей клиентов зачастую вступает в противоречие с попытками правительства экономить на соответствующих расходах. Философия индивидуализма разделяет нас и ведет к преобладанию конкуренции над духом сотрудничества. Для сохранения единства нашей профессии нам необходимо ясное осознание тех социальных влияний, которые направлены на приведение арт-терапии в согласие с существующей идеологией вопреки нашим профессиональным принципам. Мы должны также понимать, что по мере того, как институциональные и идеологические влияния представителями нашего профессионального сообщества интериоризируются, они перестают ими осозна-•ваться. В настоящее время происходит полемика по поводу того, следует ли изменить название «арт-терапия» на название «арт-психотерапия», в связи с чем отмечается поляризация нашего профессионального сообщества. Я думаю, что эта по своей сути политическая полемика символизирует то состояние арт-терапевтической теории, в котором мы пребываем. Основ-
ной вопрос заключается в том, что составляет основу арт-пси-хотерапии: изобразительное творчество или вербальное взаимодействие, разворачивающееся вокруг изображения в процессе его создания. Возможно, она также является сплавом того и другого. А теперь я попытаюсь разобрать, в чем заключается политическое значение развития арт-терапевтической теории.