Поляризованное (или «черно-белое») мышление.

«Черно-белое» мышление и никакого смешения цветов. Вы рассматриваете только два варианта - «или/или» - воспринимаете только крайности, не оставляя места для компромисса. Люди и вещи для вас только плохие или хорошие, прекрасные или отвратительные, очарователь­ные или невыносимые. Поскольку вы воспринимаете все в черно-белом свете, эмоциональные реакции у вас тоже полярны - на смену отчаянию приходит бурная радость, затем гнев, экстаз или ужас.

Самой главной опасностью поляризованного мышления является его воздействие на ваше отношение к самому себе. Вы можете считать, что раз вы человек несовершенный и невыдающийся, значит, - неудачник и болван. Нет места ошибкам и посредственности. К примеру, водитель рейсового автобуса, свернув не на ту дорогу и сделав крюк в три километра, называет себя настоящим неудачником. Мать-одиночку, воспитывающую троих детей, все считают сильным человеком. Но когда она устает или нервничает, то начинает чувствовать себя слабой и критиковать в раз­говорах с друзьями.

3. Сверхобобщение.Для этого паттерна характерна тен­денция делать глубокие умозаключения, основанные на единственном событии или факте. Одна спущенная петля заставляет вас думать: «Я никогда не научусь вязать». От­каз на танцплощадке звучит как приговор: «Никто никогда не захочет танцевать со мной».

Из-за этого паттерна в вашей жизни появляется множе­ство ограничений. Однажды заболев в поезде, вы решаете никогда больше не ездить этим видом транспорта. Испытав головокружение на балконе седьмого этажа, вы никогда не выйдете на него снова. Если вы сильно переживали, ког­да собирали мужа в командировку, то каждый его отъезд будет для вас катастрофой. Иными словами, испытанные вами отрицательные эмоции любую аналогичную ситуацию в будущем превратят в негативную.

Сверхобобщения часто принимают форму безусловных утверждений, неких аксиом, которые определяют и огра­ничивают ваши шансы на счастье. Среди ключевых слов, которые могут свидетельствовать о вашей склонности к сверхобобщениям, - «все», «каждый», «никто», «никогда», «всегда». К примеру, вы делаете глубокий вывод, безапел­ляционно утверждая: «Никто меня не любит», «Я больше не смогу никому доверять», «Мне всегда будет грустно», «У меня всегда будет дурацкая работа», «Никто не захочет дружить со мной, как только узнает меня по-настоящему».

Еще одним признаком сверхобобщения служат ярлыки, которыми вы награждаете людей, вещи, места, вызываю­щие неприязнь. Человек, который отказался подбросить вас до дома, становится для вас «полным ничтожеством». Молчаливый парень на свидании - «скучным тупицей».

Демократы «всегда одинаково реагируют на либералов». Нью-Йорк - «ад кромешный». Телевидение «разлагает». Вы «глупы» и «ведете совершенно бессмысленное суще­ствование».

Каждый из этих ярлыков может содержать в себе долю истины, но эта доля определяет общий вывод. Такие ярлы­ки не признают никаких опровергающих доводов, и ваше мировосприятие становится шаблонным и одномерным.

4. «Чтение мыслей». При «чтении мыслей» вы делаете ско­ропали-тельные выводы об окружающих. Вы полагаете, что вам известны их чувства и мотивы поступков: «Он так себя ведет потому, что ревнует», «Ее интересуют только деньги», «Он боится показать, что его это беспокоит».

Допустим, ваш брат уже третий раз за неделю встреча­ется с появившейся недавно в его жизни женщиной. Вы можете прийти к выводу, что он: а) влюбился; б) рассержен на свою старую подружку и надеется, что она узнает о его встречах; в) подавлен и отвергнут; г) боится снова остаться один. «Чтение мыслей» делает один из выводов настолько очевидным и правильным, что вы начинаете действовать в соответствии с этим мнением и часто оказываетесь в не­ловком положении.

Подобным же образом вы предполагаете, что люди ду­мают о вас. Вы можете, например, домысливать за вашего партнера: «Находясь так близко, он увидит, насколько я непривлекательна». Если он тоже склонен к «чтению мыслей», возможно, он скажет себе: «Она думает, что я не­зрелый человек». Случайно столкнувшись на работе с на­чальником, вы можете прийти к выводу: «Они уже готовы меня уволить». Такие умозаключения основаны на инту­иции, подозрениях, неясных предчувствиях и случайном опыте прошлого. Они ничем не подтверждены, но, тем не менее, вы в них верите.

Чтение мыслей основано на процессе под названием проецирование. Вы полагаете, что окружающие чувствуют то же, что и вы, и реагируют на происходящее так же. По­этому вы не стараетесь наблюдать и слушать достаточно внимательно, чтобы заметить, какие на самом деле люди разные. Если вас раздражают опоздания, вы считаете, что и другим не нравится такое поведение. Если вы болезнен­но воспринимаете отказы, то ожидаете такой же реакции

от большинства людей. Если вы осуждаете определенные привычки и черты характера, то верите, что и другие раз­деляют ваше мнение.

