Тайная жизнь ещё не рождённого ребёнка
Развитие ребенка от слияния двух микроскопических клеток до полностью сформировавшегося миниатюрного человеческого существа, активного, энергичного, барахтающегося или умиротворенно плавающего в жидкой прена-тальнои среде и чувствующего себя комфортно и в полной безопасности,- одна из великих тайн жизни
Рост идет гигантскими темпами. На 12-й неделе плод достигает всего 9 сантиметров в длину, на 20-й - 20 сантиметров, на 28-й - 35 сантиметров. Это начало жизнеспособности, если ребенок рождается преждевременно, его уже можно выходить. На 40-й неделе от макушки до пят его рост составляет в среднем уже 50 сантиметров.
К третьему месяцу внутриутробного развития у нерожденного ребенка развиваются все системы, необходимые для жизнеобеспечения после родов. Остальные шесть месяцев эти системы созревают и учатся работать совместно под руководством главного «компьютера», управляющего жизнедеятельностью человека, - его мозга. К концу беременности у ребенка даже появляются подкожные жировые отложения, обеспечивающие ему сохранение тепла.
Хотя кажется, что именно в последней трети беременности ребенок растет быстрее всего, на самом деле это обманчивое впечатление. По сути - первый месяц самый активный: в это время рост увеличивается в 10 000 раз! На втором месяце - только в 74 раза. В последние месяцы скорость развития снижается до 0,3. В среднем вес ребенка в момент рождения колеблется от 3 до 3,5 кило: при этом мальчики чуть тяжелее, девочки. Конечно, есть множество факторов, влияющих на вес ребенка: уровень достатка семьи и тем самым питание матери, расовые признаки, рост и вес родителей, количество детей, рожденных прежде, физическая активность матери, предрасположение к крупным детям - все имеет значение.
Самое поразительное - это тот неоспоримый, доказанный наукой факт, что не рожденный ребенок, находящийся в чреве матери, уже обладает чувством прикосновения, слышит, реагирует на большое давление, громкие звуки, сосет и глотает и даже улыбается!
Еще древние целители хорошо знали, что не только у новорожденного, но и у еще не родившегося ребенка имеется сознание, но только сейчас чудеса медицинской техники позволили изучить тайную жизнь младенца в чреве матери. Выяснилось, что младенец может чувствовать и понимать свои чувства, ощущения и эмоции-и все на гораздо более ранних стадиях внутриутробного развития, чем еще не так давно считалось.
Исследования показали, что к шестой неделе эмбрион уже может двигаться, брыкается, отец или мать наклоняются к животу и говорят: «Умница, толкайся еще, хороший ребенок» или что-то вроде этого.
Существуют около дюжины различных программ образования нерожденного ребенка. Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать «эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального
развития».
Сюзан Лудингтон-Хоэ, директор Ассоциации стимулирования образования младенцев, в книге «Как иметь более умного ребенка» подчеркивает: если и нельзя пока считать полностью доказанным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка, бесспорно, однако, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, и у них более глубокие узы любви с родителями.
Каковы бы ни были жизненные обстоятельства, домашние дрязги, конфликты и взаимоотношения, отсутствие денег, трудности с продуктами - каков бы ни был наш тяжкий быт, все-таки, будущие мамы, прошу вас, пожалуйста, выкраивайте каждый день хоть несколько минут, чтобы подумать о веч-
ном, о доброте, послушать красивую музыку, доставить себе маленькое удовольствие, порадоваться какому-нибудь пустяку: красивому облаку, детской улыбке, смешному котенку - всякая радостная и добрая минута многократно усилится и станет частью существа вашего будущего ребенка.
Разговаривайте с ним, посылайте ему ваше тепло, вашу улыбку, вашу нежность. Представляйте себе его - как он растет в вашем гостеприимном доме. Вот у него впервые забилось сердце: пожелайте ему крепкое и выносливое сердце. Вот он толкается - «Смотри, у меня уже есть ножки и ручки». В ответ пожелайте ему, чтобы ноги его держали крепко на земле и руки были умелыми. Каждый день хоть пять минут представляйте себе своего ребенка, разговаривайте с ним, сосредоточивайте на нем все свои мысли, всю свою любовь.
