Развитие систем пренатального воспитания
Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, т.е. происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в общество, решался в разные элохи по-разному.
Первый этап, который мы будем называть семейным пре-натальным воспитанием или пренатальным воспитанием в малых сообществах, продлился в Европе до начала XVII века. Пренатальное воспитание не было частью общественной практики, не было массовым, государственным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ. В закрытых сообществах лидеры думали о будущих поколениях, проверяли и отбирали по тем физическим и нравственным критериям, которые вырабатывались в этом сообществе и поддерживали его целостность. Те, кто не проходил испытания, получали запрет на вступление в брак. В Древнем Китае, например, существовала система эмбрионального воспитания «тай-кье». Индийская традиция Чарака Сам-хита применяла прослеживание плода в течение третьего и четвертого месяца, а начиная с седьмого - ежемесячно. В дореволюционной России, особенно в северных регионах (Вологодская, Новгородская губернии) существовал свод правил и примет, регулирующих поведение беременной. Содержание пренатального воспитания состояло в передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и родов, а с другой стороны, создавало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье. При низком уровне развития медицины особый акцент делался на способности женщины родить самостоятельно, полагаясь на собственную интуицию и образ происходящего с ней, сформированный повитухой.
Второй этап в развитии пренатального образования наступил в XVII веке, «когда мужчина-медик основал акушерские училища, ввел в практику положение роженицы лежа на спине». С этого времени берет отсчет технологизированный «мужской» образ пренатального воспитания. Пассивность и зависимость женщины во время вынашивания и родов подвергали анализу с точки зрения различных концепций -этнографических, психоаналитических, культурологических. Важно отметить, что пренатальное воспитание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося человека как организма, как лишенного переживаний. Родовспоможение стало обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Прочие практики являлись факультативными. В частности, когда в сороковых годах психоанализ проявил интерес к беременным, лишь очень небольшое число беременных имело возможность и пожелало посещать психоаналитические сеансы.
В нашей стране, начиная с пятидесятых годов, репрессивный стиль пре- и перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали Школы будущей матери, которые открылись в этот период при каждой женской консультации и ставили целью передачу знаний о внутриутробном развитии. Действительным результатом взаимоотношений женщины с врачом (до настоящего времени занятия в таких школах ведут врачи-гинекологи) являлось принятие позиции «снизу», передача ответственности медицине, страх перед родами, беспомощность и непонимание связи с собственным опытом, утрата интуиции. Ребенок виделся как объект манипулирования. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складываются в соответствии со стереотипами общественного сознания. Эти стереотипы поддерживались законодательно и обеспечивали вовлечение и самой женщины, и ее ребенка в систему тоталитарных отношений, облегчали раннюю разлуку, делая ее безболезненной, и ранний переход к общественному воспитанию в детских садах и яслях.
Кризис «медицинского этапа» пренатального воспитания на Западе обнаружился на тридцать лет раньше, чем в на-
шей стране, - на рубеже пятидесятых-шестидесятых годов. Этому способствовали не столько мировоззренческие, сколько практические проблемы, упоминавшиеся в начале статьи. В поисках выхода прогрессивные медики обратились к гуманитарным областям - психологии и философии. Возникла нетрадиционная практика, в которой прежде всего была восстановлена фигура пренатального наставника, был сделан акцент на его индивидуализированной связи с будущей матерью, на создании специфической пренатальной среды, в которой происходила кристаллизация ее индивидуальности.
Возрождение пренатального воспитания как особой области образовательной практики относится уже к третьему этапу, который мы будем называть «альтернативным». Отсчет этого этапа следует вести с 1962 года, когда Мишель Оден организовал в акушерской клинике в Пицивьерсе (Франция) первый Центр пренатальной подготовки. В настоящее время во всем мире действуют различные центры пренатальной подготовки, существуют разветвленные службы «естественного деторождения», которые предлагают юридическое, медицинское, тренировочное, психолого-консультативное обслуживание. В Англии действует около десяти, в США около тридцати таких организаций, в Дании, Голландии такая служба - часть официального государственного пренатального сервиса. Некоторые организации, например, Международная организация домашнего деторождения, Международная ассоциация обучения деторождению, «Международное Возрождение» не только представляют собой мощное движение за улучшение детского и материнского здоровья, но и воспроизводят качественно иные по сравнению с традиционными «репрессивными» или «опекающими» связи в общности «мать-плод-прена-тальный наставник». Возрождение пренатального воспитания происходит и в рамках различных духовных и религиозных организаций. Следует отметить Национальную ассоциацию пренатального образования (ANEP) во Франции, строящую свою работу на идеях О. М. Айванхова о совершенствовании человека и фактически действующую благодаря поддержке Ассоциации Всемирного Белого Братства, Общество биогенетического здоровья в США, Мистическую школу сознательного зачатия и беременности.
