Урок 51. мы - зрители и пассажиры
Цели: изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуацию, обобщать, делать выводы.
Ход урока
I. Мы - в театре.
Анализ ситуации.
-Вы убедились, как приятно беседовать с умными, воспитанными людьми. А ещё приятнее сходить с таким другом в театр или в кино.
- Кто из вас любит ходить в кино или в театр?
- Это всегда праздник, всегда удовольствие. Сел в кресло и...
- Но иногда такой сосед попадётся, что не обрадуешься!
«Сегодня — культпоход в театр», - сказала Маша Сонечкина. -Культпоход — это культурный поход. Поняли?».
«Поняли! Ура!» - обрадовались Машины одноклассники и захлопали в ладоши, будто они уже в театре. Вадик тоже зааплодировал.
Вечером все приоделись и отправились в театр. Только Вадик пришёл в грязных школьных штанах и с чернильным пятном на носу.
Сразу Вадик ринулся в буфет. Пирожные он глотали целиком, а
бумажки от конфет бросал на пол. Потом в фойе стал играть в пятнашки сам с собой.
- Ты же в театре, Вадик! - взмолилась Маша.
- Не-а! - Вадик утёр рот рукавом. - Вот когда спектакль начнётся...
Наконец прозвенел последний звонок, и все пошли в зал. Поскакал и Вадик.
- У меня бенуар! Где это? — орал он. — Что за бенуар?
Уже погасили свет, а он всё метался по залу, топча ноги зрителям. Наконец он уселся и, шурша шоколадной обёрткой, жуя шоколад, стал делать театральное лицо. Пошире раскрыл глаза, вытянул шею».
- Приходилось ли вам встречать в театре таких ребят?
- Что вы о них думаете?
Что бы вы посоветовали Вадиму?
Правила поведения в театре.
1. Лучше прийти в театр за десять - пятнадцать минут до начала, чтобы не торопясь раздеться, поправить причёску, купить и прочесть программу, найти своё место.
2. Пробираясь к своему месту, проходя вдоль ряда лицом к сидящим, чтобы случайно не задеть кого-нибудь спиной. Если пришёл с девочкой - дай ей пройти впереди себя и сесть первой.
3. Если ты уже сел, а мимо кто-нибудь проходит, встань, откинь сиденье кресла и дай дорогу.
4. Во время действия не разговаривай. Поделиться мнением с товарищем сможешь в антракте.
5. Не ешь во время действия. Потерпи до антракта.
6. Не вставай с места, пока не опустят занавес. Часто последние
слова пьесы — самые важные.
II.Мы в кино.
Работа по учебнику, с. 64-65.
III.Мы - пассажиры.
-Отгадайте загадку:
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
- Как называются люди, которые едут в транспорте? (Пасса-жиры.)
- Как вы думаете, трудно быть пассажиром?
- Каждый может стать пассажиром?
- Что для этого надо знать?
- Ответьте на вопросы на с. 66 и выполните задания. Правило № 1. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колёса.
Правило № 2. Во время движения не стой на ступеньках и не прислоняйся к дверям. Ты можешь выпасть, а кроме того, ты мешаешь входу и выходу пассажиров.
Правило №3. Переходить железную дорогу можно только в разрешённых местах - на железнодорожных переходах. Перед этим обязательно посмотри, нет ли поезда.
Правило № 4. Не подходи близко к краю платформы.
Правило № 5. Категорически запрещено спрыгивать на рельсы, а также забираться под платформу.
Правило № 6. Нельзя спрыгивать на рельсы. Даже если ты уронил любимую игрушку или тетрадь с пятёрками.
IV. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 64—67; рабочая тетрадь, с. 26, задания 1-3.
Раздел 6. ПУТЕШЕСТВИЯ
Урок 52. ПОСМОТРИ ВОКРУГ
Цели: ознакомить с основными и промежуточными сторонам горизонта и их расположением; объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта.
Оборудование: таблица «Горизонт. Линия горизонта», карта полушарий, атласы.
Ход урока
I. Наблюдения за окружающим пространством.
Эту часть урока лучше провести в виде непродолжительной экскурсии. Очень удачно получится, если школьное здание имеет несколько этажей. Учитель выводит детей в рекреацию и подводит к окну.
-Рассмотрите внимательно вид, который открывается из окна?.
- Что вы увидели?
- Запомните эти объекты.
Затем учитель предлагает детям подняться на второй этаж и снова рассмотреть из окщ открывающийся вид.
—Что теперь вы видите из окна?
- Чем этот вид отличается от того, который открывался из окна первого этажа?
- Почему больше объектов попало вам в поле зрения?
- Подумайте, изменится что-либо, если мы поднимемся на верхний этаж школы.
-Почему?
- Давайте сделаем это и убедимся, правы вы в своих предположениях или нет.
- Какой вывод можно сделать в результате наших наблюдений?
Чем выше человек поднимается над поверхностью Земли, тем большее пространство он охватывает взглядом. Это пространство называется горизонтом.
Границу, где нам кажется, что небо сходится с землёй, называют линией горизонта.
II. Основные стороны горизонта.
-Мы наблюдали за расширением пространства в нашем поле зрения только в одном направлении.
- Подумайте, будет ли что-то меняться, если мы перенесём свои наблюдения в противоположную сторону (вправо, влево)?
Стороны горизонта люди называют: север, юг, запад, восток.
- Найдите на карте полушарий Северный полюс (учитель работает по карте на доске, дети - по карте в атласе).
- Поставьте ручку в любом месте суши и представьте, что это стоите вы и обращены лицом к северу, тогда за спиной у вас будет юг, по правую руку - восток, а по левую - запад.
- Назовите стороны горизонта.
III. Практическая работа.
Учитель вызывает несколько учеников. Каждому условно определяется северное направление. Дети должны нажать остальные стороны горизонта.
В качестве физкультминутки можно провести такую работу с учащимися всего класса одновременно.
-Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю).
- Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас?
- Повернитесь лицом на запад, юг, восток, север.
- Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично — левую).
Упражнения могут быть различными.
IV. Промежуточные стороны горизонта.
-Названия сторон горизонта на русском языке обозначаются одной заглавной буквой.
Расстояние от одной стороны горизонта довольно велико. Это создавало свои трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам, и названия о значать двумя буквами. Например, северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ)и т. д.
V. Практическая работа.
Учитель предлагает определить промежуточные направления горизонта относительно условного севера.
VI. Работа по учебнику, с. 70-71.
VII. Итог урока.
- В чём отличие горизонта от линии горизонта?
- Назовите основные и промежуточные направления горизонта.
Домашнее задание: учебник, с. 70-73; рабочая тетрадь, с. 29. задание 6.