Теория познания - методологическая основа для разработки теории профессионального теоретического мышления
Логика, диалектика, теория познания ("Не надо трех слов, это - одно и тоже", - В.И.Ленин) обязаны показать, как развивается мышление, если оно научно, как оно создает духовную репродукцию объекта, реконструирует его самодвижение, воссоздает его в логике движения понятий и на деле - в эксперименте (Э.В.Ильенков, 1974). В.И.Ленин на основе работ Г.Гегеля наметил общую последовательность развития логических категорий: "Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества и количества. Затем... тождества - различия - основы - сущности - явления - причинности и т.д. Все эти моменты (шаги, ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине... Таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще...".
Идеи Г.Гегеля и В.И.Ленина были развиты в трудах философов (В.А.Штоффа, 1966; П.В.Копнина, 1973; А.П.Шептулина, 1983) и психологов (Д.Б.Эльконина, 1960; П.Я.Гальперина, 1966; А.Н.Леонтьева, 1971; В.В.Давыдова, 1972, 1986). Всеобщая схема логики аналогична процессу познания мира ребенком, конкретному научному исследованию какого-либо объекта.
Познание исторически и логически начинается с чувственного - ощущений. Они - субъективный образ объективного мира, первоначальный источник наших знаний. Идеальный образ предмета существует в структурах мозга в виде формы внешнего объекта, следовательно, как пространственный. Гегель отмечал, что стабильные во времени ощущения начинают восприниматься. Восприятие - это отражение в сознании человека предметов и образов окружающего мира. Эти восприятия - суть качественные особенности объекта. Разнокачественные восприятия отделяются друг от друга, что приводит к появлению понятий "граница", "предел", "конечное". Тождественные восприятия (качества), имеющие границы - суть количество. Стабильность качественных и количественных сторон объекта выделяют его из окружения, из среды. Взаимодействие объекта со средой выявляет его свойства, которые воспринимаются человеком как явления.
В процессе накопления чувственного знания восприятия сопоставляются, вычленяется общее, формируются представления о предметах. Представления - это обобщенные образы предметов и процессов (явлений). Далее представление приобретает наименование (слово), то есть появляется абстрактное понятие. Таким образом формируется язык как форма описания чувственного мира.
В абстрактных понятиях восприятия классифицируются и систематизируются, формулируются эмпирические законы. На этом завершается развитие чувственного познания (эмпирического знания) данного объекта, его свойств, как нечто среднее из ряда однотипных объектов.
Сущность явлений заложена как внутри объекта, так и в свойствах тел, с ним взаимодействующих. Для понимания природы явления необходимо рассмотреть строение объекта. Содержание материального образования составляют: элементы, взаимодействие элементов, изменения, возникающие в результате этого взаимодействия. С момента раскрытия оболочки объекта начинается новый этап чувственного познания, вновь необходимо пройти по всем ступеням чувственного познания: ощущение, восприятие, качество, граница, количество, свойства. Итогом является образ внутреннего строения объекта или, говоря другими словами, конструируется модель. Объект существует как единое целое, поэтому и модель должна рассматриваться в виде взаимодействия между ее элементами, то есть в развитии, в своем становлении. И с этого момента начинается диалектика - выявление противоречий и разрешение их. "Нечто жизненно, - размышлял Гегель, - только если оно... в состоянии вмещать в себя... противоречие и выдерживать его". Свойства объекта (явления) начинают пониматься как результат его функционирования, становятся понятными причинно-следственные связи; исследователь понимает суть явления.
Критерием истинности суждений является практика. Теоретическое мышление предполагает наличие у субъекта идеальной модели объекта, внешней среды, в которой существует данный объект, и правил управления им с целью достижения прогнозируемого результата. Правила управления объектом разрабатываются в рамках программно-целевого подхода (ПЦП).
И.С.Ладенко и Г.Л.Тульчинский (1988) считают, что решения о проведении научно-исследовательской работы принимаются на основе информации:
- заданий на исследование;
- имеющихся ресурсов;
- возможности управления;
- внешних ограничений.
Управление осуществляется как выработка и сообщение распоряжений и получение информации об их исполнении. Выработка решений производится при подготовке программы. Программа научного исследования есть перечень решений (комплекс мероприятий), направленных на достижение поставленной цели (желаемого результата). Она включает в себя формирование:
- представления об идеальном результате;
- цели;
- задач;
- операций;
- проекта обеспечения программы средствами.
Проверка эффективности разработанной программы осуществляется с помощью имитационного моделирования. С помощью имитационной модели можно воспроизвести поведение объектов управления, их переходы из одних состояний в другие. В модели имитируется динамика объекта во времени, что способствует проверке и корректировке последовательности частей программы, а также совершенствованию имитационной модели. Наращивание информации об объекте управления, ее осмысление и качественное переконструирование производится на всех этапах исследования (И.С.Ладенко, Г.А.Тульчинский, 1988).
Следовательно, теоретическое мышление основывается на знании объекта как целостной системы, то есть построении имитационной модели на основе введения абстрактных идеальных объектов, и заключается в прогнозировании процессов с учетом начального его состояния и условий внешней среды.
В соответствии с логикой познания в научном знании выделяют два уровня - эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, в нем сущностные связи не выделяются в чистом виде, но они могут быть обнаружены после теоретического изучения. Теоретическое исследование выполняется с целью познания сущностных связей в чистом виде (М.Ф.Мостепаненко, 1972; А.П.Шептулин, 1983).
Теория и эмпирическое исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Следует заметить, что индуктивное обобщение любого количества опытов не ведет к теоретическому знанию, теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эйнштейн считал этот вывод одним из важнейших гносеологических уроков развития физики ХХ века. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, действительность может изучаться только опосредованно, например, в мысленном или математическом имитационном моделировании на ЭВМ. В качестве основного средства теоретического исследования используются теоретические идеальные объекты. Это - особые абстракции, в которых заключен смысл теоретических терминов. Любая теория строится с применением таких объектов (М.Ф.Мостепаненко, 1972; Э.В.Ильенков, 1974).