Нетрадиционное пренатальное воспитание включает в себя, во-первых, подготовку к естественному рождению с целью смягчить критический разрыв для матери и ребенка и обеспечить «паузу», во время которой мать и ребенок приобретают возможность преодолеть психологическую разде-ленность (к конкретным техникам относятся «лотосовое» рождение - без обрезания пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения, ритм обстановки рождения, максимально приближенный к ритму внутриутробной жизни, и т.п.). Второй важный момент - это развитие способности матери получать информацию о состоянии и поведении ребенка во время беременности (при помощи техник из арсенала различных духовных практик-медитаций, упражнений, музыки, манипуляций с освещением и т. п.). Третья часть пренатального воспитания - это целенаправленное формирование способности матери изменять свое эмоциональное состояние и передавать его ребенку. Четвертая составляющая пренатального воспитания касается тесного контакта будущей матери с другими беременными и с пренатальным наставником.
В отличие от Запада, где кризис в акушерстве был вызван противоречиями между высокоразвитой технологией и хронической нерешенностью репродуктивных проблем, в нашей стране кризис начался «сверху», вследствие резких перемен в самой социальной ситуации. Начиная с 1982 года, надвигается демографическая катастрофа, достигшая к 1990 году уровня депопуляции. В середине восьмидесятых годов женщины получили законное право не разлучаться с ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Внутренняя противоречивость ситуации обнаружилась тогда, когда матери, получив относительную свободу от материальных ограничений и социально культивируемого пренебрежения к беременности и раннему периоду жизни, предпочли в большинстве своем оставаться дома с ребенком. Оказалось, что физическое присутствие и гигиенический уход за «младенцем» не обеспечивают существования взаимобезопасной и взаимораз-вивающейся общности. Поскольку отсутствие пренатального опыта общения не осознавалось как источник проблем, последовало, с одной стороны, дальнейшее сокращение рождаемости, увеличившееся в связи с нарастанием социальных про-
блем, с другой - массовое обращение к различным нетрадиционным направлениям медицины, внутри которых и стало развиваться в нашей стране альтернативное пренаталь-ное воспитание.
К «медицинской» мотивации присоединилась «психологическая», поскольку поиск оздоровительных систем, внедрение в них и принципы оздоровления, предложенные Б. и Л. Никитиными, И. Марковским, требовали активного отношения и ответственности. Воссоздание пренатальной культуры в России можно датировать 1982 годом, когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе «Здоровая семья». Затем у И. Марковского появились последователи - Татьяна и Алексей Саргунас, ныне члены мировой организации «Аквакультура для Терапии, Экологии и Изучения» (WATER) и действительные члены организации «Водное рождение». С 1985 года началась работа по консультированию пар вначале по вопросам самостоятельного рождения и оздоровления, а далее все более смещаясь в сторону пренатальной подготовки, к 1986 году сложился Клуб здоровой семьи «Возрождения» при МЖК «Сабурово» в Москве. В начале 1990 года из «Возрождения» выделился творческий коллектив «Наутилус» под руководством М. Трунова и начал функционировать в составе малого предприятия «Экология семьи», а также творческий коллектив «Аква», директором которого стала Татьяна Саргунас - сначала в составе МП «Контекст», а с осени 1992 - как самостоятельное предприятие. Одновременно возникло ТОО «Стихиаль» (директор О. Тютин), которое совместно с научно-практической и социальной фирмой «Контекст» учредило Шелтозерский центр гуманистических новаций «Айно», опирающийся в работе на местные традиции (г. Петрозаводск).
