Почему сновидения нередко кончаются пробуждением?
Сновидение, как своеобразное драматическое произведение, имеет начальную сцену, среднюю часть, включающую ряд событий, и концовку. В сновидениях делаются попытки решения таких задач и конфликтов, которые реально возникли в жизни сновидца, но не были решены. Задача сновидения ставится в начальной сцене, а средняя часть посвящается попыткам решения, развития темы. Конфликты разрешаются в конце сновидения, но они могут также оставаться неразрешенными. Если конфликт успешно решается, человек продолжает спать, переходя к другим сновидениям или к следующей фазе сна. Если же конфликт остается неразрешенным, то у личности в подсознательном состоянии возникает тревога и она просыпается. Сновидению в таких случаях не удается выполнить ту охранную функцию, о которой так настойчиво говорил 3. Фрейд.
Например, в одном из моих сновидений, о котором я уже рассказал, я добровольно решил умереть и пошел в какое-то соответствующее моему желанию заведение. Однако в тот момент, когда служащая в белом халате вручила мне яд, я передумал. Конфликт между желанием смерти и желанием жить остался неразрешенным, временно одержало верх желание жить, и от тревоги и страха я проснулся.
На основе исследования структуры многих сновидений — как своих, так и чужих — я пришел к твердому выводу, что цельное сновидение! когда удается его воспроизвести полно, всегда имеет вышеописанную структуру.
оысКазана интересная точка зрения, согласно которой сновидения
а[0т роль «часовых»: они сообщают нам, какие содержания психики
1 т0Вятся вторгнуться в сферу сознания. В этом процессе сновидец ин-
оспективно (внутренним взором) обозревает многие эмоциональные
другие проблемы и содержания своей психики, стараясь уладить их. „оиросы рассматриваются тщательно, даже независимо от уровня их ажности. Когда проблемы настолько сложны, что подсознательное е справляется с ними, на помощь идет бодрствующее сознание.
Почему эти личностно значимые задачи так подробно обсуждаются в сновидениях человека? Считается, что в каждой сновидной фазе сна личность должна принять важное решение: остаться в спящем состоянии перед лицом происходящего или же проснуться? Сновидение есть откровенное образное представление той задачи, которая занимает спящего, ее связи с прошлым, с возможностями личности и с характерными способами защиты, которые мобилизованы перед лицом этой задачи, а также способности личности справляться с проблемой.
По сравнению с переживаниями бодрствующего состояния, сновидения отличаются большей честностью, правдивостью и ясностью. В бодрствующем состоянии мы не можем так правдиво воспринимать самих себя, поскольку мы играем социальные роли, выступаем на различных социальных сценах, и эти роли зачастую конфликтуют друг с другом1.
В спящем состоянии мы смелее смотрим на самих себя.
Поскольку наше сознательное поведение обычно противоречиво и сводится к компромиссам, это оказывает разрушающее воздействие на наше чувство собственного достоинства и на самоуважение. Компромиссы бодрствующей жизни становятся проблемами обсуждения 6 сновидениях. В реальной жизни, преследуя власть и наслаждения (во многих случаях за счет и во вред другим), мы дегуманизируемся. Но человек, как социальное существо, должен добиваться своих намерений не за счет эксплуатации других, а способствуя, чтобы и они тоже добивались своих целей. Поскольку этот идеал очень часто не осущест-вляетпся, мы, оставаясь одни, обсуждаем сложные моральные проблемы, Р°буждаем и развиваем свою совесть.
Считается, что сновидение есть сканирование собственной памя-11 в поисках информации для решения той проблемы, для которой анное сновидение возникло. Парапсихологи добавляют, что спящий
Oilman M., KrippnerS. (with A. Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y„ 1973. - P. 223.
одновременно сканирует и внешний мир для обнаружения телепащщ ских воздействий. Обнаруживая такую информацию, психика, подСц.' нательно действующее «Я», включает ее в сновидение. Это есть с^. нирование личностью своего пси-поля. Особенно чувствительна психщ,. спящего к враждебной информации, так как она находится в беспомоц, ном состоянии. По-видимому, именно по этой причине у спящего ус„ ливаются особые, парапсихологические способности.
М. Улман считает, что такое сновидение «пси-бдительности» у некоторых индивидов может привести к творческим решениям в сновидениях. Могут решаться самые различные задачи — начиная с простейших повседневных и кончая крупными научными проблемами. Прав-да, подлинно великие, творческие идеи появляются и в сновидениях, и в бодрствующей жизни очень редко.
Мысль о бдительности спящего к телепатическим воздействиям и к опасностям представляет значительный интерес и требует дальнейших исследований. Если она подтвердится, то мы сможем сказать, что в сновидениях действительно предвидятся события будущего, но преимущественно неприятные и опасные.
М. Улман и С. Крипнер предполагают, что все люди имеют латентные парапсихологические способности, которые лучше всего развертываются в спящем состоянии, в сновидениях парадоксальной фазы сна. Это нормальная человеческая способность. Глубокое понимание и практическое использование этой способности может привести к переосмыслению своего места во вселенной и среди людей, с которыми мы связаны более интимными связями, чем предполагали до сих пор. Физические границы нашего тела никак не изображают сферу нашего воздействия. Возможно, что все формы жизни взаимосвязаны такими способами которые мы в настоящее время плохо представляем.
Парапсихология должна объединяться с другими науками: с психологией, биологией, философией, физикой. Такой комплексный подход приведет к открытию новых законов и сил.