Двери в трансперсональное переживание
Как мы увидели из открывающего эту главу рассказа, пренатальный мир БПМ-1 часто служит входом в трансперсональные сферы психики, которые мы опишем дальше более подробно. Отождествляясь с переживаниями либо хорошей, либо плохой матки, мы можем также переживать особые трансперсональные явления, имеющие с этими состояниями общие эмоции и физические ощущения. Иногда в этих переживаниях можно уйти во времени далеко назад и увидеть эпизоды из жизни наших человеческих и животных предков; кроме этого могут возникнуть кармические моменты и «флэши» из других периодов человеческой истории. Порой мы можем превзойти ограничения, отделяющие нас от остального мира и почувствовать слияние с другими людьми, группами людей, с животными и растениями и даже с неорганическими процессами.
Особый интерес среди этих переживаний представляют впечатляющие встречи с различными архетипическими существами, особенно с благостными и гневными божествами. Состояния океанического блаженства часто сопровождаются видениями божеств, дарующих счастье, таких, как Богиня Мать-Земля и различные другие аспекты- Великой Матери-Богини, Будда, Аполлон и т. д. Как уже упоминалось, переживания внутриутробных беспокойств часто связаны с демонами из различных культур. В продвинутой эмпирической работе у участников часто бывают откровения, вызывающие сочетание переживаний хорошей и плохой матки с яркими прозрениями, которые позволяют им увидеть назначение всех божеств в космическом порядке.
Объединение переживаний хорошей и плохой матки можно проиллюстрировать на примере фрагмента из сеанса, в котором один человек по имени Бен, переживая эпизоды своей внутриутробной жизни, рассказывал о встречах с архетипическими существами. Эти переживания привели его к нескольким замечательным прозрениям, касающимся божеств и демонов индийского и тибетского пантеонов. Он неожиданно увидел поразительную связь между состоянием Будды, восседающего на лотосе и пребывающего в глубокой медитации, и состоянием эмбриона, находящегося в хорошей матке. И хотя спокойствие, безмятежность и удовлетворенность Будды не тождественны блаженству эмбриона, они, словно являясь «высшей октавой» этого состояния, разделяют с ним важные черты. Демоны, окружающие Будду и потенциально угрожающие его покою, как это изображается в индийской и тибетской живописи, явились Бену, представляя его беспокойства, связанные с БПМ-1.
Среди демонов Бен смог выделить два различных вида. Кровожадные, открыто выражающие агрессию, свирепые демоны с клыками, кинжалами и копьями символизировали боли и опасности процесса биологического рождения, а омерзительные, вероломные и коварные представляли вредные влияния внутриутробной жизни. На другом уровне Бен переживал также то, что, по его убеждению, являлось воспоминаниями из прошлых воплощений. Ему казалось, что элементы его «плохой кармы» вошли в его жизнь в виде эмбри-
ональных беспокойств, родовой травмы и негативных переживаний, связанных с кормлением грудью. В переживаниях «плохой» матки, травмы рождения и «плохой» груди он видел точки трансформации, через которые кармические влияния входили в его настоящую жизнь.
Психологические и духовные аспекты БПМ-1, как правило, сопровождаются характерными физическими симптомами. В то время как переживания хорошей матки приносят ощущение хорошего самочувствия, проживание внутриутробных травм включает в себя множество неприятных физических проявлений. Наиболее распространенными среди них являются симптомы, напоминающие сильную простуду или грипп, -боли в мышцах, озноб, дрожь и ощущение общего недомогания. Нередко возникаютта,кже симптомы, ассоциируемые с похмельем, такие, как головная боль, тошнота, бурление в животе и газы. Это может сопровождаться неприятным привкусом во рту, который люди описывают по-разному: разлагающаяся кровь, йод, металлический привкус или просто «яд». В своих попытках подтвердить эти переживания мы часто обнаруживаем, что во время беременности мать болела, неправильно питалась, работала или жила в токсичной среде или имела привычку употреблять алкоголь и другие вещества.