Слойная и процессуальная модели.
Для ориентации в многообразных бессознательных групповых процессах разработан ряд психоаналитических моделей, которые можно разделить на модели «слойные» и « процессуальные». Подавляющее
Bw | Рабочий союз «Договор» | Рабочая группа | Актуальная плоскость | Плоскости групповой динамики: статус, роли | Нормативная регуляция отношений, итог (интерактивная групповая терапия) | Рефлексив интегративная плоскость | |
Vbw | Новью зальные отношения | Динамическая матрица (Ван дер Клей, 19Н2) | |||||
Нормы | |||||||
Ubw | Оживление семейной ситуации с членами семьи. Как то: братья, сестры, отец в качестве руководителя и гpyппа в качестве матери (символически) | Основные, приемы в группе 1.Зависимость 2. Борьба/бегство 3. «Pairina» | «Персональная матрица» | Перенос и контрпренос или (весь) образец отношений эдипальных обстоятельств (о6ласть «классических неврозов») | Психо-социальное формирование компромисса (глубинно-психо-логическая групповая терапия) | Фантасти-ческий (ирреальный) образец отношений | |
Депрессивная позиция (Kлейн M., 1952) | Проективная плоскость с Я-телесными—и объект-составляющими | Общие мечты (аналитическая групповая терапия) | Эдипальные обстоя-тельства | ||||
Опасность утраты идентичности и Я | Параноидально-шизоидальный процесс | «Психотическая» плоскость | Отделение от частичных объектов: только хорошие или только плохие объект-состанляю-ищие (область «постклассических неврозов») | Проекция, интроекция, проективная идентификация | Предэдипальные феномены | ||
Психотическая плоскость «Основная» матрица (Ван дер Клей, 1982) | |||||||
Автор | Шиндлер В. 1951 | Бион,1961 | Фулкес, 1974 | Куттер, 1974 | Хейгль-Эверс и Хейтль, 1975 | Зандер 1978 |
Таблица 17. Слойные модели психоаналитической групповой психотерапии.
большинство слойных моделей (см. таблицу 17) опирается на топографическую модель, предложенную еще Зигмундом Фрейдом (см. V.2.2.). Стадии группового процесса рассматриваются в моделях процессуальных. Например, согласно W. G. Bennis и Н.А. Shepard (1956), существуют две основные стадии группового процесса: стадия зависимости, в частности, от терапевта, проводящего сеанса, характеризующаяся скованностью участников группы, и стадия независимости, в течение которой начинают проявляться межличностные отношения. Крайним выражением последней является желание возместить былую зависимость путем освобождения от влияния любых авторитетов, будь то терапевт или абстрактная власть « старших». против которой выступали в 1968 году участники студенческого движения. Своевременное распознавание и конструктивное решение скрытых бессознательных групповых конфликтов обеспечивает возможность избегать чрезмерных проявлений коллективной деструктивности.
В другой процессуальной модели, разработанной Филипом Слатером (Philip Slater 1970), различаются три основные стадии группового процесса:
— первая стадия — обожествление руководителя группы;
— вторая стадия — соперничество с руководителем;
— третья стадия — обретение компромисса путем установления новых групповых отношений.
Модель Слатера во многом созвучна принципу трех условий существования группы, предложенному Уилфредом Р. Байоном (W. R. Bion 1961). Условия эти формируются под влиянием бессознательных групповых процессов. Например, члены группы, не желающие подчиняться руководителю или склонные с ним бороться, как правило, бессознательно объединяются, образуя своего рода «подгруппу» единомышленников.
В этом контексте необходимо упомянуть также процессуальные модели Дитера Занднера (Sandner 1978) и Петера Куттера (Kutter 1976) Следует, однако, учитывать, что вне зависимости от ориентации на ту или иную модель в психоанализе неизменно подчеркивается значение сексуальных и агрессивных стереотипов отношений, часто скрытых за очевидным поведением, причины которого могут показаться на первый взгляд более сиюминутными.
Слойные модели подразделяют групповой процесс на несколько одновременно сосуществующих уровней (слоев — Schicht), первый из которых — межличностный или групподинамический, включает в себя обычные, общепринятые достаточно поверхностные отношения между участниками группового сеанса. На втором уровне, находящемся как бы этажом ниже, протекают бессознательные процессы, в которых доминируют конфликты, связанные с Эдиповым комплексом (см. гл. VI. 2.2. и VI. 2.4.). На более глубоком третьем уровне происходит повторное оживление нарцистических конфликтов, характерных для ранних отношений матери и ребенка и хронологически предшествующих конфликтам эдиповым (см. гл. VI. 3.1.) В соответствии с преобладанием в групповой динамике одного из названных стереотипов отношений, подразделяются и сами группы.
Зная об этом, многие терапевты предпочитают набирать группы, характеризующиеся более или менее однородным составом участников.
Однако более предпочтительным представляется в этой связи выбор «золотой середины». Терапевтические процессы, протекающие в чересчур гомогенной (однородной) или гетерогенной (пестрой по составу) группе, уступают по эффективности — сеансам с группой «усредненной».