Сновидения и переживания клинической фазы умирания
В сновидениях, время от времени, можно видеть такие сцены и образы, которые имеют сходство с переживаниями и интроспективными восприятиями, о которых рассказывают возвращенные к жизни, реанимированные из клинической фазы смерти, индивиды. Пониманию таких таинственных переживаний помогает то обстоятельство, что некоторые из них встречаются и в процессе повседневной и нормальной психической деятельности. Никто не может отрицать, что сон и сновидения являются повседневными и одновременно нормальными явлениями. И вот мы в сновидениях иногда переживаем такие состояния, которые в той или иной степени напоминают переживания умирающего, отдельные отрывки галлюцинаций предсмертной и клинической фаз умирания человека. Сделаем несколько сопоставлений.
Проявления «психического "Я"» в сновидениях
В нашем распоряжении имеются сновидения разных лиц, увидевших себя в них со стороны, в качестве посторонних наблюдателей. Мы уже Приводили сновидение одной девушки, в котором она видела, как стоит около двери комнаты и смотрит как сама лежит на кровати и отдыхает, о сновидениях других лиц часто встречаются такие сцены: сновидцы
со стороны наблюдают, как в различных ситуациях совершают разнообразные действия. Возникают также сновидения, в которых спящий видит, что присутствует на собственных похоронах, лежащим в гробу неживым. Причем эти образы в сновидениях у него обычно не вызывают никакого удивления.
Это явление весьма сходно с тем особенно удивительным и оставляющим сильное впечатление явлением, когда умирающий чувствует что его психическое «Я» отделилась от физического тела и наблюдает его со стороны. Причем реанимированные сообщают, что окружающие люди видят только их тела, а «их самих», т.е. их духовное, чисто психическое «Я» не замечают. И в сновидениях тоже имеет место такое расщепление личности, хотя большая разница заключается в том, что здесь живой и наблюдающий сновидец (как действующее лицо собственного сновидения) одновременно ощущает себя в собственном физическом теле: он, по-видимому, не ощущает себя «чистой душой» или в каком-то «духовном теле», как чисто психическое существо. Однако и сходство двух этих ситуаций очень велико и требует новых исследований.
Каков мозговой механизм этих удивительных переживаний? Не играет ли роли тот факт, что в лице правого и левого полушарий головного мозга мы имеем два самостоятельных образования, два мозга, каждый из которых в состоянии создать отдельные образы каждого предмета внешнего мира, в том числе собственной личности, как предмета объективного восприятия и интроспекции?
Здесь уместны и такие вопросы: во время клинической смерти какое из двух полушарий быстрее отравляется вследствие кислородного голодания и какие связи в этот период устанавливаются между ними? Какова мозговая локализация психических переживаний умирающего, и после реанимации претерпевает ли изменения нормальная локализация мозговых психических функций? В чем причина того, что после реанимации у некоторых лиц возникают исключительные способности? Например, несколько лет назад в печати появились сообщения о том, что у одной женщины, живущей на Украине, после реанимации из клинической смерти появились редчайшие способности: она видит внутренние органы людей. Если это действительно так, то вполне понятно, что данная способность, как потенциальная возможность, всегда была в ней, но только большие изменения, происходящие в организме во время клинической смерти, позволили им проявиться как действительные способности. Возможно, что такой потенциальной способностью обладают все.
«Фантомные ощущения» и психическое «Я»
R психологии и психопатологии давно известно любопытное явление, получившее название «фантомное ощущение». Например, мы знакомы с уже пожилым мужчиной, который годы назад попал под поезд и потерял обе ноги. Однако долгое время, даже в бодрствующем состоянии, ему часто казалось, что ноги целы, мысленно он «двигал» несуществующими пальцами ног, ощущая их наличие вне пределов своего теперешнего тела, в таких местах пространства, где они могли бы быть, если бы не произошел этот несчастный случай.
Фантомные ощущения возникают и в сновидениях. Тот же человек без ног, в своих сновидениях, часто видит себя шагающим или стоящим на двух здоровых ногах. Иногда во сне он бегает, ведет автомашину (по специальности он был водителем) и совершает другие действия, как до трагического дня. Сейчас он передвигается только в инвалидной коляске.
Приведем еще один пример, теперь уже из неоднократно упомянутой книги В. Н. Касаткина. Речь идет о шизофренике, у которого часто бывают бред и галлюцинации. Во время войны он потерял левую руку и верхнюю часть левого плеча. Этот больной убил свою мать и сестру, так как подозревал, что * off и отводят от него возможных невест. Он слышал голоса (слуховые галлюцинации), которые настоятельно требовали от него убивать своих родных, желающих ему зла. Однако данный случай интересен и в других отношениях: в своих сновидениях больной ведет себя так, как будто левое плечо и рука на месте и он вполне нормально пользуется ими. И здесь, следовательно, мы имеем явление фантомных ощущений и психического дополнения образа своего тела. Такие явления наблюдаются как в сновидениях людей, потерявших те или иные части своего тела, так и парализованных лиц: последние могут видеть во сне, будто парализованные части тела здоровы и нормально функционируют.