Этот тайный диалог идет на самом деле все время: обмен чувствами и ощущениями. Просто мы, в силу своего неумения сосредоточиться, не можем это почувствовать как следует. Но если будущая мать, ежедневно сосредоточиваясь на мыслях о своем ребенке, прислушивается к нему, проникает мысленно в его тайную жизнь, концентрирует на нем все свое внимание, тренирует свое воображение, разговаривает с ним, передает ему свое тепло, ласку и нежность, то она создает глубочайшие взаимоотношения со своим будущим ребенком, устанавливая с ним пренаталь-ные узы любви.
Имеется колоссальное количество доказательств того, что эмоциональная жизнь матери сильно влияет на плод. «Это совершенно точно: эмоции беременной женщины в форме химических элементов и гормонов посылаются к нему через кровообращение матери, через плаценту в кровообращение плода» (Эшли Монтегю).
Беременная женщина должна понять удивительный факт: плод - это активная личность. «Это совсем не инертный пассажир, плод в значительной степени командует беременностью. Именно плод гарантирует успех эндокринной системы в процессе беременности и вызывает многочисленные изменения в физиологии материнского организма, чтобы приспособить его в качестве подходящего для себя дома. Именно плод решает, как ему лучше лежать и каким образом выхо-
дить на свет. Даже в процессе родов плод не является полностью пассивным - как его механистически относящиеся к родам профессионалы сравнивали с пастой, которую выдавливают из тюбика, или пробкой, которая вылетает из бутылки с шампанским» (Альберт В. Лили).
Сондра Рэй в книге «Идеальное рождение» советует. «Прикасайтесь к своему животу и говорите: «Детка, слушай внимательно. Я - твоя мать, говорю тебе: иди путем красоты, божественности и правды в своей жизни. Я хочу, чтобы ты был прекрасным физически, эмоционально, интеллектуально и духовно. Ты должен всегда пытаться быть добрым, любящим и полезным людям. Ты должен быть смелым и бесстрашным. Не позволяй другим людям неправильно обращаться с тобой. Что бы ни случилось в твоей жизни, ты будешь радостен, ты должен быть всегда радостен и всегда распространять радость вокруг себя. Ты будешь смелым и бесстрашным в работе по созданию нового мира».
Может быть, вы, юная мама, придумаете другие слова, но попробуйте каждый день выкроить тихую минуту сосредоточения и разговаривать со своим будущим ребенком. Тогда после рождения ваш эмоциональный контакт будет приносить вам глубокое удовлетворение и радость.
В равной степени это относится к будущему отцу. Если муж хочет, чтобы ребенок не плакал, услышав незнакомый голос после рождения (а исследования показали, что новорожденный резко пугается и плачет, услышав чужой мужской голос), он должен класть руку на живот жены каждый день и говорить: «Привет, малыш, я - твой папа, жду тебя с радостью, мы будем друзьями», или что-нибудь вроде этого. Изучая новорожденных, чьи папы благоразумно заранее учились любить своего малыша и разговаривали с ним до рождения, исследователи были изумлены, убедившись, что «неразумные» новорожденные поворачивали голову в сторону мужского голоса, уже хорошо знакомого им заранее, и не плакали, а улыбались. Уважаемые будущие папы, если вы хотите быть любимыми своими детьми, учитесь сами выражать эту любовь к своим будущим детям. И выражать ее не просто нежными словами, обращениями к будущему ребенку, но и каждодневной заботой о своей беременной жене.