На сегодняшний день существует свыше десяти организаций, занимающихся в числе прочего пренатальным воспитанием. Кроме упомянутых, можно назвать такие, как «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру» (Ярославль), «Дельфа» (Тверь), «Воскресение» (Москва) и другие. Для всех источником был клуб «Возрождение».
На начальных этапах своего развития нетрадиционное пре-натальное воспитание концентрировалось на самих родах и
находилось в конфронтации с официальной медициной. Это определяло личностные особенности участников, посещающих занятия:
В 1988-1989 годах в рамках исследования, проводимого клиническим отделением психопатологии младенческого возраста, Центром психического здоровья АМН СССР, обследовались супружеские пары, посещавшие занятия. Сохранившиеся протоколы позволяют говорить о преобладании тех же типов, о которых упоминали в интервью врачи из отделения патологии беременности. Эти типы получили условные названия «протестные» и «зависимые». Для женщин, обратившихся к нетрадиционному пренатальному воспитанию в 1985-1989 годах, сам факт обращения был протестом, внутри которого проявлялись такие качества, как ревностная приверженность именно этому типу пренатального воспитания. Из числа «выпускников» рекрутировались новые наставники, т.е. система воспроизводила сама себя. Второй тип - женщины, которые показали себя неуверенными и сомневающимися в своих способностях самостоятельно родить и воспитывать ребенка в первые месяцы, часто высказывали сомнения в действенности методов, применяемых пренатальными инструкторами, были критичны к новой информации (например, сомневались, действительно ли во время медитации они видят своего ребенка или это результат внушения) - не выталкивались системой, но именно для них и ради них лидеры пренатального воспитания совершенствовали методы передачи знаний и организации процесса понимания.
Таким образом, действительно произошел переход от отбора, характерного для закрытых, самовоспроизводящихся систем, к воспитанию, предполагающему открытость системы и постоянный приток новых людей, новых Знаний и методов.
На сегодняшний день можно отметить некоторое различие между существующими пренатальными центрами. Некоторые из них более закрыты. Отбор там осуществляется на основе приверженности к той или иной идеологии (например, «Воскресение» строит пренатальное воспитание на основе православия), иногда критерием отбора выступают условия контракта, по которым пренатальный наставник не обязуется выезжать на роды (например, в «Наутилусе»). Другие не
заявляют принципов отбора, но имеют отличия, благодаря которым будущая мама может осуществить выбор. Например, в «Стихиале» активно используются методы пренаталь-ного воспитания, восходящие к языческим культам народов Севера России и Карелии, и большое внимание уделяется проработке психологических проблем матери и отца. Эта организация чаще всего сотрудничает с психологами.
К открытым следует отнести центр родительской культуры «Аква», поскольку в работе «духовных акушерок» Татьяны Саргунас и Юлии Фокиной ярко выражены ненасильствен-ность, внимание к возможностям женщины, выбор для нее своеобразной «зоны ближайшего развития», обязателен момент укрепления уверенности через переживание будущей матерью ее собственного успеха и силы. Это особенно касается тех ситуаций, когда будущая мать открывает в себе самой способность к пониманию и позитивной интерпретации поведения своего ребенка и к разрешению актуальных проблем. Много внимания уделяется самостоятельной работе в семье, где постепенно фокусируется пренатальная ситуация. Пре-натальный наставник выполняет роль временного посредника в отношениях семьи с будущим ребенком, посредника, уступающего свое место по мере того как наполняется содержанием общность «мать-дитя». В каждой из упомянутых систем новые «духовные акушерки» рекрутируются из числа выпускников. Стать инструктором пренатальной подготовки означает прежде всего создать свою собственную концепцию внутриутробного воспитания человека.
Во всех центрах приблизительно одинаковое содержание. Курс включает в себя темы, связанные с перинатальным опытом самой беременной, при этом используются мягкие техники изучения собственного перинатального опыта; целый комплекс физических упражнений на основе йоги, мантры и медитации с целью представить себе своего ребенка, почувствовать его присутствие; будущие мамы под руководством пре-натального инструктора что-нибудь делают для будущего ребенка, например, вышивают «обережную» сорочку; в некоторых группах используется совместное пение, которое впервые применил Мишель Оден, указавший на связь между пением, дыханием и раскрытием родового канала во время родов.
