Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность

1. Гражданская процессуальная правоспособность - это установлен­ная законом возможность иметь гражданские процессуальные права и обя­занности. Закон наделяет такой способностью в равной мере всех граждан и организации, обладающих согласно законодательству РФ правом на су­дебную защиту прав, свобод и законных интересов (ст. 36 ГПК), имея

1 С. И. Ожегов определяет слово «злоупотребление» как «проступок, состоя­щий в незаконном, преступном использовании своих прав и возможностей», «употребление во зло, незаконное использование чего-нибудь во вред кому (чему)-нибудь» (см : Словарь русского языка. М., 1975. С. 214).

в виду лишь возможность участия их в гражданском процессе в качестве сторон и третьих лиц (ст. 38, 42-43 ГПК)1. Гражданское процессуальное законодательство не допускает никаких ограничений процессуальной пра­воспособности.

Все лица, обладающие субъективным материальным правом, должны иметь возможность обращения за его защитой, т. е. гражданскую процессу­альную правоспособность.

Гражданская процессуальная правоспособность связана с правоспо­собностью в материальном праве (гражданском, трудовом, семейном, зе­мельном, кооперативном, административном), когда определяется возмож­ность быть стороной или третьим лицом. Судебная защита предполагает, что лицо, обращающееся за ней, способно обладать оспариваемым правом. Поэтому гражданская процессуальная правоспособность возникает одновре­менно с правоспособностью в материальном праве. Процессуальная право­способность граждан возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Но если правоспособность в материальном праве возникает с оп­ределенного возраста (например, трудовая, брачная), то соответственно и процессуальная правоспособность наступает с этого момента.

Юридические лица обладают процессуальной правоспособностью с момента возникновения. Прекращение юридического лица ведет к пре­кращению его процессуальной правоспособности.

Однако по содержанию правоспособность в материальном праве не то­ждественна процессуальной правоспособности. Если правоспособность в материальном праве — возможность иметь соответствующие материальные права и обязанности (гражданские, трудовые, брачно-семейные и пр.), то гражданская процессуальная правоспособность — возможность иметь гражданские процессуальные права и обязанности, т. е. быть сторо­ной, третьим лицом.

Все граждане и организации наделяются законом одинаковой процес­суальной правоспособностью в отличие от гражданского права, устанавли­вающего, как правило, специальную правоспособность юридических лиц.

2. Для осуществления процессуальных прав и обязанностей в суде по­средством совершения процессуальных действий необходимо обладать процессуальной дееспособностью.

Гражданская процессуальная дееспособность - способность лично осуще­ствлять свои права и исполнять свои обязанности, а также поручать ведение дела представителю(ст. 37 ГПК), т. е. способность лично совершать про­цессуальные действия (самому предъявлять иск, заключать мировое согла­шение, отказаться от иска или признать иск, заявлять ходатайства в про­цессе, доказывать и т. д.). В этом отличие гражданской процессуальной дееспособности от дееспособности в материальном праве (способности лично совершать сделки, приобретать собственность, заключать трудовой договор и т. п.).

Юридические лица обладают процессуальной дееспособностью с мо­мента возникновения. Процессуальные права и обязанности юридического лица осуществляются его органами непосредственно или через представи­телей (ч. 2~ст. 48 ГПК; подробно см. гл. 5 настоящего учебника).

Полная процессуальная дееспособность граждан возникает с достиже­нием совершеннолетия, т. е. с 18 лет (ч. 1 ст. 37 ГПК), а в случае эманси­пации - с 16 лет (ст. 27 ГК). Права и интересы несовершеннолетних в воз­расте от 14 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспо­собными, защищаются в суде их законными представителями. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными (ч. 3 ст. 37 ГПК). Такие лица вправе совершать все процессуальные действия1. Непривлече­ние их к участию в деле - основание для отмены решения2. Каких-либо ограничений процессуальной дееспособности закон не предусматривает. В соответствии со ст. 26 и 30 ГК действия по распоряжению материаль­ным (имущественным) правом (отказ от иска, признание иска, мировое соглашение) они могут совершать лишь с согласия законных представите­лей.

В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из тру­довых и брачно-семейных правоотношений, из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, а также по делам, возникающим из причинения вреда, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и интересы. Привлекать законных представителей к уча­стию в деле в этих случаях не обязательно; решение вопроса зависит от ус­мотрения суда (ч. 4 ст. 37 ГПК).

Если законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, дееспособность в полном объеме приобретается со времени вступления в брак (ч. 2 ст. 21 ГК). Это положение полностью относится и к граждан­ской процессуальной дееспособности.

За лиц, полностью недееспособных (малолетних, не достигших„Д4 лет, и совершеннолетних, объявленных недееспособными в установленном за­коном порядке (ст. 29 ГК, ст. 281 ГПК), процесс ведут их законные пред­ставители (ч. 3 ст. 37 ГПК).

Действия недееспособного, в том числе предъявленный им иск, будут иметь силу лишь в случае подтверждения их законным представителем. Законный представитель может подтвердить все действия недееспособного или некоторые из них; не подтвержденные им действия лишены юридиче­ского значения (п. 3 ч. 1 ст. 135, абз. 3 ст. 222 ГПК). Это касается лишь лиц, полностью недееспособных.

Наши рекомендации