5. Катастрофизация. Если вы склонны к катастрофизации, то малейшая течь в лодке означает, что судно обязательно утонет. Подрядчик, клиент которого настаивает на более низких расценках, чем указано в смете, думает, что никог­да не получит хорошей прибыли.

Катастрофические мысли часто начинаются со слов «А что, если...». Читая о какой-либо трагедии или услышав о несчастье, которое произошло с кем-то из знакомых, вы начинаете думать: «А что, если бы это произошло со мной? Что, если бы я сломала ногу, катаясь на лыжах? А что, если мой самолет захватят террористы? А что, если я заболею и потеряю дееспособность? Что, если мой сын начнет при­нимать наркотики?» Этот список можно продолжать до бес­конечности. Люди, склонные к катастрофизации, обладают поистине богатым воображением.

6. Преувеличение. Преувеличивая, вы придаете вещам сверхзначение. Небольшие ошибки становятся трагически­ ми просчетами. Простой совет воспринимается как резкая критика. Легкая боль в спине превращается в смещение позвоночного диска. Мелкая неудача вызывает отчаяние. Незначительные препятствия трансформируются в непре­одолимые барьеры.

«Огромный», «невероятный», «непомерный» - это тер­мины преувеличения. Для этого паттерна характерны ощущение фатальности и выраженный пессимизм.

Оборотной стороной преувеличения служит преумень­шение. Раздувая масштабы своей проблемы, вы как будто смотрите на все негативное и сложное в своей жизни через увеличивающую линзу некоего телескопа. Но на все свои ценные качества, такие как способность преодолевать труд­ности и находить решения проблем, вы глядите словно бы через другой конец телескопа, делающий все объекты мелкими.

7. Персонализация. Есть два вида персонализации. Пер­вый - непосредственное сравнение себя с другими людьми: «Он играет на пианино гораздо лучше меня», «Я недоста­точно умен, чтобы общаться с этой компанией», «Я работаю

медленнее всех». Иногда сравнение оказывается а вашу пользу: «Он тупой (я умный»), «Я выгляжу гораздо луч­ше нее». Поводов для сравнения бесконечное множество. И даже когда вы выигрываете в сравнении, в самой ос­нове этого действия заложено ваше сомнение в собствен­ной значимости. Получается, вам необходимо постоянно убеждаться в своей ценности, сравнивая себя с другими. Если сравнение в вашу пользу, вы испытываете временное облегчение. Если оказываетесь хуже, то чувствуете себя униженными.

В начале этой главы приведен пример персонализации другого рода. Речь идет о тенденции воспринимать все на свой счет. Склонная к депрессии мать чувствует себя виноватой каждый раз, когда замечает малейшую грусть в глазах своих детей. Бизнесмен видит в жалобах своего партнера на усталость намек на себя. Мужчина, чья супру­га недовольна ростом цен, слышит в ее словах обвинения в неспособности быть кормильцем семьи.

8. Долженствования. В рамках этого паттерна вы действу­ете исходя из свода жестких правил о том, как должны поступать сами и окружающие вас люди. Ваши правила верны и бесспорны. Любое отступление от них недопустимо. Как следствие, вы часто осуждаете и критикуете других. Люди вас раздражают своими неправильными поступками и мыслями. Вы не можете выносить не подходящие под ваши стандарты черты их характера, привычки, мнения. Вы считаете, что им следовало бы уважать ваши ценности и соблюдать ваши правила.

Одна женщина считала, что ее муж должен по собствен­ной инициативе устраивать ей загородные поездки по воскресеньям. Для нее поездки на природу и пикники в живописных местах являлись доказательством заботы и любви. Тот факт, что ее мужу было не особенно интересно такое времяпровождение, означал, что «он думает только о себе». Ключевыми словами восьмого паттерна являются «должен», «обязан», «следует». Альберт Эллис (Ellis and Harper, 1961) назвал этот паттерн мышления «установками обязательного долженствования».

Ваши долженствования утомительны для вас так же, как и для других людей. Вы вынуждены демонстрировать определенное поведение, но никогда не задумывались,

имеет ли это на самом деле смысл. Психиатр Карен Хорни назвала это «тиранией долженствования».

Ниже приведен список самых распространенных и не­разумных долженствований:

• Я должен быть безупречным любовником, другом, роди­телем, учителем, студентом или супругом.

• Я должен хладнокровно выносить любые трудности.

• Я должен уметь быстро находить решения любой про­блемы.

• Я не имею права испытывать боль, я всегда должен быть счастливым и спокойным.

• Я должен все знать, понимать и предвидеть.

• Я всегда должен выглядеть непринужденным, но при этом полностью контролировать свои чувства.

• Я никогда не должен испытывать такие отрицательные эмоции, как гнев и ревность.

• Я должен любить всех своих детей одинаково.

• Я никогда не должен ошибаться.

• Мои чувства должны быть постоянными. Если я люблю, я должен любить всегда.

• Я должен быта, абсолютно уверен в себе.

• Я должен отстаивать свои интересы и убеждения, но при этом не должен никому причинять боль.

• Я не имею права уставать или болеть.

• Я всегда должен делать все максимально эффективно.

Резюме

Наши рекомендации