Решение задач и творческие процессы
Все серьезные исследователи сновидений замечали, что в них не только встречаются выраженные в речи логические процессы, но и то, что они могут быть организованными процессами решения задач. Из русских авторов данное обстоятельство отметил, в частности, В. Н. Касаткин. Говоря о недостатках сновидного мышления, он, тем не менее, не отрицает, что в немногочисленных сновидениях имели место случаи логически правильного мышления. (Вспомним, что он записывал только те сновидения, которые его испытуемые рассказывали ему после пробуждения из естественного сна. Это означает, что сновидения ортодоксального периода им полностью игнорировались.)
«Из всех записанных нами сновидений только в четырех сновидениях отмечалось подобное продолжение логического мышления. Все они относятся к решению математических задач, три из них собственные и одно сообщенное инженером А. Во всех этих случаях были довольно простые арифметические и алгебраические задачи, способы решения которых раньше были известны, но затем забывались; сами сновидения возникли после неудачных попыток решить задачи перед сном»2.
В. Н. Касаткин пишет также, что в сновидениях мыслительные процессы часто выступают в виде довольно длительных рассуждений вокруг °пределенных тем. Такие сновидения чаще всего бывают у студентов, Учителей, преподавателей и других представителей интеллигенции. в общей сложности число сновидений, в которых наблюдалось пра-ильное логическое мышление и решение задач, составляло около 1 % сех изученных этим исследователем сновидений. Мышление в таких
2 Вейн А. М. Три трети жизнию - М., 1970. - С. 64; Кореи С. Тайны сна. - М., 1997. К"саткин В. И. Теория сновидений. - Л., 1972. - С. 300.
Ночная жизи
сновидениях, как заметил еще 3. Фрейд, носит преимущественно ассо. циативный, «механический» характер. В работах В. Н. Касаткина и дру. гих авторов описано много сновидений, анализ которых подтверждаем эту точку зрения.
«Необходимо... отметить, — пишет В. Н. Касаткин, — что чаще всего в сновц-дениях отсутствуют достаточная критика нелепости и противоречия зритель-ных образов, сцен и даже высказывавши, мыслей во сне, которые часто тоже принимают нелепый, хаотический, фантастический характер. Извращения мыслительных процессов в основном происходят в том же плане, как и извращения зрительных образов, т.е. слияние, подмена, разрыв, выражение мыслей спящего человека другими лицами и даже животными» '.
Следует отметить, однако, что все эти искажения и «нелепости» происходят по определенным закономерностям и правилам и на основе определенной мотивации. Случайными и бессмысленными все эти искажения и отклонения от логических правил бывают редко.
В свете приведенных целым рядом авторов сходных фактов можно прийти к выводу, что сновидная активность парадоксального периода сна не является наилучшей «средой» для проявления высших форм мышления. Мыслительные процессы осуществляются не только в парадоксальные периоды сна. Описано немало случаев, когда, просыпаясь утром, люди обнаруживают в своем сознании решения тех задач, над которыми трудились перед сном, в то время, как в сновидениях, во всяком случае в явном, незамаскированном виде, соответствующий мыслительный процесс отсутствовал. Утверждая это мы, конечно, не должны забывать, что после утреннего пробуждения люди вспоминают, в лучшем случае, толькочасть сновидений последнего парадоксального периода, тогда как процессы решения задач в явном виде могут быть представлены в сновидениях первых парадоксальных периодов.
Есть и другие важные обстоятельства: сновидения, которые протекают в периоды ортодоксального, или медленного, сна (МС) и имеют, как мы уж отмечали, безобразный характер, почти полностью забываются. Некоторые авторы (в их числе А. М. Вейн) утверждают, что именно эти сновидения богаты мыслительными процессами2.
Поэтому важной задачей специалистов, работающих в области психологии сновидений, является нахождение методов воспроизведения
Касаткин В. И. Теория сновидений. — Л., 1972. — С. 299.
См.: Вейн А. М. Бодрствование и сон. — М., 1970; Вейн А. М. Нарушения сна и бодрствования. - М., 1975. - Гл.П.
„лдений периода ортодоксального сна, что приведет к быстрому С огрессу в понимании подсознательной психической активности ' обше и, в частности, неосознаваемых механизмов творчества. В этом
правлении пока сделано чрезвычайно мало.
Существует точка зрения (У. Демент, Н. Клейтман, Г. Тросма'н и др.), огласно которой творчески одаренные люди отличаются обилием сно-вИдений. Следует полагать, что больше всего сновидений переживают люди, имеющие множество нерешенных проблем. В их сновидениях, кроме этих сугубо личностных проблем, подвергаются анализу и визуализируются также научные, технические и вообще профессиональные задачи, хотя и не так часто, как следовало бы ожидать. Но если обилие сновидений характерно для творчески одаренных людей, тогда можно выдвинуть гипотезу, согласно которой мозговые механизмы сновидений являются до некоторой степени и механизмами подсознательного творческого процесса. Поэтому изучение физиологических механизмов сновидений имеет исключительно большое значение и для психологии творчества. Это должно быть ясно также на основе высказанного нами положения, что каждое целостное сновидение, как своеобразное драматическое произведение, само является результатом подсознательного творчества личности. Исходя из этого, мы считаем, что обильные сновидения не только положительно коррелируют с творческой одаренностью: сновидная психическая активность развивает творческие способности личности. По этой причине лишение парадоксальных периодов сна чревато серьезными отрицательными последствиями для развития интеллекта и творческих способностей человека.
Современные исследования показали, что длительное лишение сна приводит к некоторым нарушениям психической деятельности или, в лучшем случае, к падению ее эффективности. Выяснилось также, что вовсе небезразлично, какого периода сна лишили человека. Для психологии творчества особый интерес представляют те лабораторные исследования, в ходе которых обнаружилось следующее обстоятельство: те испытуемые, сон которых включал парадоксальный период, лУчше решали тесты творчества, чем те, сон которых не содержал этих периодов. В первом случае испытуемые получали более высокие баллы1.
Однако, как в этой связи справедливо замечает американская исследовательница Р. Картрайт, из этих опытов не совсем ясно, что способ-
LewinJ., Glaubman H. The effect of REM deprivation: Is it detrimental, beneficial or neutral? // Phychophisiology, 1975. - 12. - С 349-353.
ствует появлению после сна творческих мыслей: сами сновидения щи же психофизиологические особенности парадоксального периода.