Подобные факты, по нашему мнению, позволяют заключить, что в сновидениях человека действуют не физическое тело сновидца или его части (например, спящий может видеть в сновидении вне себя только свою голову или отдельную руку), а их психические образы. Психический образ тела, телесное я личности, может отделяться от него, проецироваться в психическое пространство подсознательного и выступить в роли независимо действующего лица. А когда нет такого подсознательного расщепления личности спящего, тогда целостный психический образ спящего дополняет отсутствующие части физического тела и создает иллюзию целостности тела. И здесь нет ничего удивительного: собственное тело человека является таким же объектом вое-
приятия и других форм психического отражения, как и любой другой предмет или человек. В ходе психического развития личности возникает «схема тела», телесный «Я-образ», который, сохраняясь в памяти в качестве представления, может воспроизводиться и стать объектом наблюдения как в сновидениях, так и в бодрствующем состоянии, хотя второй случай встречается реже. Он имеет место тогда, когда, например человек оказывается в крайне напряженных, необычных условиях и переживает состояние самоотчуждения. Например, когда внезапно с человеком случается такое событие, для встречи с которым он совершенно не был подготовлен и не знает, как поступить, он может в начале не доверять данным своих органов чувств («не верит глазам своим», ушам и т.н.), даже может пощупать себя и спросить: неужели это я? В таких случаях возникает легкое и преходящее состояние самоотчуждения и деперсонализации, происходящее временно воспринимается как невозможное и недействительное, как галлюцинация.
Проводя параллели между фантомными восприятиями в сновидениях и переживаниями клинической фазы умирания человека, следует понимать, что психический образ человека, его духовное «Я», хотя бы на подсознательном уровне, остается целостным и неизменным даже при серьезных повреждениях физического тела, потере его различных частей. Психическая структура личности в ходе ее формирования приобретает относительную самостоятельность от физической структуры.
Образы покойников в сновидениях и в клинической фазе умирания
Мы помним, что люди, возвращенные к жизни из клинической фазы умирания, нередко рассказывают, что в своих галлюцинациях видели образы умерших родных и близких, товарищей, знакомых и очень часто также совершенно незнакомых людей. Иногда они похожи на привидения, наполовину прозрачные, могут возникать сразу перед глазами, перед внутренним взором умирающего и мгновенно исчезать, но могут принимать также вид совершенно обычных и живых людей. Они нередко пытаются говорить что-то спящему, проявляют желание вести его за собой или, наоборот, каким-либо образом дают понять, что он должен вернуться назад, что он пришел сюда раньше времени.
И в сновидениях возникают подобные явления, мы об этом говорили при обсуждении вопроса о том, каким образом смерть других людей может получить выражение в сновидениях человека.
Однако в сновидениях живого спящего человека, перед его внутренним взором образы покойников могут являться в таких конкретных
формах и в таком содержательном контексте, что сразу же возникает делание давать им символическое, мифическое толкование. Такие психические явления, действительно содержащие тайны, в настоящее время мы пока не в состоянии полностью объяснить, но подвергнуть их научному обсуждению обязаны.
Один из старых исследователей сновидений, русский ученый В. Л. Осипов, описывает следующий интересный случай: английский генерал Сильмен, подавляя во главе своего войска одно из восстаний индийцев, взял с собой в поход жену. В военном лагере в первую же ночь, ночуя в палатке, женщина видела сны, в которых появлялись образы умерших людей. Она просит мужа, чтобы палатку разбили в другом месте. Генерал приказывает перенести палатку и вскопать ее прежнее место. Выясняется, что там закопано много трупов. Каким образом жена генерала узнала, что спит на могиле? Самое простое объяснение состоит в том, что спящая восприняла запах трупов, под воздействием которого во сне возникли соответствующие образы. Это такое явление, которое напоминает уже знакомые нам простые психологические опыты: когда к носу спящего подводят флакон духов с открытым горлышком, у него начинается, например, сновидение, в котором он видит себя в саду, где растут цветы, из которых составляет букет и т. п. Многочисленные эксперименты показали, что действительно, когда на обонятельный анализатор или на кожу человека воздействуют слабыми раздражителями и он продолжает спать, у него появляются сновидения.
