Состояние блаженства и космического единства
Переживания БПМ-1 обладают сильными мистическими обертонами; они ощущаются как священные или святые. Здесь, во избежание религиозного жаргона, возможно, наиболее точно подошел бы используемый Юнгом термин ну-минозный. Когда у нас бывают такого рода переживания, то нам кажется, что мы встретились с измерениями реальности,
относящимися к высшему порядку. Этот важный духовный аспект БПМ-1, часто описываемый как глубокое чувство космического единства и блаженства, тесно связан с переживаниями, которые могут возникать у нас во время пребывания в хорошей матке - с покоем, умиротворенностью, безмятежностью, радостью и блаженством. Наше обыденное восприятие пространства и времени, как нам кажется, угасает, и мы становимся «чистым бытием». Передать это состояние словами невозможно. Можно лишь сказать, что оно «неописуемо» или «невыразимо».
Описания космического единства часто изобилуют парадоксами, нарушающими аристотелевскую логику. Например, в повседневной жизни мы принимаем тот факт, что вещи, с которыми мы сталкиваемся, не могут одновременно быть ими самими и не быть ими самими, или же то, что они не могут быть чем-либо еще, кроме того, чем они являются. «А» не может быть «не А» или «Б». Однако переживание космического единства может «ничего в себе не содержать, хотя и охватывать все существующее». Или в то же самое время, когда наше сознание расширилось настолько, что могло бы охватить всю Вселенную, мы можем ощущать себя «не имеющими эго». Мы можем испытывать застенчивость и ущемлен-ность из-за своей незначительности, однако чувствовать при этом свою значимость и важность, доходящие иногда до отождествления себя с Богом. Мы можем воспринимать себя как существующих и в то же время несуществующих и видеть все материальные объекты пустыми, а саму пустоту наполненной формой.
В этом состоянии космического единства мы ощущаем обладание прямым, непосредственным и немедленным доступом к знанию и мудрости вселенской значимости. Это обычно не означает конкретной информации с техническими деталями, которую можно применить на практике, а скорее включает в себя сложные прозрения в природу существования. Они, как правило, сопровождаются чувством убежденности в том, что это знание в конечном итоге более уместно и «реально», чем способность восприятия и убеждения, присущая нам в повседневной жизни. В древних индийских Упанишадах говорится об этих глубоких проникно-
вениях в основные тайны бытия как о «знании Того, что дает знание всего».
Экстаз, связанный с БПМ-1, можно назвать «океаническим блаженством». Далее в разделе о БПМ-111, мы встретимся с совершенно иной формой экстаза, связанной с процессом смерти-возрождения. Я придумал для этого термин «вулканический экстаз». Он дикий, «дионисийский», ему присущи всепоглощающие волны взрывной энергии и сильные позывы к лихорадочной деятельности. Напротив, океаническую энергию БПМ-1 можно назвать «аполлоновской» - наряду с безмятежностью и умиротворенностью она включает в себя спокойное растворение всех границ. Когда же мы закрываем глаза и отгораживаемся от всего остального мира, она проявляется как независимое внутреннее переживание, наделенное ранее описанными мною характеристиками. Когда же мы открываем глаза, она превращается в ощущение слияния или «становления единым» со всем, что мы воспринимаем вокруг себя.
В океаническом состоянии мир предстает во всей красоте и в неописуемом сиянии. Необходимость в рассуждениях заметно уменьшается, и Вселенная становится «не загадкой, которую надо разгадывать, а переживаемой мистерией». Найти что-либо негативное, касающееся жизни становится поистине невозможным. Абсолютно все кажется совершенным. Но в этом чувстве совершенства содержится противоречие -то, что однажды Рам Дасс очень кратко выразил словами, услышанными от своего гуру с Гималаев: «Мир абсолютно совершенен, включая твое собственное недовольство им, а также все то, что ты пытаешься сделать, чтобы изменить его». В переживании океанического блаженства весь мир кажется нам дружественным местом, где мы можем без всякого риска принимать детскую, пассивно-зависимую установку. В этом состоянии зло кажется эфемерным, неуместным или даже несуществующим.
Эти ощущения океанического блаженства близко соотносятся с «пиковыми переживаниями» Абрахама Мэслоу. Он охарактеризовал их следующим образом: ощущение целостности, единения и слияния; отсутствие усилий и легкость; полное использование своих возможностей; свобода от бло-
ков, заторможенности и страхов; спонтанность и выразительность; бытие здесь и сейчас; бытие с чистой душой и духом; отсутствие желаний и нужд; одновременное проявление инфантильности и зрелости и неописуемая красота. В то время как мои наблюдения океанического блаженства основаны преимущественно на переживаниях/с которыми я столкнулся в эмпирической работе, направленной на регрессию, описания Мэслоу отражают его изучение спонтанных пиковых переживаний, происходящих в жизни взрослых. Столь яркие параллели между этими двумя областями указывают на то, что некоторые из наших самых мощных побуждающих сил уходят корнями в далекое прошлое - намного глубже, чем это изначально считалось психологами.
СТРАДАНИЯ В «ПЛОХОЙ» МАТКЕ
До сих пор мы исследовали сложный символизм, связанный с «хорошей» маткой или безмятежными внутриутробными переживаниями. Пренатальные беспокойства имеют свои отличительные эмпирические характеристики, и если они не являются экстремальными, такими, как внезапный выкидыш, попытка аборта или серьезные токсичные состояния, то их симптомы относительно незаметны. Обычно их легко можно отличить от более драматических и неприятных проявлений, связанных с процессом рождения, таких, как образы войны, садо-мазохистские сцены, ощущение удушья, агонизирующая боль, давление, сильная тряска и спастические сокращения больших мышц. Поскольку большинство внутриутробных беспокойств имеет в своей основе химические изменения, то преобладающими темами здесь являются загрязненная или опасная окружающая среда, отравление, а также различные негативные влияния.
Чистая океаническая атмосфера может стать темной, мрачной и зловещей, и может показаться, что в ней скрывается множество подводных опасностей. Некоторые из этих опасностей предстают в виде гротескных творений природы, другие в виде омерзительных, агрессивных и недоброжелательных демонических призраков. Человек может отождествляться с рыбами и другими водными жизнеформами,
которым угрожает загрязнение рек и океанов промышленными отходами, или с невылупившимся цыпленком, над которым, перед тем как ему появится на свет, нависла угроза задохнуться от собственных экскрементов. Аналогичным образом видение звездного неба, характерное для переживаний «хорошей» матки, может затянуться уродливой пленкой или туманом. Видимые беспокойства имеют сходство с искажением изображеня при неисправности телевизоров.
Сцены загрязнения воздуха промышленными выбросами, химическая война, токсичные отходы, а также отождествление с заключенными, умирающими в газовых камерах концлагерей, принадлежат к характерным переживаниям «плохой» матки. Можно также почувствовать осязаемое присутствие злых сущностей, влияние внезоемных цивилизаций и астрологические поля. Растворение границ, создающее чувство мистического единства с миром во время безмятежных эпизодов внутриутробной жизни, сменяется теперь ощущением замешательства и угрозы. Мы можем почувствовать себя открытыми и уязвимыми перед грозными атаками, а в своей крайней степени это переживание приводит к параноидальным искажениям восприятия мира.