Нейро-физиологические и психологические основы теоретического мышления
В решение проблемы теоретического мышления огромный вклад внес Спиноза. Э.В.Ильенков (1974) так разъяснял его позицию.
"...Мышление - способ действия мыслящего тела... Исследование материальных... механизмов, с помощью которых осуществляется мышление внутри человеческого тела, то есть анатомо-физиологическое изучение мозга, разумеется, интереснейший научный вопрос, но и самый полный ответ на него не имеет никакого отношения к ответу на прямо поставленный вопрос: ЧТО ТАКОЕ МЫШЛЕНИЕ? Ибо тут спрашивают совсем о другом. Спрашивают не о том, как устроены ноги, способные ходить, а о том, что такое ходьба?... В одном случае спрашивают об устройстве органа, а в другом - о той функции, которую он выполняет... Самое полное описание структуры органа, то есть описание его в бездействующем состоянии, не имеет никакого права выдавать себя за хотя бы приблизительное описание той функции, которую он выполняет, за описание того реального дела, которое он делает... Мыслящее тело активно строит (конструирует) форму (траекторию) своего движения в пространстве сообразно с формой (с конфигурацией и положением) другого тела, согласовывая форму своего движения (своего действия) с формой этого другого тела, причем любого... Так, человеческая рука может совершать движение и по форме круга, и по форме квадрата,... обнаруживая тем самым, что структурно-анатомически она заранее не предназначена к какому-либо одному из названных действий и именно потому способна совершать любое движение."
Современные данные о строении мозга позволяют понять существо явления - мышления. В коре головного мозга человека выделяют 42 типа нейронов (Г.И.Поляков, 1973). Дендритам нейронов принадлежит 80-90% общей их поверхности, поэтому важно учитывать особенности устройства дендритов. В морфологических работах выделяют в качестве особой формы аксодендритных синапсов аксошипиковые синапсы, которые еще называют шипиками. Шипики представляют собой специфические выросты на дендритах и являются филогенетически самыми молодыми образованиями в нервной системе. В онтогенезе они созревают значительно позже других структур клетки и представляют собой ее наиболее пластический аппарат. Некоторые данные о структуре шипиков позволяют предположить, что они обладают как сенсорными, так и контрактильными механизмами. На поверхности выпуклой части шипика имеется синапс, как правило, возбуждающий. Подсчитано, что на пирамидном нейроне в коре человека содержится около 4000 шипиков, нейроны с шипиками занимают более 90% поверхности клетки коры. Каждый аксон может обрабатывать от нескольких десятков до нескольких сотен аксошипиковых контактов, то есть создавать мощный аппарат для объединения корковых модулей. При длительной потенциации шипики укорачиваются и становятся толще, сближают дендриты. Осуществляется это с помощью сократительных белков - стержневых актинсодержащих структур. Изменения формы шипиков могут составлять структурную основу памяти, процессов мышления (В.П.Бабминдра, Т.А.Брагина, 1982; Л.Н.Станкевич, В.П.Бабминдра, 1991).
Таким образом, аксошипиковые структуры - пластический аппарат нервной системы, является морфологической базой построения произвольных идеальных образов, в частности адекватных предметам внешнего мира.
В процессе мышления задействована вся кора головного мозга, поэтому важно соблюдать психологические правила повышения эффективности мыслительной деятельности.
Идеальные образы, модели реальных объектов - основа теоретического мышления. Возникают они на базе ощущений, поэтому точность образа зависит от количества вовлеченных в процесс восприятия анализаторов человека. Отсюда следует принцип максимального вовлечения в процессе познания анализаторов человека - зрительных, слуховых, тактильных, проприорецептивных, вестибуляторных и др. Процесс познания является психической деятельностью, и ее можно представить в виде последовательности операций:
- восприятие из совокупности ощущений потребностей, как отображение субъектом его требований к среде;
- выбор из совокупности потребностей одной, которая становится мотивом будущей деятельности - это некий объект, воспринимаемый или мыслимый, в котором конкретизируется потребность (А.Н.Леонтьев, 1981);
- изучение выбранного объекта как целого, познание его свойств при взаимодействии со средой;
- формулировка цели, то есть представления субъекта о продукте, который будет получен с помощью выбранного объекта и который удовлетворит потребность субъекта деятельности;
- определение предмета деятельности, то есть построение идеальной модели объекта и среды; для этого объект вскрывается, в нем определяется элементный состав и структура, взаимосвязи элементов (системный подход);
- устанавливаются начальные условия и проводится мысленное имитационное моделирование, другими словами, реализуется теоретическое (диалектическое) мышление, с помощью которого удается воспроизвести целостную деятельность объекта, предсказать его свойства, то есть возможно понять сущность наблюдаемых явлений.
Здесь же проектируется выбор средств и технологии обучения;
- мысленная имитационная деятельность становится основой для предметной деятельности. В ходе предметной деятельности производится проверка адекватности теоретического мышления и, в случае рассогласования результатов практической деятельности с теоретическим продуктом, вводится коррекция либо в представления об объекте, либо в условия проведения опыта, либо в технологию практической деятельности;
- контроль и оценка результата предметной деятельности (продукта) позволяет либо поддерживать мотив деятельности, либо его снимает, что приводит к распаду деятельности (А.Н.Леонтьев, 1981).
Ключевым моментом успешности теоретического мышления является построение идеального образа объекта. Оперирование образами - основа многих видов профессиональной деятельности, и эта способность закладывается уже в дошкольном возрасте. Исследование психологии игры (Д.Б.Эльконин, 1978; А.Н.Леонтьев, 1981; А.В.Запорожец, 1986), а также развития восприятия (Л.Н.Венгер, 1969) показали, что основным механизмом формирования образного мышления является интериоризация внешних предметных действий - такое их преобразование, в результате которого происходит переход от различного рода материальных средств к использованию образов при решении возникающих перед человеком практических и познавательных задач. Образ, понимаемый как мысленная картина действительности, может выполнять свою функцию только в том случае, если он отражает в своем содержании строение познаваемого объекта.
Исследования В.Б.Синельникова (1991) убедительно показали, что наиболее эффективно образное мышление формируется в ходе освоения отношения "часть - целое", при расчленении предметных образов (объектов) на части и воссоединении этих частей в единое целое. Переход детей к использованию образов (объектов), фиксирующих в своем содержании узловые и вспомогательные компоненты, зависит от способа обучения и от строения этих объектов. Объекты, имеющие сложное строение, следует изучать по частям. Необходимо сначала разделить объект на крупные блоки, затем каждый отдельный блок делится на части. Важной особенностью расчленения объекта является учет его иерархической структуры и взаимосвязи объекта со средой.