Г. В. Скобло, О. Ю. Дубовик
СИСТЕМА «МАТЬ-ДИТЯ» В РАННЕМ
ВОЗРАСТЕ КАК ОБЪЕКТ
ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ*
Влияние матери на состояние психического здоровья ребенка стало пристально изучаться с 20-х годов нашего века. Известны классические работы R. A Spitz 30-40-х годов, где описано возникновение тяжелой депрессии у младенцев из-за разлуки с матерью; исследования J. Bowlby, посвященные изучению последствий материнской депривации для формирования характера и личности ребенка; работы М. Rutter о различных аспектах материнско-детских связей и многие другие. К настоящему времени в зарубежной детской психиатрической литературе тема «мать-дитя» является одной из самых приоритетных. Установленным фактом считается, что адекватное материнское отношение является залогом эмоциональной уравновешенности ребенка, создания у него чувства безопасности и доверия к окружающим людям и к миру в целом, что служит основой для нормального психического развития и функционирования.
В отечественной детской психиатрии уже в первые годы ее становления также уделялось внимание разработке этой проблемы. Однако, начиная с конца 30-х годов, изучение вопросов этого круга попадает под официальный запрет, так как в них усматривалась прямая связь с психоанализом.
Возможность рассмотрения роли семьи и родителей, в том числе матери, в происхождении психических расстройств у детей реально появляется лишь в 60- 70-х годах. В пер-
Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2.
вую очередь в этом аспекте исследовались поведенческие отклонения в препубертатном и пубертатном возрасте, часто являющиеся наиболее ярким результатом негативного семейного влияния. В дальнейшем нарушенный семейный фактор всесторонне изучался в качестве одного из основных патогенетических звеньев многих пограничных, в том числе психосоматических, нарушений у детей.
Вместе с тем в отечественной психиатрии остается ма-лоразработанной проблема взаимоотношении в системе «мать-дитя» и их роль в этиопатогенезе психических нарушений у детей первых лет жизни. Это объясняется а первую очередь тем, что психопатология раннего возраста является достаточно новой областью детской психиатрии. Только в последнее десятилетие стало уделяться непосредственное внимание изучению диады «мать-дитя» в периоде раннего детства; этот фактор стал выделяться в качестве ведущего в генезе ряда психических нарушений преимущественно пограничного круга.
Учитывая доминирующую роль матери в жизни маленького ребенка, а также важность раннего этапа онтогенеза для нормального психического развития и здоровья ребенка в будущем, адекватное функционирование системы «мать-дитя» в первые годы жизни приобретает особое значение. С одной стороны, искажение материнско-детских взаимоотношений может оказаться пусковым или осложняющим фактором психопатологических расстройств, возникающих непосредственно в самом раннем детстве. Наряду с этим, нарушения диадического взаимодействия в раннем возрасте можно рассматривать и как предрасполагающий фактор психических отклонений в более старших возрастах. В этих случаях регистрацию неадекватного материнского отношения в первые годы жизни ребенка надо считать прогностически неблагоприятным моментом.
Задачи первичной профилактики, в свете сказанного, видятся в как можно более раннем выявлении нарушенного материнского отношения и его коррекции; в задачи вторичной профилактики должна входить комплексная реабилитация (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная) обнаруженных диадических отклонений уже при наличии у
ребенка психопатологических расстройств с целью уменьшения риска отдаленных последствий. При этом необходимо соблюдать принцип комплексного подхода к проведению психопрофилактической работы, осуществляя ее как с ребенком, так и с его матерью, как с единой взаимодействующей системой.
Представленный взгляд на проблему материнско-детских взаимоотношений в раннем возрасте в ее психопрофилактическом аспекте лег в основу целенаправленного изучения вопросов становления и функционирования системы «мать-дитя», которое проводится в рамках лонгитудинального исследования психического здоровья детей раннего возраста в отделе детской психиатрии НИИ профилактической психиатрии НЦПЗ РАМН. В исследовании принимают участие детские психиатры, психологи и невропатологи, а также общие («взрослые») психиатры. К настоящему времени под наблюдением находится 50 детей раннего возраста и их семьи.