К сожалению, опыт пренатального воспитания мало отражается в публикациях. Мы уже отмечали брошюру Т. и А. Саргунас, несколько публикаций в периодических изданиях.
В последние полтора-два года, несмотря на сокращение числа рождений, наблюдается приток пар в систему пренатального воспитания. Этому способствует то обстоятельство, что пренатальныё центры функционируют как хозрасчетные или на средства спонсоров, что позволяет им рекламировать свою деятельность в печати и на телевидении, увеличивается контакт с зарубежными центрами пренатального воспитания, появляются литература, видеокассеты, фотоальбомы. Одни системы все больше открываются, другие закрываются и концентрируют свой опыт.
Одновременно отмечаются попытки сотрудничества с медициной. Так, например, в ноябре 1992 года Центральный институт акушерства и гинекологии заказал Коммерческо-бла-го-творительному центру программу пренатального воспитания. Фирма «Нина-Благовест» (директор Н. А. Чичерина) предлагает программу пренатального центра, предполагается, что этот центр будет функционировать как отделение французской ANEP. Привлекательность его для населения состоит в том, что к участию привлекаются врачи. Рост массовости в сфере пренатального воспитания остро ставит проблему психолого-педагогической экспертизы и юстификации подобных инновационных проектов. Тем более, что при тиражировании, а также при перенесении опыта из другой культуры неизбежно происходит редукция личностного компонента в общности «будущая мать - пренатальный наставник». Период такого рода массовости еще не начался, но уже появились его признаки, например, союз с бюджетными структурами (женскими консультациями, Институтом акушерства и гинекологии, больницами и т. п.), отчуждение «педагогического коллектива» от воспитуемых в процессе работы, смещение акцента от изменения мировоззрения в самом процессе взаимоотношений к технологии воздействия, и главное, иерархическая модель, позиционное неравенство. (Позиционное неравенство отличается от ролевого, поскольку роль пренатального наставника еще не выкристаллизовалась, подобно роли учителя, она еще не обладает признаками роли,
усвоенными участниками воспитательного процесса, следовательно, на эту ролевую неопределенность будут мощно проецироваться все привычным отношения: «ребенок-родитель», «врач-пациент», «учитель-ученик». Для того чтобы сделать эти проекции осознанными и использовать их для осознания всеми участниками пренатальной общности своего опыта, необходима психотерапевтическая работа как с инструкторами, так и с беременными.) Если собственная позиция пренатального инструктора и педагога пренатального центра не рефлексируется, общность будет иметь тенденцию к регрессу, а не к развитию. Настало время тщательно готовить пре-натальных инструкторов, обеспечивать им доступ к научной информации и поддержку психологической науки.
Т. Саргунас, А. Саргунас
БЕСЕДЫ С И. ЧАРКОВСКИМ*
ПЕРВАЯ БЕСЕДА
Так получается, что в любой области, будь это искусство, техника и т.д., люди учатся на лучших образцах. Давайте посмотрим, что происходит с сенситивными людьми. Вот, например, моя первая жена была очень мнительная. Я как-то взял медицинскую энциклопедию и стал читать вслух, она вдруг говорит: «Ой! Здесь болит, ой, тут болит, и здесь, и тут». В общем, все что я зачитывал, все «болело». Потом я догадался через какое-то время и сказал себе «стоп». Я про себя читаю и спрашиваю: «А что еще болит?» И у нее начинает «болеть» все, то что в энциклопедии, т.е., она могла даже описывать историю развития этих «болезней». Вот, например, сенситив сидит перед больным человеком и «входит» в его состояние, и у сенситива начинает также «болеть» то, что и у больного, и, когда болезнь снимается у одного, автоматически проходит и у другого. Или же сенситив видит стрессовую ситуацию, которую этот человек пережил когда-то, например, кого-то били, кошку задавили машиной, ужас какой-то, тогда он понимает причину психической травмы, а следствие этого - болезнь. Все это приходиться «снимать». Теперь вот что получается, когда талантливые и восприимчивые, сенситивные юноши и девушки попадают, например, в медицинский институт, их сразу же заваливают патологией. У них еще не оформилось противоядие против патологической информации, а их уже учат патологии. Ко всему прочему, у них здоровье надорвано, экзамены ведь и т.д., надрывается и психика. Им ведь дают такой объем работы, который ни один нормальный человек выдержать не может. У них происходит энергетическое обе-
* Т. Саргунас, А. Саргунас. Аква. Беседы с И. Чарковским. - М. 1992.