В состав таких сновидений входят также преобразованные образы воздействующих раздражителей. Это, в основном, зрительные образы. Когда около уха спящего произносят имя знакомого человека, тогда он в сновидении может видеть этого человека. Возвращаясь к случаю с женой генерала следует, однако, отметить, что нет убедительных данных о том, что в палатке действительно ощущался запах трупов и ее сновидение, следовательно, является результатом подсознательного восприятия этого раздражителя. Из литературы известны случаи, когда человек, ночуя в гостинице, в случайно предоставленном ему номере, видел во сне образ покойника, человека, которого убили в этой комнате или который совершил здесь самоубийство. В таких случаях об обонятельных ощущениях речи быть, по-видимому, не может.
Встречаются другие, не менее интересные случаи. Вот один из них, о котором автору этих строк рассказала молодая учительница: за несколько дней до своей смерти ее бабушка видела во сне, что будто уже умерла и ее везут на кладбище. Но здесь она замечает, что ее место уже занято: в могиле лежит другой покойник. Через несколько дней старая женщина умирает. Когда в отведенном месте начинают для нее копать могилу, на определенной глубине обнаруживают труп. Можно ли считать, что старуха каким-то обра-
зом узнала об этом во сне или же перед нами чистая случайность? Ее внучка учительница, поведавшая нам об этом, твердо верит, что перед смертью дуща бабушки пошла на кладбище и нашла то место, где ее хотят похоронить и здесь она духовным зрением увидела то, что могильщики должны были обнаружить лишь спустя несколько дней. Возможно и другое объяснение источника ее сновидения, не лишенное некоторой вероятности: старая женщина, не желала своей смерти и это желание (или нежелание), формируясь в виде мысли «Моя могила уже занята», привела к созданию загадочной сцены этого сновидения.
Другие уровни бытия
В психической деятельности каждого человека возникают многочисленные сновидения, которые не только остаются непонятными (это обычное явление), но, что намного интереснее, оставляют впечатление загадочности: после пробуждения мы чувствуем, что во сне вплотную приблизились к таким слоям бытия, о которых в сознательном состоянии никакого представления не могли иметь. Один из известных современных исследователей сна и сновидений, Уильям Демент, высказал мысль, что в сновидениях и галлюцинациях человека раскрываются силы, берущие свое начало в мире, находящемся «по ту сторону» известного нам физического мира. Более того, сновидения, по его мнению, позволяют наблюдать психические состояния доисторических времен. В сновидениях открываются настолько глубокие качества души человека, что сущность их недоступна нашему интеллекту.
Как видно из сказанного, точка зрения У. Демента состоит в том, что спящий в своих сновидениях психологически возвращается не только к прошедшим периодам своего индивидуального прошлого, но и к прошлому всего человечества, даже к давно прошедшим историческим этапам развития человека и общества. По существу, речь идет о филогенетической психической регрессии человека, о которой мы более подробно говорили в предыдущих разделах. Если существование онтогенетической психической регрессии личности не вызывает сомнений, то филогенетическая регрессия, безусловно, более проблематична, хотя уже существуют факты, свидетельствующие о реальности этого явления. Напомним, что такой прирожденный психолог и тонкий человек, каким был Фридрих Ницше, свидетельствовал: сновидения переносят нас в далекие времена человеческой культуры и предоставляют нам средства для лучшего понимания этих состояний.
Теперь — примеры о том, каким образом спящий в своих сновидениях может чувствовать, что перед ним необычные, незнакомые, в сознательном состоянии ему неизвестные явления.
Этот пример мы берем из книги уже хорошо знакомого нам врача и исследователя В. Н. Касаткина, в которой он пытается дать сновидениям последовательно материалистическое толкование. Он считает, что в своих сновидениях оказываются в совершенно незнакомых местностях и переживают страх, те люди, у которых восприятия крайне утонченные и подсознательная жизнь
! более активная, чем у большинства других людей. Часть таких людей страдает неврозами. Один из таких больных, невротический мужчина средних лет, рассказывает следующее сновидение: нахожусь в какой-то загадочной стране. Психическое состояние — тревожное. Стараюсь протиснуться через ifc. узкий проход под каким-то забором, однако грудью застреваю и остаюсь в таком положении. Передо мной стоят два странных существа с круглыми головами, блестящими красными глазами, вместо рук у них длинные и красные щупальца, которые в кончиках завернуты в виде кружков. Мне стало страшно. Попытался выйти из-под забора, пальцами рук начал сгребать землю и даже ощущал ее твердость. После пробуждения он рисует эту сцену: сам лежит под забором, а перед ним стоят эти два странных призрака'.
