Дошкольников с ДЦП в нашей стране
Становление системы дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников с церебральным параличом, были написаны в 60-х годах Маргаритой Васильевной Ипполитовой и Людмилой Алексеевной Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы специального дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.
В работах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой раскрывалась необходимость формирования у детей навыков самообслуживания, отмечалось, что развитие этих навыков способствует не только совершенствованию двигательной сферы, но и повышению самостоятельности, развитию самосознания личности. Основное место в педагогической работе с дошкольниками отводилось подготовке к школьному обучению. В связи с этим особое внимание уделялось подготовке ребенка к письму, начиная с посадки за столом, и, конечно же, развития графомоторных навыков и зрительно-пространственной ориентировки в листе бумаги. Авторами были представлены рекомендации по развитию зрительного, слухового, тактильного восприятия в игровой деятельности, по формированию временных и пространственных представлений. Раскрывались приемы работы по формированию и развитию речи, а также математических представлений.
М. В. Ипполитова с соавторами опубликовала для родителей рекомендации по семейному воспитанию детей с ДЦП, начиная с раннего возраста.
В 80-х годах Елена Филипповна Архипова разработала методику специального образования детей с ДЦП, начиная с рождения.
Рекомендации Е. Ф. Архиповой представляют особую ценность не только для специалистов, но и для родителей, т.к. раннее начало работы при ДЦП приносит ощутимые результаты.
М. В. Ипполитова и Л.А.Данилова не только внесли научный вклад в развитие системы специального дошкольного образования в нашей стране, но и провели большую организационную работу для открытия дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и совершенствования работы в них.
Эти учреждения были открыты в нашей стране в 70-х годах. Однако в Положении о специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусматривался ряд существенных ограничений по набору контингента, показывающих, что данные учреждения были предназначены лишь для детей с легкими, преимущественно физическими, недостатками. В связи с этим, первоначально предлагалось реализовать обычную программу воспитания детей, дополнив ее логопедическими и медицинскими мероприятиями.
Однако ученым и практикам было понятно, что в специальном учреждении должны быть специальные образовательные программы, и в 1986 году Н.В.Симонова подготовила проект Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста. Проект был разработан в соответствии с ведущей идеей программ специальных учреждений того времени — основу составляет массовая программа, частично скорректированная и дополненная в соответствии с особенностями контингента детей и задачами специального учреждения. В данной работе содержались ценные методические рекомендации, отражавшие специфику образовательного процесса с детьми с ДЦП дошкольного возраста, не утратившие своего значения и сейчас.
В тех городах, где широко развертывалась сеть специальных дошкольных учреждений, руководители образования выходили за рамки Положения с учетом реальных потребностей населения. В Санкт-Петербурге было расширено штатное расписание специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что позволило не только принимать всех детей с церебральным параличом, но и создавать особые условия для воспитания детей с выраженными недостатками физического и психического развития.
Организация образования в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Изменения в обществе привели к существенной перестройке общей педагогики и, следовательно, педагогики специальной. Одной из ведущих категорий в современной педагогике является целеполагание. Содержание и способы реализации образовательных программ должны соответствовать целям и задачам образовательного учреждения, а цель и задачи должны отражать социальные запросы.
Основной чертой современного специального образования является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
В специальном дошкольном учреждении предпосылки к социальной адаптации и интеграции должны формироваться в процессе всей деятельности, включая организацию окружающей среды, взаимоотношения детей между собой и с персоналом учреждения, взаимосвязь с родителями и, конечно, разработку и реализацию специальных образовательных программ.
Важным обстоятельством является то, что в дошкольном возрасте у многих детей само развитие патологии еще не остановлено, так как в процессе физического роста ребенка у него могут формироваться деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим осуществляется активное систематическое лечение детей, как в дошкольном учреждении, так и, по мере необходимости, в медицинских учреждениях.
При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст детей. Известно, что раннее начало коррекционной работы позволяет достичь ощутимых положительных результатов, так как функциональные системы находятся в стадии формирования, идущего параллельно с дозреванием мозговых структур. В связи с этим существует возможность создания оптимальной компенсации нарушений за счет активизации сохранных звеньев и формирования обходных путей.
Однако особенности дошкольного возраста заключаются и в том, что ребенок не в состоянии разрабатывать и реализовывать долгосрочные сложные программы поведения, ориентированные на конечный результат. Отсюда, как бы значимы ни были для ребенка вопросы психического и физического самосовершенствования, он не способен к длительным монотонным тренировкам, которые часто необходимы для выработки тех или иных компенсаторных навыков. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, в процессе тех видов деятельности, которые привлекательны для дошкольников.
Целью образования в специальном дошкольном учреждении является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Система обучения и воспитания базируется на следующих принципах:
Принцип компетентности.