Динамическое наблюдение осуществляется с 2-го триместра беременности среди контингента первородящих замужних женщин, состоящих на учете по поводу беременности в районной женской консультации и согласившихся участвовать в данном научном исследовании. Обследование беременных и их мужей проводится психологом (тестовая оценка особенностей личности и внутрисемейных отношений) и психиатром (клиническая диагностика психического состояния родителей и клинико-генеалогического фона семьи). Детские невропатолог и психолог начинают обследование детей с месячного возраста, детский психиатр - со 2-го месяца.
Психологами для оценки психического развития младенцев используется отечественный метод дифференцированной качественно-количественной диагностики развития детей 1 года жизни; в последующем проводится традиционная патопсихологическая диагностика развития. Квалификация неврологического состояния базируется на принятых в отечественной детской неврологии критериях. Квалификация психического неблагополучия осуществляется как на синдромаль-ном, так и на симптоматическом уровне.
На первом году жизни ребенка проводится 4-5 плановых обследований каждым из специалистов, на втором и треть-
ем году - по 2 обследования; кроме этого, практически все дети обследуются дополнительно по мере активного обращения матерей. Как наиболее информативная, используется форма домашнего обследования. После рождения ребенка его родители, а более всего мать, продолжают наблюдаться психологом и психиатром.
Непосредственное изучение становления и функционирования диады «мать-дитя» проводится как психологами (тестовая оценка по специальным опросникам), так и детскими психиатрами (клинический аспект).
Применение комплексного подхода к проблеме в данном исследовании позволило выделить основные факторы, влияющие на этот процесс. К ним отнесены:
1) личностно-характерологические особенности матери;
2) наличие у женщины психической патологии до беременности (клинического и субклинического уровня);
3) психическое и физическое (соматическое) состояние матери во время беременности, родов и первых лет жизни ребенка и их динамика;
4) желательность или нежелательность беременности и степень «готовности к материнству» (термин впервые употреблен в неопубликованном исследовании психолога О. А. Копыл);
5) взаимоотношения матери с другими членами семьи (отец, дедушки, бабушки);
6) система взглядов матери на уход и воспитание ребенка в раннем детстве (сложившаяся в результате существовавших отношений с собственной матерью в детстве, чтения научно-популярной литературы, рекомендаций родственников, знакомых и т. д.);
7) психическое и физическое состояние самого ребенка;
8) наличие сепарационных моментов в жизни ребенка (ста-ционирование с изоляцией от матери, переход в дом бабушки, поступление в ясли и т. д.);
9) социальный статус матери и семьи в целом.
Взаимодействие вышеперечисленных факторов определяет формирование стиля материнско-детских связей, при нарушении которых каждый из названных факторов должен
являться предметом клинического анализа и при необходимости коррекционной работы.
Наши наблюдения свидетельствуют, что признаки искажения матери нско-детских взаимоотношений проявляются определенными клиническими феноменами и регистрируются как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Так, недостаточность материнского отношения диагностируется на основании следующих признаков:
1) недостаточное понимание матерью биологических потребностей ребенка и низкое качество их удовлетворения, что проявляется в неполноценной организации ухода (т. е. системы гигиенических и оздоровительных мероприятий) и режима (соблюдение интервалов между кормлениями, регулирование периодов сна и бодрствования), в особенностях процесса вскармливания, а также проявляется в недостаточном различении матерью выразительных сигналов ребенка в отношении его потребностей;
2) неадекватное эмоциональное отношение к ребенку, которое может быть выявлено анализом субъективно высказываемого отношения к нему (преобладание отрицательных или нейтральных характеристик), а также клиническим наблюдением за поведением матери, ее мимикой, жестами, интонацией при общении с ребенком или его обсуждении;
3) малое количество контактов с ребенком, их непродолжительность и качественные нарушения (малая степень тактильного и позитивного эмоционального взаимодействия, глазного контакта и др.);
4) низкое качество стимуляции психического развития ребенка, определяемое отсутствием или недостаточностью организации стимулирующей среды и опережающей инициативы матери в общении с ребенком;
5) определенные поведенческие установки матери (малое число поощрений, большое количество запретов и т. д.), также нарушающие нормальное развитие ребенка.
