Психическая регрессия в сновидениях Разновидности регрессии
R целом регрессию можно определить как такое изменение организма или психической деятельности, которое приводит к активизации и проявлению форм поведения и переживаний, свойственных прошедшим этапам возрастного развития. Под влиянием определенных факторов (фрустраций) или состояний (сон) человек с физиологической и психологической точек зрения отступает к своему прошлому. В сновидениях психическая регрессия не просто является часто встречающимся феноменом, но по существу представляет собою один из механизмов создания сновидений. Однако до ознакомления с проявлениями сно-видной психической регрессии вкратце остановимся па одном явлении, которое целесообразно назвать физиологической регрессией'.
В настоящее время уже накоплены факты, свидетельствующие о том, что во время сна частичная физиологическая регрессия имеет место в организме всех млекопитающих, в том числе человека. Как пишет специалист но сну животных И. Г. Карманова, во время сна у многих животных наблюдается возврат к старым формам работы центральной нервной системы, характерным для этапа эмбрионального развития. Например, у спящих рыб можно наблюдать S-образные движения хвоста, у лягушки — такие же движения задних лап, у пресмыкающихся — «копательные» движения головы и передних лап2.
К этому надо добавить точку зрения Я. Освальда, Ф. Снайдера, И. Г. Кармановой и других специалистов о парадоксальном периоде сна, согласно которой этот период имеет сходство со сторожевым бодрствованием, в процессе эволюции возникшим у позвоночных животных.
Если парадоксальный сон сходен с этим сторожевым бодрствованием, то естественно заключить, что данное состояние организма в целом представляет собой временную физиологическую регрессию к эволю-Чионно более ранней форме существования. Поскольку парадоксальный
Насколько нам известно, этот термин впервые используется нами. Карманова И. Г. Эволюция сна. - Л., 1977. - С. 136-137.
сон насыщен богатой психической активностью, можно выдвинуть гипотезу, согласно которой по сравнению с сознательной активностью бодрствующего состояния он является более древней, регрессивно^ формой психической активности. Это означает, что психическаярегрес. сия имеет место на основе физиологической регрессии.
Опираясь на фактические данные, полученные вышеназванными исследователями, следует различать, с одной стороны, две разновидности физиологической регрессии — филогенетическую и онтогенетическую и, с другой — две соответствующие разновидности психической регрессии. Филогенетическая регрессия— это возврат организма к тем формам физиологической и психической активности, которые данному животному виду были присущи на более ранних этапах эволюции. Сно-видная регрессия к надындивидуальному прошлому может иметь различную глубину. Возможно, что некоторые сновидения возвращают нас к нашей прежней жизни на земле, другие — до жизни перед рождением и, наконец, третьи — до прошедших этапов индивидуального существования. Новорожденные могут иметь только первые два типа регрессивных сновидений. Онтогенетическая регрессия— это возврат к формам физиологической и психической активности и поведения, характерньич для более ранних этапов индивидуального развития (онтогенеза) организма, в том числе периода внутриутробного развития. Таким образом, по нашему мнению, в жизни высших животных, особенно в периоды парадоксального сна, можно наблюдать четыре вида регрессии:
1) филогенетическую физиологическую регрессию;
2) онтогенетическую физиологическую регрессию;
3) филогенетическую психическую регрессию;
4) онтогенетическую психическую регрессию.
Еще 3. Фрейд заметил, что человек, готовясь ко сну или уже во сне, сворачивается «калачиком» и это означает символическое возвращение к этапу внутриутробного развития. Это уход от реального мира, который его утомил. Идея, конечно, интересная, требующая серьезного отношения.
Постепенно накапливаются все новые факты, свидетельствующие о том, что все четыре вида регрессии действительно существуют и могут наблюдаться у человека. Так, А. Пейпер заметил, что спящие дети нередко совершают действия, характерные для более ранних этапов их жизни, например, движения руками и губами, которыми спящий ищет материнскую грудь. Такие движения у здоровых детей наблюдаются до 7-летнего возраста. Этот исследователь убежден, что в состоянии сна
[озг может действовать на более низком уровне онтогенетического развития, чем уровень, достигнутый человеком в бодрствующем состоянии'.