Вся работа с ребенком должна проводиться профессионально грамотно. Развитие познавательной деятельности детей осуществляют специальные педагоги и психологи. Развитие и коррекцию речи проводят логопеды. Занятия по физическому воспитанию проводят только методисты и инструкторы по лечебной физкультуре. Воспитатели проводят занятия по специальным программам, совместно с помощниками воспитателей формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятельность детей вне занятий, прогулки. Психологи уделяют особое внимание развитию личности детей, работая непосредственно с детьми и их окружением: персоналом учреждения и семьей.
Принцип взаимосвязи в работе специалистов.
Каждый специалист не только осуществляет непосредственно свой раздел работы, но и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления их работы. В свою очередь, он дает рекомендации остальным специалистам по своему разделу работы и контролирует правильность их выполнения.
Принцип взаимодействия с родителями.
Родители являются полноправными участниками абилитационного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое медицинское, психологическое и педагогическое воздействие оказывается на ребенка в учреждении.
Необходимо учитывать мнению родителей при определении стратегии абилитации ребенка, т. к. под влиянием противоречивых установок значимых для ребенка взрослых людей у него может возникнуть невроз. Для того, чтобы мнение родителей было адекватным, нужно привлекать родителей к обсуждению планов работы с ребенком, регулярно информировать их об успехах, обсуждать перспективы работы.
В учреждении должна быть единая политика взаимодействия с родителями. Администрация учреждения открыто сообщает родителям о наличии или отсутствии необходимой материальной базы для проведения абилитационного процесса, потребности в ее совершенствовании и реальных возможностях учреждения. Врачи информируют о современных, методах лечения и тех методах, которые применяются в учреждении. Психологи
систематически беседуют с родителями о результатах психологического тестирования и наблюдений, дают рекомендации по вопросам семейных взаимоотношений. Педагоги привлекают родителей к обсуждению и реализации педагогических программ.
Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получали максимум положительных эмоций по поводу своего ребенка.
Принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми формами работы.
Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата крайне неоднороден. В то же время подготовка детей к обучению в классе и к жизни в обществе предусматривает включение их в коллективную деятельность. Это определяет необходимость сочетания значительно дифференцированных индивидуальных программ развития с такими программами фронтальной работы, в рамках которых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.
Принцип ежедневного учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимых с ним занятий.
Органические поражения центральной нервной системы, имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и, как следствие, колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания.
Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка.
В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.
Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для успешной социальной адаптации и интеграции для успешной социальной адаптации и интеграции.
Весь лечебно-педагогический процесс строится таким образом, чтобы у детей формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, общительность, уверенность в своих силах.
Принцип сочетания работы по развитию нарушенных функций и формирования приемов их компенсации.
Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.
Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций. Усиленная тренировка значительно нарушенных функций, бесплодные попытки их развития часто приводят к формированию комплексов неполноценности и негативному отношению детей к определенным видам деятельности.
Большое значение для организации работы имеет оборудование учреждения. Должны быть предусмотрены отдельные помещения с соответствующим оборудованием для проведения лечебных процедур, занятий лечебной физкультурой, занятий специального педагога, логопеда и психолога.
Интерьер групповых комнат должен быть выдержан в умеренной цветовой гамме, без перегрузки отдельными деталями.
В группах с длительным, особенно с круглосуточным, пребыванием детей желательно приблизить обстановку к домашней. При расстановке мебели и игрового оборудования следует учесть не достаточную координированность и устойчивость детей. В групповом пространстве на пути движения детей не должно быть острых углов.
Для того чтобы дети меньше сидели на стульях, необходимо застелить полы ковровыми покрытиями и расположить на них различные подушечки, валики и т. п., желательно в виде черепашек, гусениц, пеньков и других игровых предметов.
Вся обстановка группы должна способствовать развитию ребенка. Для мышечной тренировки приспосабливаются мячи, кубы, валики разного размера и веса. В группе должны быть большие мягкие куклы, достаточно тяжелые, чтобы при манипуляции ими ребенок развивал мышечную силу. Помогают освоению ходьбы игры с кукольными колясками, большими машинами. Вдоль стен могут быть расположены тематические игровые уголки с элементами в виде ручек-скобок, за которые ребенок может держаться стоя. В игровых уголках средней — подготовительной групп должны быть наборы мелких предметов, например, желудей, пуговиц, пластиковых пузырьков с пробками и т. п., чтобы ребенок, манипулируя ими, развивал ручную моторику и осязание.
Для развития навыков самообслуживания требуется использование удобных моющих средств (например, жидкого мыла), наличие в учреждении теплой воды, оборудование туалетов ручками на стенах около унитазов.
