Теория идеологии - методологическая основа курса

Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процессе обучения;

2) познание определенных явлений в результате научного исследова­ния. В данном курсе в различных контекстах он употребляется либо в одном, либо во втором значении.

Во-первых, под изучением идеологии белорусского госу­дарства понимается процесс усвоения обучаемыми ее содержа­ния. Это достигается путем ознакомления либо с документами, в которых закреплены важнейшие положения идеологии бело­русского государства, либо с учебными материалами, в кото­рых в систематизированном виде представлено содержание данной идеологии, а также путем сочетания этих двух методов. Изучение идеологии белорусского государства в данном смыс­ле есть основная задача учебного курса.

Во-вторых, под изучением идеологии белорусского госу­дарства понимается ее научное познание путем использования определенных исследовательских методов и закрепления полу­ченных результатов в виде научно-аналитических материалов. Как уже отмечалось, любая идеология, в том числе идеология государства как целостная совокупность идей, ценностей и Представлений, может выступать в качестве объекта научного исследования. Именно в связи с таким пониманием изучения идеологии государства и встает вопрос о методологии позна­ния данного феномена.

В современной науке под методологией понимается об­ласть познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной науч­ной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный харак­теристике используемых в данной науке методов исследова­ния, ее важнейших понятий и категорий, а также и особенно­стей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются мето­дологическими основаниями данной науки. В более узком значе­нии термин «методология» означает совокупность средств, мето­дов и приемов, используемых в какой-либо области познания. Применение тех или иных научных методов определяется целью познавательной деятельности, решаемыми исследовательскими задачами и особенностями объекта изучения [1].

В нашу задачу не входит представление здесь различных ис­следовательских методов — они чрезвычайно разнообразны. Однако в связи со спецификой предмета данного курса отме­тим, что всякое научное познание опирается на ранее получен­ные представления о том классе объектов, к которому принад­лежит изучаемый предмет или явление. Познавательное зна­чение уже имеющегося знания резко возрастает, если оно орга­низовано в виде теории. Научная теория (от греч. - на­блюдение, исследование) есть логически выстроенный комп­лекс идей, понятий и утверждений, объясняющих какой-либо класс явлений [2]. Теория выступает в качестве своеобразной матрицы, направляющей дальнейший исследовательский по­иск, определяющей характер аналитических действий и служа­щей основой истолкования полученного нового материала. По­этому методами или, методологическими основаниями, позна­ния тех или иных предметов и явлений принято называть также сложившиеся научные принципы и теории, объясняющие дан­ный класс объектов. Этим утверждением мы воспользуемся для определения методологической основы изучения идеоло­гии белорусского государства.

Идеология государства или, точнее, государственная идео­логия есть один из видов идеологии. Если идеология белорус­ского государства стала объектом изучения буквально лишь не­сколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет. За это время сложился комплекс понятий и положений, объяс­няющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена созна­ния групп людей, определение понятия идеологии, представле­ния об условиях ее возникновения и процессе развития, об осо­бенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявле­ния, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеоло­гии, ее соотношении с другими социальными явлениями. Дан­ный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточ­но целостное представление об идеологии как явлении, но и со­держит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах. Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследова­ний различных видов идеологии.

Таким образом, теория идеологии является методологиче­ской основой изучения такого ее вида как государственная идеология, а значит, и идеологии белорусского государства в частности. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно по­лучить целостное представление и о содержании идеологии бе­лорусского государства. Стало быть, изложению в учебном кур­се идеологии конкретного государства должно предшествовать ознакомление с теорией идеологии и сложившимися представ­лениями о государственной идеологии в частности.

Наши рекомендации