сточивание, и далее они уже сами становятся распространителями патогенной заразы. Когда такие врачи смотрят беременную женщину, они видят заболевания, которые действительно могут начать развиваться, потому что они сами подвержены всем этим вещам. Они заранее программируют, планируют болезнь. Получаются страшные вещи, и волосы дыбом от этого становятся. Кстати, к этому я пришел не путем теоретических домыслов. Родителям же говорю, чтобы к врачам поменьше ходили, чтобы те не знали о Вас, ну если и знали, то так, потихоньку и боже упаси; чтобы ничего им не рассказывали, не показывали. Мне звонят порой и плачут, а я чувствую, что на ребенка навесили чужеродное поле, и когда оно снимается, ребенок сразу же перестает кашлять, орать и прочее. Я родителей ругаю и выясняется, что они были там-то, о том, о сем беседовали, то-то сказали и их здоровый ребенок контактировал с мамой, у которой больной ребенок. Такая мама страдает и мучается, и когда мать здорового ребенка рассказывает ей и показывает, что нужно делать, чтобы ребенок выздоровел, естественно, у той возникает инстинктивная зависть, разные ее оттенки, тут и начинается... У детей, особенно младенцев, очень незащищенное поле, они очень сильно подвержены таким воздействиям, мыслям, эмоциям, т.е. они сенситивны, и это я уже точно знаю. Кстати, их очень легко лечить, если иметь сильное и хорошее поле. Например, я просто «обрубаю» все эти связи, а родителям говорю, что все эти болезни -чушь собачья, что ребенок здоров, и тогда начинается закладка хорошей информации, и система начинает развиваться в нормальном направлении. Если мне доверяют мама и папа, я беру младенца и погружаю его в ледяную воду, в прорубь. Для многих это кажется совершенно невероятным, и, если ребенок после этого выздоравливает, то в дальнейшем начинают верить любому моему слову. На самом же деле, здесь никакого чуда нет.
Во что превратилась медицина? Огромная армия медработников учится на патологии, культивируя и развивая ее, и что с этим делать, неизвестно. Например, больница. Это не место для больного, и если туда положить человека еще более или менее здорового, то в больнице он начинает учиться
болеть. Режим там безобразный, и вместо того, чтобы культивировать двигательную активность, культивируется постельная пассивность. Если попадется среди врачей сострадательный и сенситивный человек, то он практически умертв-ляется очень быстро, или же черствеет.
В области педиатрии, врач посмотрел ребенка - «что-то, где-то там, вроде бы, неладно, давайте серию лекарств вгоним». Последствия такого «лечения» никого не волнуют. А я говорю: «Это живые люди, да Вы что, с ума сошли?». Телепатическое распространение этой патогенной заразы совершенно реально.
Теперь давайте посмотрим работу хороших сенситивов, которые действительно лечат. Они говорят, что это за ерунда такая, будете делать to-tq, то-то, тогда будете абсолютно здоровы. Если есть нарушения в поведении, обязательно скажут. Эти сильные люди снимают первопричины болезней, и здесь, действительно, идут чудеса. С младенцами дело обстоит гораздо проще. Как правило, очень трудно работать не с ребенком, а с родителями, и часто мешают выздоровлению именно они.
- Часто родители неграмотны - они сами не воспитаны?