д это означает, что имеет место физиологическая регрессия, параллельно с которой, безусловно, совершается также онтогенетическая психическая регрессия. Если признаки физиологической регрессии наблюдаются в период парадоксального сна, тогда они связаны со сновидениями. Что касается вопроса о существовании психической регрессии в сновидениях, то он, как мы неоднократно уже убедились, не вызывает никакого сомнения. Одним из свидетельств в пользу этого положения является та преобладающая роль, которую в сновидениях играют зрительные представления. Один из ведущих физиологов павловской школы Ф. П. Майоров писал: «Мы полагаем возможным объяснить преобладание зрительных образов в сновидениях с точки зрения эволюционной закономерности регрессии»2.
Опираясь на высказывания И. П. Павлова, В. А. Гиляровского и Ф. П. Майорова, В. Н. Касаткин тоже считает, что «преобладание зрительных элементов в сновидениях объясняется своеобразным возвратом во время сна к филогенетически более древней мозговой деятельности» 3.
Вместе с этим он отмечает, что механизмы и причины доминирования в сновидениях зрительных представлений плохо изучены. С таким выводом нельзя не согласиться.
Убедительным примером филогенетической регрессии во сне может служить следующий пример, заимствованный нами из интересной книги Фрэнка Эдвардса «Странные люди».
«Генри Филд был ближайшим другом Джозефа Мандеманта. Оба были выдающимися специалистами в области антропологии. Оба понимали, насколько тщетными могли оказаться их поиски и как легко могли бы они просмотреть находку века из-за того, что просто не сумели поискать ее в нужном месте. По словам Филда, Мандемант обладал бесценным даром подключить свое подсознание к работе, что иногда приносило ему невероятные результаты.
Однажды ночью Мандеманту приснился ясный сон о том, что он осматривает вход в одну пещеру. Он ее сразу узнал: это была Бедейанская пещера во Франции. Ему снилась ночь, но Мандемант четко различал группу магда-ленианских охотников, сидевших на корточках вокруг костра внутри пещеры
Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. — М., 1962. Майоров Ф. П. Нервный механизм сновидений. — Л., 1970. — С. 92. Касаткин В. Н. Теория сновидений. 2-е изд. — Л., 1972. — С. 277.
недалеко от выхода. Среди прочего при слабом мерцании костра Мандема,, заметил на своде пещеры рисунки, изображающие сцены охоты.
В стороне сидела парочка, одетая, как и все, в шкуры. Мандемант догадался что это любовники. Мужчина поднялся, увлекая девушку в небольшую темную расщелину, выходившую в боковую нишу с уступом. Хотя свиданий проходило почти в полной темноте, Мандемант слышал их шепот и смутно различал, как юноша гладит подругу по ее длинным блестящим волосам Вдруг послышался грохот обвала, свод пещеры треснул, и посыпавшиеся сверху камни запечатали вход в помещение, в котором скрылась молодая пара.
Сон произвел на Мандеманта такое неизгладимое впечатление, что он подробно записал его и поместил свои записи на хранение в банк. Затем он отправился к Бедейанской пещере. Она выглядела точно так, какой он видел ее во сне, за исключением правой стены большой "комнаты", выложенной из известняка. Знаменитый французский ученый сразу понял, что ему приходится пока довольствоваться журавлем в небе, поскольку никаких признаков расщелины, через которую молодая парочка проникла в боковое помещение, не было. Мандемант постучал по стене деревянным молотком — приглушенный звук весьма обнадеживал.
Пришли рабочие, чтобы проложить лаз в огромной каменной глыбе, на что ушло несколько дней. Наконец лаз был пробит. Появилась расщелина — точно такая же, какую ученый видел во сне и описал. Он пролез через нее в следующую пещеру. Вот и ложе, на котором он видел влюбленных каменного века, но оно оказалось пустым.