Нарушенное материнское отношение, как правило, вызывает определенные особенности психического реагирования у ребенка, которые могут достигать патологической степени. Патогенное значение искаженного материнского отношения зависит от его силы и от особенностей индивидуального реа-
гирования ребенка. Наиболее уязвимыми в этом плане оказываются дети с такими биологически обусловленными состояниями как невропатия, минимальная мозговая дисфункция, генетическая предрасположенность к эндогенным психическим болезням, соматическое нездоровье и некоторыми другими.
У детей, испытывающих недостаток материнского чувства, возможно клиническое выявление феномена особого (искаженного) отношения к своим матерям. Оно проявляется либо в резко выраженной степени сензитивности к матери, ее исключительном предпочтении, либо в игнорировании матери, либо в негативном отношении к ней с элементами агрессии. Для выделения феномена особого отношения к матери клиническому анализу подвергаются эмоциональные реакции ребенка при общении с матерью, частота обращений к ней за помощью и способы этих обращений, степень автономности поведения ребенка в присутствии матери, характеристика его поведения в условиях экспериментальной кратковременной сепарации (реакция на уход, отсутствие и возвращение матери).
Наше исследование обнаружило нарушения материнско-детских взаимоотношений более, чем в половине обследованных семей. В ряде случаев эти нарушения носили достаточно устойчивый характер, а в большинстве - проявлялись непостоянно.
Р.Ж. Мухамедрахимов
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
И ПРИВЯЗАННОСТЬ
МАТЕРЕЙ И МЛАДЕНЦЕВ
ГРУПП РИСКА*
Экспериментальные исследования последних двадцати лет позволили получить данные о направленности младенца на взаимодействие с матерью или другим близким и ухаживающим человеком, описать вызванное младенцем поведение матери, рассмотреть собственно процесс взаимодействия. В отличие от сложившегося к 1970-м гг. традиционного рассмотрения развития как результата однонаправленного влияния родителей на ребенка, новые данные позволили понять влияние младенца на поведение матери и роль взаимодействия в развитии ребенка. Появилось основание рассматривать развитие с более широких теоретических позиций в сложной системе матери и младенца, членов семьи и младенца. Настоящая работа является продолжением представления данных литературы по взаимодействию и привязанности матери и младенца и посвящена особенностям протекания взаимодействия и формирования привязанности у младенцев и матерей групп риска
МЛАДЕНЦЫ ИЗ ГРУППЫ РИСКА
В ряду особых, трудных для установления взаимодействия и способствующих формированию сложных взаимоотношений с матерью выделяют младенцев с «трудным темпераментом» (difficult temperament), представителей групп риска по медицинским показателям, младенцев, испытав-
* Вопросы психологии. 1998. № 2.
ших нежелательные условия пренатального развития, рождения или постнатального развития.
Темперамент.«Трудный» темперамент был выделен как синдром характеристик, включающий высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, сложности приспособления и в целом негативное настроение. Данные литературы показывают, что, несмотря на предположение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаимоотношение с родителем, прямой связи между темпераментом ребенка и различиями в поведении родителя не обнаружено. Оказалось, что связь между темпераментом и последующим родительским поведением может быть результатом процедур измерения темперамента, большинство которых основано на отчете матери, или может быть скорее следствием, чем причиной материнского поведения. К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения матери, а не темперамента ребенка. Исследования, в которых характеристики младенца описываются объективным наблюдателем независимо от восприятия ребенка родителем и до момента возможных влияний их взаимоотношений, показывают слабую связь между неонатальными характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Авторы предполагают, что без влияния на родителя других факторов риска биологически опосредованные характеристики младенца не ведут к изменению отношений. К примеру, обнаружено, что усиление нечувствительности матери к 12 мес. зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности новорожденного. Ненадежная, небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери испытывали недостаток социальной поддержки.
Карающее родительское поведение матерей-подростков, испытавших отвержение в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны близких, проявлялось вне зависимости от раздражительности младенцев. В то же время при одном и том же карающем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными младенцами.