Для детей, осваивающих самостоятельный прием пищи, нужна небьющаяся посуда. Желательно, чтобы покрытие столов было нескользким. Дети с гиперкинезами могут нуждаться в подкладывании под посуду мягких резиновых ковриков.
Во всех кабинетах и группах должны быть наборы бумажных салфеток и корзины для использованных салфеток, т.к. главное средство преодоления гиперсаливации — ощущение сухого подбородка.
Необходимо стремиться к тому, чтобы были условия для проведения водной терапии: бассейн, души, ванны, водные дорожки являются эффективными средствами физического развития детей.
Содержание образовательного процесса.
Коррекционно-педагогический процесс включает 2 ступени:
I ступень — пропедевтическая — включает воспитание детей
в возрасте от 2 до 4 лет.
На этой ступени осуществляется адаптация ребенка в дошкольном учреждении, первичная диагностика психического развития, составляются и реализуются индивидуальные программы развития и проводится пропедевтическая работа к усвоению программ II ступени.
II ступень — основная — включает воспитание детей в возрасте от 4 до 7 лет. На этой ступени реализуются задачи специального дошкольного образования, и формируется готовность к школьному обучению.
На протяжении всех лет с детьми проводятся занятия по лечебной физкультуре и логопедические в соответствии с диагнозом.
В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. (Объективно говоря, специальных программ, утвержденных и рекомендованных Министерством образования для этого типа учреждений, в нашей стране не было и раньше). В этой ситуации учреждение имеет право выбора программ из существующих и право собственного творчества. Можно выбрать программы из числа рекомендованных к применению в массовых или специальных садах и адаптировать их с учетом особенностей контингента детей.
Среди первых учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были ясли-сад № 93 Калининского р-на Санкт-Петербурга. На основании опыта работы коллектив сотрудников этого учреждения под руководством автора данного пособия разработал пакет программ, который был апробирован и опубликован в 1995 году в Международном университете семьи и ребенка имени Р. Валленберга в рамках Президентской программы «Дети России» («Дети-инвалиды»).
В соответствии с концепцией, изложенной ранее, развитие познавательной деятельности проводится по индивидуальным программам в течение всех лет пребывания ребенка в учреждении. Также в течение всего времени работы реализуются программы «Креативная терапия», «Музыка», «Знакомство с природой».
Кроме того, на I ступени педагогического процесса воспитатели проводят занятия по программам «Сказка» и «Игра», а на II ступени — по программам «Адаптация» и «Трудотерапия». Программы рассчитаны на одновременную работу с детьми, имеющими сохранный интеллект, задержку психического развития и снижение интеллекта в легкой степени.
Содержание перечисленных программ соответствует традиционным разделам дошкольного образования. Ознакомление с окружающим и развитие речи отражено, преимущественно, в программах «Адаптация» и «Знакомство с природой на прогулках». Формирование элементарных математических представлений и конструирование, в основном, представлены в программе «Развитие познавательной деятельности». Рисование, лепка, аппликация включены в программу «Креативная терапия». Трудовое воспитание реализуется в программе «Трудотерапия», а музыкальное — в программе «Музыка». Однако подход к реализации данных разделов специфичен с учетом особенностей детей и задач специального дошкольного учреждения.
Группы для детей со снижением интеллекта в средней степени организуются только на II ступени. В этих группах, помимо лечебной физкультуры, логопедии, занятий специального педагога проводятся занятия по программам «Сказка», «Креативная терапия», «Музыка», «Игра», «Адаптация». Все программы в этих группах имеют специфические особенности в содержании, методах и формах их реализации.
В целом все программы имеют общую основу, идейный стержень – формирование нравственной личности, свободной от комплексов неполноценности, способной раскрыть свой творческий потенциал и найти свое место в жизни, вопреки тем пробелам, которые возникают в связи с отклонениями в психофизическом развитии. Программы взаимно дополняют, но не дублируют друг друга, поэтому обязательным условием является их комплексная реализация.
Подведем итоги.
1. В настоящее время в России сложилась и функционирует система специальных дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эта учреждениях создаются условия для оптимального развития да школьников с церебральным параличом.
2. Опыт работы существующих специальных дошкольных учреждений показал, что целесообразно комплектовать группы, клинически и психологически неоднородные как в отношения опорно-двигательной патологии, так и в отношении интеллектуального развития. Это не только позволяет решить организационные проблемы, но действительно положительно влияет на личностное развитие детей.
3. Медико-психолого-педагогическое воздействие на детей! должно реализоваться комплексно усилиями ряда специалистов. Важно четко определить систему взаимодействия специалистов для рациональной организации работы.
4. В качестве ведущей идеи современного специального образования выступает направленность образовательного процессу на последующую социальную адаптацию и интеграцию детей.
Глава 8
Диагностика психического