Марковский. Неграмотны, это еще ничего, а вот когда очень грамотные, например, медики, тогда совсем плохо. Потому что они уже выучили и знают кучу разновидностей заболеваний, и какие «ужасы» ожидаются. И вот эти «ужасы» начинают интенсивно работать, и ребенок всему этому обучается, как у заик учатся заикаться, также и ребенок в обществе профессоров медицины... Конечно, есть исключения. Например, Бехтерев был могучий мужик, который ликвидировал многие первопричины болезней просто своим присутствием. Сейчас я расскажу историю. Так вот, к нам пришла соседка, ребенок у нее стал мочиться в детском саду. Мальчишкам скучно, вот они и бегали в тихий час в туалет, мол, можно пойти, и тут ничего не сделаешь. Воспитательницам в конечном счете надоело все это, и они говорят: «Мы Вам сейчас поза-шиваем эти дела». Понимаете? А девочке захотелось по-настоящему, но она уже боится. Я смотрю эту девочку и вижу яркий образ, что такое, даже передернуло, что все у нее там- нитками перешито вдоль и поперек. Потом, в ре-
зультате подобного страха уже идет нарушение функций мочевого пузыря и т.д. Женщины вообще сенситивны, особенно в период беременности. Если она что-то услышала, какую-то информацию, раз! - и на себя это наложила и «отрабатывает». Поэтому-то роддом в современном состоянии является источником смертельной опасности для женщин, особенно сенситивных, потому что они легко внушаемы, открыты. Там лежат и бабы, которым на все и на всех наплевать, такая заложила себе за воротник и будет с трупами рожать, наплевать. Есть и тонкие, здесь уже другое дело. Теперь о детях. Наташа, например, рассказывала, что ребенок боялся родиться, потому что боялся женщины «с черными глазами», однако эта женщина не принимала роды, а была старшей в обслуживающем медперсонале. Наташа почувствовала, что ребенок упирается и не хочет рождаться, а на него жмут со всей силой. Одним словом, постановка медицинской практики должна подвергнуться резкой критике, и нужно искать выход из тупика.
Теперь о спорте. В спорте имеются образцы для подражания. Один что-то толкнул, другой кого-то ударил, бросил, третий сколько-то пробежал, то есть, существует модель, по которой можно строить себя, и такая модель реально работает. Множество людей, которые раньше мало,что могли делать, вдруг начинают бегать. Старики бегают, те, которые ходить не могли, а теперь по 10 километров пробегают. Почему? Потому что все бегут, создается мощное общее биополе, они к нему подключаются, потом опыт этот переносят в повседневную жизнь, и организм переходит на более высокий уровень.
С младенцами получаются такие же чудеса. Сначала я брал в высшей степени развитых младенцев, хорошо тренированных. Потом добивался максимального проявления их возможностей, далее по их примеру, по отснятым кинофильмам, обучал других. Родителям говорил, что у них точно такие же дети, хотя, конечно, такого исходного уровня другие дети не имели, но, тем не менее, получались чудеса. Почему? Потому что у младенцев такие мощные резервные возможности, что даже обыкновенные дети подтягивались до уровня хорошо тренированных детей, потому что женщины в период
беременности видели крепких, здоровых детей и ориентировались именно на них.
Например, женщина не знала, что у нее дела, конечно, хуже, более того, что она «ни в какие ворота не лезет», но, по своей «безграмотности и невежеству», в отличие от профессора педиатрии, который знал, что дети это делать не могут, и делать это нельзя, воспринимала все как норму. Женщина начинала работать, тренироваться и у нее все получалось, отсюда пришло открытие внутриутробного психического тренажа. То есть, младенец, который там еще сидел, в утробе, уже знал, к чему готовиться, потому что женщина полностью включилась в эту программу, и ребенок сразу же выходил на определенный уровень.
Теперь относительно родовой деятельности. Необходимо выбрать женщин, которые смогли бы продемонстрировать образцовые роды, чтобы это все красиво и правдиво заснять на киноленту. Больше того, на первых порах можно это даже немножко улучшить с помощью искусства кино и т.д., для того, чтобы дать идеальную модель, программу, которая должна быть нормой, к которой нужно стремиться. Ведь женщине на самом деле, не нужно знать никаких патологий, ей это не пригодится, кино же имеет огромную силу. В дальнейшем можно показать следствия таких программ, т.е. ребенок будет сильный и красивый, потому что мама в период беременности занималась правильными движениями, дыханием и т.д., и вследствие таких тренировок создала такого ребенка. Здесь не открывается чего-то такого нового, все давно уже найдено, и эти программы уже сейчас работают практически. Уже много женщин, которые родили, так сказать, «по кинофильмам». Например, муж никогда в родах не принимал участие, вообще о родах ничего не знал и был художником или музыкантом, и тем не менее успешно принимал роды у своей жены. Вследствие этого ребенок родился без стрессов, это видно, он хорошо раскрыт.