Таким образом, при всей сложности отношений в паре родитель - ребенок результаты исследований обнаруживают, что при определенных условиях характеристики темперамента ребенка могут влиять на взаимодействие матери и младенца.
Преждевременно родившиеся младенцы.В первые месяцы жизни эти младенцы часто менее живы, отзывчивы, более раздражительны и сонны, их плач может отличаться от плача вовремя родившихся детей. Двигательная координация бедна, руки и ноги двигаются дезорганизованно, с частыми подергиваниями и вздрагиваниями. Такой младенец может часто открывать рот, выкрикивать, улыбаться или гримасничать, у него наблюдается рефлекторная улыбка. Поведение недоношенных младенцев непоследовательно: они могут быть чрезмерно суетливыми или проводить много времени во сне, не дают ясных сигналов о том, когда хотят есть или спать, а также о чрезмерности или недостаточности стимуляции. Они более беспокойны, отводят взгляд, меньше улыбаются во время взаимодействия лицом к лицу.
В 3 и 5 мес. при взаимодействии с матерью у таких младенцев наблюдается меньшая согласованность аффективной вовлеченности и ритмов социального взаимодействия, чем в диадах с вовремя родившимся ребенком. Было обнаружено, что недоношенные младенцы реже вступают во взаимодействие, чем доношенные. Недоношенные и переношенные младенцы менее внимательны к сигналам матери, проявляют меньше положительных чувств и соответственно получают меньше радости в ранних взаимодействиях с нею по сравнению с вовремя рожденными детьми.
Особенности непоследовательного поведения преждевременно родившегося младенца вводят родителей в замешательство и огорчают, они испытывают тревогу, связанную с проблемами выживания и развития ребенка. Родители могут избегать ребенка или, наоборот, имеют тенденцию компенсировать изменения поведения недоношенных младенцев, вести себя более активно и, несмотря на несоответствие своего поведения сигналам младенца, перестимулировать его, еще более ухудшая поведение ребенка и увеличивая свою собственную фрустрацию. Со временем взаимодействие между
недоношенными младенцами и родителями меняется. Так, было обнаружено, что если в 4 мес. взаимодействие характеризовалось интенсивной вовлеченностью матери и ограниченной отзывчивостью младенца, то в 8 мес. - меньшей внимательностью и вовлеченностью матери и более живым, отзывчивым поведением младенца, к двум годам матери преждевременно родившихся младенцев меньше стимулировали младенца по сравнению с матерями вовремя родившихся детей. Это явление очевидного «перегорания» родителя в течение первого года взаимодействия с ребенком получило подтверждение и в других работах.
Несмотря на изменения раннего взаимодействия матери и младенца, к концу первого года жизни различия аффективных выражений и видов привязанности у доношенных и недоношенных младенцев оказались незначимыми. Получены противоречивые данные, свидетельствующие, с одной стороны, о том, что большее число младенцев с небезопасной привязанностью тревожно-сопротивляющегося типа обнаружено среди детей, тяжело болевших в пренатальный период, а с другой - о том, что недоношенные более, чем доношенные младенцы, относятся к группе с безопасной привязанностью. По сравнению с менее больными в перинатальный период детьми, тяжело больные недоношенные младенцы проявили большую чувствительность к стрессовому возбуждению. Однажды возбужденные, они менее способны понижать уровень состояния стресса.
По свидетельству автора одного из наиболее полных обзоров литературы, к настоящему времени не существует достаточной информации, позволяющей обобщить столь противоречивые данные различных исследований. Однако очевидно, что преждевременно родившиеся младенцы не являются • гомогенной группой, и что существуют более уязвимые с точки зрения нарушения развития подгруппы высокого риска, такие, например, как младенцы с тяжелыми респираторными заболеваниями. Надежность, безопасность привязанности младенца и матери в таких случаях может быть более слабой. В то же время ранние проблемы могут быть преходящими, если мать приспосабливается к характеристикам недоношенного младенца и способна установить сензитивный, взаи-
монаправленный стиль общения. Различия между недоношенными и доношенными младенцами могут быть менее очевидными, если недоношенные дети воспитываются в семьях, имеющих эмоциональные ресурсы для компенсации нарушения взаимодействия у младенцев. Но значимые различия аффективных проявлений и качества привязанности могут сохраняться, если преждевременно родившиеся младенцы, особенно с высоким биологическим риском, воспитываются в семьях социального риска.