Исследование внешней пещеры показало, что завал, прервавший его сон (и встречу влюбленных), состоял из каменных плит от се свода. Между каменной глыбой, которую рубили рабочие, и стеной оставалась узкая щель, через которую и могла спастись молодая парочка. Мандемант был сильно разочарован, обнаружив пещеру пустой, — он так надеялся найти останки древнего человека. И все же сон оказался правильным, указав ему на существование прохода и боковой ниши с уступом. И тут он вспомнил о рисунках со сценами охоты на своде другой пещерной "комнаты". Там ли они на самом деле?
Перебирая в уме детали сна, Мандемант повел рабочих в длинную пещеру с низким сводом, где он видел рисунки в слабом отсвете огня костра. Там, в глубине пещеры, он нашел рисунки, — примитивное изображение сцен охоты древних людей, одетых в шкуры, которых он увидел во сне спустя тысячелетия»'.
В этом очень интересном примере озадачивает одна деталь: ученый во сне видит пещеру и сразу узнает ее — Бедейанскую пещеру во Фран-
1 Эдварде Фрэнк. Странные люди. — Л., 1991. — С. 130-131.
щи. Остается неясным, бывал ли он в ней раньше, до этого сновидения? Рели нет> т0 что значит слово «узнал»? Но в целом мысленная регрессия в доисторические времена налицо. Как она возможна? Каким образом и кем могла быть передана спящему Дж. Мандеманту такая иНформация? Все это — загадки природы.
Одним из доказательств существования психофизиологической регрессии в парадоксальном сне является то, что этот период сохраняется даже тогда, когда кору головного мозга экспериментальных животных удаляют (иначе говоря, при декортикации). Данный факт показывает, что парадоксальный сон осуществляется с филогенетической точки зрения древними подкорковыми образованиями. Парадоксальный период сна, таким образом, является психофизиологической филогенетической регрессией. Здесь одновременно имеет место и онтогенетическая психофизиологическая регрессия: возврат к тем формам активности, которые особенно характерны для детских лет жизни человека. Но эта онтогенетическая психическая регрессия в какой-то мере является также филогенетической регрессией, поскольку, как показывают этнографические данные, в психической жизни представителей народов, находящихся на более низких уровнях социально-культурного развития (как и у детей), превалируют образно-мифологические формы мышления. С этой точки зрения изучение сновидений детей представляет огромный интерес.
Конечно, было бы нелепо утверждать, будто психическая деятельность находящихся на низком уровне социально-культурного развития людей осуществляется преимущественно подкорковыми отделами мозга. Поэтому следует признать, что психофизиологическая регрессия возвращает человека не к уровню исключительно подсознательной активности, а к исторически более ранним уровням психической активности человечества. В те времена мозг человека имел в основном ту же анатомическую структуру и осуществлял те же физиологические функции, что и сейчас, но в процессе психической деятельности использовались преимущественно восприятия и представления. В этой связи Уместно отметить то большое значение, которое имеет развитие исторической психологии. Задачей этой науки является выяснение того, как воспринимали мир и мыслили наши предки на различных этапах с°Циально-исторического развития человечества'.
См.: Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.
Наконец, особый интерес представляет ответ на вопрос, имеет ли Месту, психологическая и физиологическая регрессия и в ортодоксальны» периоды сна? Эта проблема пока совсем не изучена. Здесь мы толы<0 в порядке предварительной гипотезы можем предположить такую возможность, отмечая одновременно, что для выяснения этого следует досконально изучить такие наблюдаемые только в ортодоксальные периоды сна специфические явления, как сноговорение, лунатизм и эпилептические припадки спящих больных. Если удастся в этих проявлениях обнаружить архаические формы мышления и поведения, тогда гипотезу о существовании регрессии в ортодоксальные периоды сна можно считать доказанной. При этом было бы интересно выяснить те сходства и различия, которые существуют между регрессивными сдвигами психической активности в парадоксальном и ортодоксальном периодах сна.