- Что подразумевается под словом «раскрыт»?
Марковский. Когда берешь его в руки, а он измученный, или, например, когда ребенок спит, и «весь мир его» или наоборот, он забитый, напряженный. При погружениях
под воду эта тоже хорошо видно. Это чувствуется сразу, хотят трудноописуемо, трудно подбирать терминологию.
Так вот, одна семья, они этнографы, занималась усиленно дыханием, для родов подобрали определенную музыку с определенной ритмикой, очень интересной. У них ребенок ногами выходит. Муж принял его, развернул как надо, даже травм никаких не было.
- Они рожали в воде?
Чарковский.Да. Об этом случае мне сообщили потом, я их не знал. Они как-то были на моей лекции и видели фильмы о родах в воде. Там ведь все так просто, что даже акушерка ничего не делает, дети сами рождаются.
- Акушерки и так ничего не делают.
Чарковский.Нет, почему же, они мешают иногда, например, при нормальных родах. Важно то, что женщина в воде может принять любую позу. Когда у Вас начинает болеть зуб, Вы начинаете бегать, искать что-то, и здесь женщина инстинктивно, находит удобную позу, нагнется туда, руки так, ноги сюда. Случалось, когда женщина рожает в воде, а ей предлагали покинуть аквариум. Попробовала и сразу же «ой-ой» - обратно в воду, в воде, без всяких объяснений, просто лучше. У меня такие случаи были, например, был и глубокий аквариум с теплой водой, высотой где-то метр двадцать, кажется.
- Вы говорите, «был»?
Чарковский.Утащили его. Так вот, когда женщина покидала аквариум, схватки становились болезненнее. Буквально, минуты три побыла «на суше» и сразу обратно, потому что боль снимается значительно, то есть, схватки в воде значительно менее болезненны.
ВТОРАЯ БЕСЕДА
Окружающая действительность, школьные занятия, кружки всякие, так сказать, вся эта бестолковая суета очень сильно мешают развитию детей. Для сенситивных детей, естественно, общество должно создавать такие же условия, как скажем, для музыкантов, для каких-то философов и т.д., с тем чтобы этим детям общество не мешало в развитии сен-
ситивных способностей, ведь наши школы и университеты, они практически уничтожают эти способности, а не развивают их. Вот такая социальная проблема существует для детей, рождающихся под водой, и ее нужно обозначить.
Удивительно, что такие дети контактируют не только с дельфинами, китами, но у них очень сильные контакты и с птичками, с насекомыми, с цветами, с деревьями и т.д. То есть, эти рождающиеся существа очень сильно чувствуют окружающий мир, они чувствуют, когда совершаются какие-то злодеяния против Земли-планеты, и, конечно, болезненно реагируют.
Теперь мы можем перескочить на диагностику. Вот эти дети, скорее еще внутриутробные плоды, информируют будущую мать о каких-то несчастьях, которые случаются, например, с дельфинами. Таких случаев очень много. В какой-то период времени ребенок начинает чувствовать, и тогда мать через него начинает видеть. Конкретный случай: какое-то судно отлавливает дельфинов (их отлавливают с нехорошими целями), просто люди, которые это делают, делают не то, что нужно. И вот группа дельфинов попадает в сеть, и мать, которая медитирует, начинает это видеть. А сигнал дал плод, и она это знает, потому что с ним общается. Тогда она звонит отцу, и они думают; что же сделать. И тогда она видит это судно, которым управляет один человек, и в какой-то момент она воздействует на него так, что он немного теряет сознание и освобождает цепь, этот трос, и дельфины в этот проход выходят. Причем отец может это не видеть, но он обладает большей энергетикой, а управляют им плод и мать.
Скажем, есть такие случаи. Вот эта женщина рожала в воде. Они художники и, кстати сказать, они помогали Дже-ри, они видели все это, в Ленинграде это было. Они очень активно помогают развитию таких способностей. Так вот мама рассматривает различные картины, и в какой-то момент она чувствует, что рассматривает уже не сама, а в зависимости от того, что хочет ее будущий ребенок. Вот она останавливает внимание на египетских пирамидах, и ребенок может полчаса, час тихонько «сидеть». А когда, например, она
смотрит современную живопись, то он бунтует, ему она не нравится. Или этот плод в какой-то момент...