Младенцы с особыми потребностями.Сравнение игрового взаимодействия в контрольной группе матерей и здоровых младенцев и в группе матерей и младенцев с особыми потребностями показало, что если в первом случае матери подстраивают свое поведение под способности и поведение ребенка, то во втором наблюдается дефицит поддержки независимой или инициированной младенцем игры, намного более частое инициирование игры самой матерью. Авторы относят такое поведение матерей детей риска к поведению контролирования взаимодействия и связывают его с восприятием матерями особенностей своих младенцев.
Сравнение взаимодействия матерей и детей без отставания в развитии, а также матерей и детей с синдромом Дауна не показало различий в частоте участия во взаимодействии, однако если в первой группе взаимодействие направлялось чаще ребенком, то во второй группе - матерью. Несмотря на то что число вокализаций младенцев с синдромом Дауна оказалось столь же велико, как и в контрольной группе, взаимодействие в этом случае характеризовалось меньшим соблюдением очередности и большим числом одновременных вокализаций.
Анализ взаимодействия матери и младенца в ситуации свободной игры показал, что матери детей с отставанием в умственном развитии воспринимали себя как пытающихся изменить поведение младенцев более часто, чем это делали матери нормально развивающихся детей. Было обнаружено, что младенцы с отставанием в развитии меньше отвечали на инициации матерей и, по сравнению с контрольной группой, вдвое меньше инициировали взаимодействие. Автор подчеркивает, что по сравнению с результатами наблюдений диад
мать - младенец без отставания в развитии матери детей с особыми потребностями были более доминирующими, а сами дети - менее вовлеченными во взаимодействие.
Среди причин меньшей взаимности поведения и большего доминирования матери в парах мать - младенец с отставанием в развитии выделяют особенности характеристик младенцев риска. Получены данные, подтверждающие предположение, что реплики младенцев с задержкой в развитии менее часты и более тонки, что может вести к случайному и менее ориентированному на сигналы младенца поведению со стороны матери. Так, уже в ранних работах было обнаружено, что в группе из десяти пар матерей и слепых младенцев только две матери были способны самостоятельно, без помощи персонала установить хорошую тактильную коммуникацию с детьми. Автор объясняла это тем, что, по сравнению со здоровыми детьми, слепые младенцы были менее отзывчивы, меньше вокализовали и медленнее обучались локализации объекта по звуку. Обзор литературы, в которой сравнивались младенцы без отставания в развитии и младенцы с синдромом Дауна, показал значимые различия в проявлениях темперамента, взгляда глаза в глаза, вокализации, расстоянии между младенцем и матерью. По мнению автора, эти данные подтверждают связь различий социального взаимодействия в диадах мать - младенец без отставания в развитии и мать - младенец с особыми потребностями с различиями характеристик самих младенцев. Исследование игрового поведения шестидесяти младенцев с органическими поражениями головного мозга и отставанием в развитии и их матерей показало, что многие виды материнского поведения, которые были связаны с положительным или отрицательным функционированием ребенка в познавательной области, схожи с поведением матерей и их связью с функционированием детей без отставания в развитии. Так, чувствительность к состоянию ребенка, удовольствие от взаимодействия, отзывчивость и соответствующее обучающее поведение у матерей были положительно связаны с результатами оценки уровня развития детей, тогда как директивность и контролирующее поведение матерей, нечувствительность к интересам ребенка - отрицательно.
Матери младенцев, имеющих наиболее высокие оценки по шкале Бейли, были больше заняты поддержкой инициированных детьми действий, чем руководством ими.