В. Н. Касаткин никак не объясняет это явление. Но ведь если сновидец получил впечатление, что на подсознательном уровне общался с какими-то таинственными явлениями, то психолог не вправе считать его переживания бессмысленными. Мы должны учесть, что на подсознательном сновидном уровне психической активности, в психике человека могут пробуждаться такие способности, которые на уровне сознания по каким-то причинам никак не проявлялись. Одно известно: человечество пока имеет очень мало знаний о глубинных уровнях бытия, поэтому во всех тех случаях, когда наша психика соприкасается со следами явлений, принадлежащих этим уровням, мы должны быть готовыми действовать как исследователи, поскольку возможно, что именно здесь открывается дорога, ведущая к более глубокому познанию мира.
Людям, пережившим такие сновидения, после пробуждения кажется, что они находились на границе обычного, нормального, «посюстороннего» и «потустороннего», таинственного миров. Такие переживания Должны стать предметом серьезных научных исследований, иначе могут послужить источником мифических и произвольных представлений.
Механизмы таких «таинственных» видений мы, может быть, лучше поймем, если обратим должное внимание на некоторые, пока еще кажущиеся необъяснимыми явления, которые в психической жизни человека появляются то в бодрствующем, чаще же — в полусонном состоянии, перед погружением в первую фазу ортодоксального сна. Ясно, что в таких случаях они становятся элементами так называемых гипно-
Касаткин В. Н. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 175.
гогических галлюцинаций. Причем мы располагаем сообщениями очень серьезных исследователей, честность которых не вызывает никаких сомнений.
Вот что пишет в своей автобиографической книге «Воспоминания, сновидения и размышления» всемирно известный психолог, психиатр и философ К. Г. Юнг: ночью он лежал в постели и не мог уснуть, думал о товарище который накануне внезапно умер. Эта потеря причинила ему глубокое горе Вдруг он почувствовал, что покойник находится в комнате, около его кровати и предлагает ему выйти из комнаты. Юнг сразу же подумал, что перед ним не призрак, душа умершего, а галлюцинация, фантастический образ, но в следующий момент в его голове появилась мысль: «А если это не фантазия и мой друг действительно находится здесь, то разве так думать не значит совершить неприятный поступок?» Он принимает решение считать образ друга существующим в действительности. В этот момент образ покойника идет к двери и приглашает Юнга последовать за ним. Юнг решает включиться в эту игру и в своем воображении следовать за ним. Покойник выводит его во двор, в сад, затем на улицу и, в конце концов, приводит в свой дом, который находился поблизости. Юнг входит в дом. Покойник ведет его в свой рабочий кабинет-библиотеку, подходит к книжным полкам, поднимается на стул и показывает Юнгу вторую из пяти книг в красных переплетах. Эти книги находились на второй полке сверху.
Пережитое так удивляет Юнга, что утром он идет к вдове покойника и просит разрешения войти в библиотеку друга. Оказывается, что все обстоит именно так, как Юнг видел в своих фантастических представлениях: перед книжными полками стоял стул и еще издалека Юнг заметил, что сверху на второй полке стоят пять красных томов. Поднявшись на стул, он выяснил, что это тома перевода произведений Эмиля Золя. Второй том имел заглавие: «Наследство покойника». Содержание книги, отмечает Юнг, не представляет особого интереса, но заглавие кажется значительным.
При объяснении сущности и значения таких переживаний высказываются различные мнения. Некоторые считают, что видения Юнга являются доказательством существования души человека после его смерти. В то же время есть такие, кто полагает, что эти переживания находятся на границе между нормальными и болезненными психическими явлениями. Живой человек, в данном случае — Юнг, мог бы получить информацию как из прошлого, так и из будущего. По-видимому, мозг живого и психически активного человека каким-то образом может воспринять и узнать то, что кто-то знал некоторое время назад, а также то, что кто-то должен узнать в ближайшем будущем.
Тот участок мозга, который осуществляет такие ретроспективные (направленные в прошлое) и перспективные (направленные в будущее)
восприятия, склонен к созданию воображаемых образов, обладает способностью к символизации переживаний человека. Это артистический отдел психики. Именно такие пограничные психические переживания могут оставлять впечатление таинственных и привести человека, в частности, к той мысли, что после земной жизни существует другая жизнь. Такие переживания становятся возможными потому, что многие, может быть все, мечтают о бессмертии, а при старении это желание еще больше усиливается. Подсознательная сфера психики, преобразуя эти надежды и мечты в образные содержания, выражает их в виде галлюцинаций, грез и сновидений. Такое объяснение правдоподобно и соответствует современным представлениям о психических функциях правого полушария головного мозга человека. Безусловно, требуется экспериментальное исследование того, каким образом совершается восприятие, без участия известных органов чувств, тех знаний, которые у других были в прошлом или будут спустя определенное время, в будущем. Здесь мы вплотную подходим к осознанию задачи тщательного исследования парапсихологических явлений. В частности, следует исследовать проявления восприятия мыслей на расстоянии, предвидения будущего в сновидениях и другие явления этой пограничной области науки.
ГЛАВА 9