- Простите, я не понял. В это время кончаются шевеления? Марковский. Тут даже не шевеления. Мать практически его видит и чувствует его состояние. Я тут должен сказать, что большинство родителей, дети которых занимаются такими делами, не хотят, чтобы их имена были широко известны, потому что это создает на какой-то период сложность, даже большую опасность.
Вот еще один случай с этой же семьей. Однажды отец идет домой (очень много таких случаев), вдруг возвращается и поворачивает за угол, не зная почему (здесь идет влияние плода), видит: цветы продают. Покупает хризантемы и приносит их домой. Когда он их принес, мама говорит, что хотела как раз позвонить, чтобы он купил хризантемы, потому что ребенок хочет, чтобы были хризантемы. Он ставит их в вазочку, и... плод наслаждается цветами. То есть, практически, он управлял поведением отца таким образом.
Есть еще девочка, которая родилась тоже в воде, ей сейчас 4 годика, и мы ее назовем, например, Маша, тогда ей было 2 годика, а ее братику 7-9 лет. Братику не разрешали ходить через улицу. И вот сидит Маша и сообщает: «Сережа пошел к Володе». Значит, Сереже будет нагоняй, потому что Володя живет через улицу, потому что ему запрещено туда одному ходить. Или скажем, Маша с мамой едут домой, ей здесь уже 2 с половиной годика, она и говорит: «А бабушка уже приехала». Как раз в это время мама думает: «Хорошо бы приехала бабушка, чтобы мы успели телевизор посмотреть или что-нибудь еще там». Машенька телепатически улавливает мысли. Есть еще дети, рожденные под водой, и они, будучи постарше, бывают обычно возмущены, почему мама говорит им два раза одно и тоже, то есть мама сначала подумала о чем-то (ребенок уже «слышит»), а через некоторое время она уже говорит. Но с возрастом эта система перестает работать, и механизм отключается.
То есть, я хочу сказать, что современное образование мешает развитию таких парапсихических способностей. Да, кстати сказать, мама этой девочки недавно звонит вся в слезах и говорит, что ее ребенка в детском саду считают ненор-
мальным, потому что она, Машенька, практически ни с кем не разговаривает, отворачивается от воспитателей, они ей просто не нравятся, или она не знает, о чем с ними можно разговаривать, потому что она видит, что там нет никакого содержания. Сложностей с такими детьми много.
Эти дети не только родились в воду, но и научились под водой задерживать дыхание на 1,5-2 минуты, кто и побольше, т.е. овладевают дыханием, пранаямой. Нужно сказать о тренировках таких детей. Если мама во время беременности занимается задержками дыхания, то она уже рождает натренированного ребенка, и далее после рождения тренировки должны продолжаться. Ребенок должен научиться нырять и сосать под водой. Для того, чтобы мама была готова к этому, она должна во время беременности четко представлять, как ребенок после рождения может ее сосать под водой, больше того, она должна сама нырять и сосать под водой соску, да-да, совершать сосательные движения под водой. Можно сосать молоко, соки, тогда ребенок в утробе поймет, что это можно делать. Такая внутриутробная тренировка имеет огромное значение, ведь в зависимости от того как мать настроена и какое дала ему образование, ребенок легко или более трудно входит в эту методику. Причем нужно знать, что это делается не только для физкультуры, но и для раскрытия внутреннего видения, «третьего глаза», т.е. тех способностей, которые сейчас называются «паранормальными». Тренировку можно осуществлять и с помощью тренажеров, которые, я надеюсь, будут в ближайшее время изобретены. К настоящему времени эти тренажеры не изобретены лишь потому, что человек, например, не изобретает специальных скороварок, чтобы жарить тараканов. Многие не понимают необходимость тренировать детей по данной методике. Мы изобретаем всевозможную ерунду, а такие вот нужные вещи почему-то не делаем. Такие тренажеры, все-таки, необходимы, но их нужно сочетать с духовным развитием, с пониманием подсознательных моментов, с желанием человека плавать и задерживать дыхание.
Есть самые элементарные вещи. Допустим, сначала новорожденный плавает при поддержке кругами по ванне. В определенном месте закрепляем душик, из которого льется
водичк