Проблема подстраивания является одной из основных во взаимодействии матери и младенца с особыми потребностями. Имеются данные, что в нормальных диадах с развитием младенца очередность взаимодействия увеличивается, тогда как относительная частота одновременной вокализации уменьшается. При анализе вокального взаимодействия матерей и младенцев с синдромом Дауна была обнаружена тенденция одновременных вокализаций по сравнению с соблюдением очередности взаимодействия в диадах мать - младенец нормального развития. С увеличением возраста диады, которые включали младенцев с особыми потребностями, становились менее успешными во взаимной адаптации и регуляции вокального поведения. Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодействия в парах мать - младенец с особыми потребностями уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности вокального взаимодействия в парах, включавших детей с синдромом Дауна второго года жизни.
Было обнаружено также, что вокальное взаимодействие матерей и годовалых младенцев с отставанием и без отставания в развитии одинаково успешно. Однако когда младенцы с задержкой в развитии были разделены на две подгруппы с высокими и низкими оценками развития по шкале Бейли, то оказалось, что нарушение различения наличия или отсутствия вокализации матери у детей второй подгруппы влияло на стиль взаимодействия матерей, могло вести к случайным и менее соответствующим сигналам ребенка ответам.
Серии исследований показали нарушения, которые случаются в процессе раннего взаимодействия, когда мать неспособна прочесть сигналы своего ребенка и обеспечить оптимальную стимуляцию. Такие нарушения раннего взаимодействия связаны с последующими поведенческими и эмоциональными проблемами в школьном возрасте, включая гиперактивность, ограниченность внимания, нарушение взаимодействия со сверстниками, эмоциональные нарушения, диагностируемые как депрессия. Обнаружено, что младенцы вы-
сокого риска меньше глядят на матерей, улыбки и вокализации случаются реже, они беспокоятся и плачут чаще, чем нормальные младенцы. Большие проявления негативных аффектов у младенцев высокого риска вместе с повышенной частотой сердечных сокращений приводят к выводу о переживании ими стресса в процессе взаимодействия с матерью. Автор считает, что выделенные поведенческие и физиологические изменения у младенцев риска могут отражать повышение возбуждения вследствие информационной перегрузки, чрезмерной стимуляции. По мере того как родители становятся более чувствительными к сигналам младенцев и лучше предсказывают результаты их поведения, они становятся и более уверенными в себе как в родителях.
Стимулирующее поведение матери может быть определено как перестимулирующее, переконтролирующее и передоминирующее, если оно ведет к неуловимым или сильным сигналам отрицания взаимодействия у младенца. В естественных попытках вызвать у младенца положительный аффект матери часто проводят слишком большую стимуляцию и подвергают младенца стрессу. Одно из объяснений такого поведения состоит в том, что усиление фрустрации в случае минимального ответа младенца ведет к раздражительности матери Другое объяснение связано с тем, что матери становятся более активными, возможно, для того, чтобы компенсировать относительную неактивность младенцев, сохранить некоторое подобие протекания взаимодействия. Третье связано с желанием матери, чтобы ребенок вел себя как сверстники, и с попытками поощрить это более частым моделированием поведения. Еще одна интерпретация поведения матери состоит в том, что представление матери о своем младенце как о слабом и с задержкой в развитии ведет к чрезмерной протекции, а в крайнем варианте - к чрезмерно контролирующему родительскому поведению.
МАТЕРИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА
Депрессия. В целом эмоциональное развитие детей, воспитанных депрессивными матерями, менее благоприятно, чем развитие детей нормальных матерей или матерей с другими диагнозами. Нарушения раннего взаимодействия младенцев
и депрессивных матерей ведут впоследствии к проблемам развития у ребенка.
Исследование женщин с симптомами послеродовой депрессии показало, что в процессе спонтанных взаимодействий лицом к лицу их младенцы ведут себя менее позитивно по сравнению с младенцами недепрессивных матерей, и показывают небольшое изменение поведения при взаимодействии с матерью в сит