Условия, необходимые для успешного применения психоаналитических методов.
Со стороны психоаналитика.
Важнейшим фактором успешного применения психоаналитического метода наряду с внешними условиями терапии представляется личность самого психоаналитика. К сожалению, этот факт достаточно скупо освещается в литературе, посвященной психоанализу. Недостаток такого рода информации в какой-то мере восполнил недавно вышедший сборник, в который включены работы на эту тему, написанные известными психоаналитиками (Kutter et al., 1988). Основную мысль этого сборника можно сформулировать так: психоаналитик должен воспринимать себя как важный субъективный фактор терапии и стремиться к самопознанию. Именно в связи с этим неотъемлемой частью психоаналитического образования становится учебный анализ. Последний предоставляет начинающему терапевту возможность изучить самого себя, разобраться в своих собственных конфликтах и таким образом достичь довольно высокого уровня самопознания. В то же время есть серьезные основания полагать, что высокий уровень познания собственной личности гарантирует более успешное понимание других людей, т. е. в нашем случае — пациентов.
Сказанное в равной степени относится к психоаналитикам, получившим психологическое образование и к тем. кто закончил медицинское учебное заведение.
Самопознанию аналитика способствует также групподинамическии практикум. Атмосфера группы позволяет будущим специалистам составить наглядное представление о собственной манере поведения. Участники групдодинамического практикума откровенно высказывают свое мнение по поводу коллег, открывая им глаза на неизвестные им стороны их личности. Критерием объективности высказанного мнения может служить в данном случае его поддержка большинством участников практикума. Максимум информации в своих собственных положительных и отрицательных качествах, предоставляемый такими занятиями, облегчает психоаналитику в будущем понимание реакции пациента, которая во многих отношениях есть не что иное, как реакция на поведение аналитика. Оно же, в свою очередь, должно соответствовать главному правилу психоаналитической терапии — «сдержанности» (Abstinenz). Психоаналитику необходимо научиться контролировать свои чувства по отношению к пациенту.
Ранее бытовало мнение, что медицинское образование, подразумевающее воспитание чувства ответственности за жизнь пациента, является лучшим гарантом подлинно психоаналитического поведения, однако десятилетняя преподавательская деятельность во Франкфуртском университете убедила, лично меня, что и в чисто психологическом образовании есть свои неоспоримые преимущества. Психология — это, говоря просто, наука о переживаниях людей. Поэтому студенты, изучающие психологию, занимаются прежде всего этим вопросом, что и является в некотором смысле залогом самопознания. Разумеется, нельзя не упомянуть в контексте психологии об опасности превращения человека в абстрактный объект статистического или какого-либо иного исследования. Реальность такой угрозы доказала современная медицина. Сконцентрировав свое внимание на патологии и химических лекарственных препаратах медики кажется совсем позабыли о человеческой личности.
Со стороны пациента.
Идеальный пациент не только жалуется на определенные симптомы, но и связывает их с конкретными психическими переживаниями, поэтому, он готов активно участвовать в процессе анализирования. От успешности сотрудничества аналитика и пациента или, иными словами, от степени участия последнего в так называемом «лечебном альянсе» (Arbeitsbuendnis), подразумевающем лишенное невротичности. рациональное и разумное отношение анализируемого к аналитику, во многом зависит эффективность самой терапии (Greenson 1967). Под сотрудничеством понимают прежде всего готовность пациента свободно ассоциировать, т. е. рассказывать обо всем. что придет ему в голову, не обращая внимание на чувства стыда, стеснения, страха или вины. Такая откровенность подразумевает высокую степень доверия, которая не может возникнуть сразу в начале анализировать, а созидается постепенно.
Краткий пример даст читателю представление о том. каким образом психоаналитик выясняет, готов ли пациент к сотрудничеству:
Аналитик. Я пытаюсь Вас понять. Мне бы очень хотелось сотрудничать с Вами. Это помогло бы нам лучше понять причину Ваших страданий.
Пациентка. Но почему же тогда Вы мне не помогаете?
Аналитик. Я Вам уже помогаю, просто я не делаю никаких поспешных выводов. Меня ведь интересуют совсем не симптомы, меня интересуют психические проблемы, которые симптомы вызывают. Почему бы Вам тоже не заинтересоваться этим.
Пациентка. Хорошо. Но я сомневаюсь, смогу ли я Вам помочь. Мне кажется, причины мне неизвестны.
Аналитик. Я готов помочь Вам в них разобраться. Главное — наша совместная работа, а она станет возможной при одном условии. Вам необходимо сообщать мне обо всем, что Вы чувствуете. Итак, с чем, по Вашему мнению, могут быть связаны Ваши страдания?
Пациентка. Скорее всего с моей супружеской жизнью.
Аналитик. Это вполне вероятно. Мы займемся этим вопросом. Однако важнее другое: Вы сами понимаете, что несчастны в браке, а значит, разобраться в причинах несчастья будет уже легче.