Проецирование черт сновидца на другие персонажи сновидения
Это часто встречающееся в сновидениях явление можно назвать так* косвенным самовыражением сновидца. В целом вопрос появления дру гих действующих лиц (кроме самого сновидца) имеет важное значен^ так как его правильное решение позволило бы истолковать многие обра! зы и углубить психологический анализ сновидений.
О механизме появления других персонажей сновидений высказана интересная точка зрения, согласно которой эти действующие лица являются «воплощениями» различных аспектов личности сновидца В этом отношении существует известное сходство с творческим процессом писателя: согласно очень распространенному и во многом справедливому взгляду, герои романов и других художественных произведений являются образными выражениями различных сторон сложной структуры личности писателя.
Косвенные или опосредованные самовыражения, которые реализуются с помощью образов других действующих лиц сновидения, отличаются от раздвоения «Я» или «умножения» личности тем, что по каким-то причинам в таких случаях собственный «Я-образ» сновидца не используется. Возникает естественный вопрос: можно ли такие косвенные самовыражения тоже считать специальной разновидностью деперсонализации? Мы полагаем, что подобная постановка вопроса не только вполне законна, но и открывает новые направления психологических и патопсихологических исследований.
Однако сновидная психическая деятельность так сложна и много-уровнева по своей мотивации, что внешне одно и то же явление (в данном случае — выступление на сновидных сценах других персонажей, которые в реальной жизни неизвестны сновидцу) в различных сновидениях имеет различные мотивы возникновения. В этой связи можно выдвинуть еще одну гипотезу: образы сновидных персонажей и их действий создаются активным центром личности сновидца с той целью. чтобы он получил возможность ясного восприятия различных аспектов собственной личности, их познания и оценки, объединения с осознаваемыми подструктурами личности, для преодоления существующих в собственной структуре противоречий и конфликтов. Обладание способностью подсознательного самонаблюдения предоставляет человеку возможность такого латентного, подсознательного развития и созревания. И в этом смысле сновидения можно считать творческими пронес сами, поскольку в них формируется личность, возникают ее новЫе
ства и тенденции, осуществляется не только решение задач, задан-К8 v или навязываемых объективной реальностью, но и «самосоздание», ИЬ «чем спонтанно, в соответствии с закономерностями внутренней ' ихической жизни человека.
' Косвенным самовыражением следует объяснить и то обстоятельство, в сновидениях образы знакомых людей обычно ведут себя не так, . к в реальной жизни. Например, во сне отец видит, что сын идет по сной дороге и доходит до края пропасти, его жизнь в опасности. Продувшись, он начинает думать, что над сыном нависла какая-то угроза. Но на самом деле никакая опасность сыну не грозит: только отец по каким-то причинам предвидит такую опасность. В этом смысле образ сына и его воображаемые действия можно считать сновидным «воплощением» ожиданий и переживаний отца. В сновидениях образы наших друзей, товарищей, братьев, сестер или знакомых могут выступать как средства для выражения наших психических состояний, переживаний и желаний, приобретая тем самым символическое значение. Это заключение особенно верно в тех случаях, когда в сновидениях в качестве действующих лиц появляются герои книг, кино или театральных представлений, а также участники общественно-политических событий других стран.
Сновидения имеют сходство со сказками и мифами. Из этих сходств в первую очередь бросается в глаза анимизм: приписывание «души», психических переживаний неодушевленным предметам или растениям. Нередко анимизм сочетается с антропоморфизмом:неодушевленным предметам и животным приписываются человеческие черты и переживания. Такой антропоцентрический анимизм в сновидениях встречается очень часто. Бывают сновидения, в которых животные превращаются в людей. Изучение этого процесса превращения представляет большой интерес, поскольку способствует пониманию особенностей подсознательного мышления и воображения и их связей с архаическими формами мировосприятия и мышления, которые для современных цивилизо-ВаНных народов считаются уже пройденным этапом. Изучение сновидений показывает, что в них события нашей внутри-сихической жизни могут зрительно представляться, визуализировать-я в образах растений (деревьев, лесов и лугов) и животных, а также особенностях местностей, сновидных сцен и ландшафтов. Даже черты ХаРактера сновидца могут изображаться в этих образах. Такое образное, Мволическое выражение нередко получают и наши представления еРтах собственного характера. Если, например, человек думает, что его сложный и противоречивый характер, то такая самооценка в его
сновидениях может изображаться в виде леса, состоящего из деоръ, с густыми ветвями и листьями странных конфигурации.
Предполагается также, что сновидные события выражают процес психического развития личности и осуществления ее основных психи ческих функций.