Санитарно-противоэпидемический режим ЛПУ.

1.Профилактика внутрибольничной инфекции:

- проведение влажной уборки палат не менее 2-х раз в день с дезрастворами;

- проветривание помещений не менее 3-х раз, кварцевание палат не менее 1раз в день;

- своевременное проведение генеральной уборки – процедурный кабинет 1 раз в 7 дней, палаты 1раз в месяц;

- при поступлении – осмотр пациентов на педикулез и чесотку, проведение санитарной обработки пациентов;

- проведение гигиенических ванн со сменой нательного и постельного белья 1 раз в 7-10 дней;

- необходимо уделять внимание на освещение палат (прямые солнечные лучи обладают бактерицидным действием), на вентиляцию через окна или фрамуги (уменьшается бактериальная загрязненность палат), на отопление (оптимальная температура в помещениях зимнее время должна быть + 20 градусов С, а в летнее время 23-24 градуса С);

- следить за соблюдением санитарных норм в столовой, ванной, клизменной, туалете;

- соблюдать правила дезинфекции медицинских инструментов, предметов ухода за пациентом согласно приказу №408;

- медицинские работники своевременно должны проходить медицинский осмотр;

- медицинский персонал не должен, выходить за территорию больницы в спецодежде;

- медицинский персонал должен использовать спецодежду – халат, шапочку, респиратор, очки, перчатки, сменную кожаную обувь.

2.Предупреждение распространения инфекции на территории больницы:

- территория больницы должна быть огорожена;

- дорожки заасфальтированы и очищены;

- контейнеры для мусора должны стоять на забетонированной площадке вдали от лечебных корпусов, иметь крышки;

- пациенты не должны выходить за территорию больницы.

Лечебно-охранительный режим

1. Щажение психики пациента:

- помогать пациенту адаптироваться в новой для него обстановке;

- поддерживать благоприятную психологическую обстановку в палате;

- создавать уют в палате (светлые стены, портьеры, поддерживание чистоты);

- своевременно гасить вечером свет, отключать радио, телевизор, использовать для выполнения вечерних (ночных) процедур настольные лампы (бра);

- своевременно приглашать сантехника для ремонта – крана, столяра – чтобы двери не хлопали и не скрипели;

- запрещать санитарке выполнять какую-либо работу в палате во время отдыха пациентов.

2. Своевременное выполнение всех лечебных процедур.

Контроль за санитарным состоянием

Тумбочек и холодильников

Цель:профилактика внутрибольничной инфекции.

Ежедневно медицинская сестра проверяет санитарное состояние тумбочек и их содержимое (разрешается хранить: мыло, зубную щетку, пасту, расческу, журналы, газеты, конфеты и печенье в упаковке).

Влажная уборка тумбочек проводится ежедневно 1% раствором хлорамина.

Фрукты и скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике.

Время хранения свежих молочных продуктов при температуре от +2 до +6 градусов: молоко- 1 сутки, творог – 36 часов, сметана – 72 часа, кефир первые сутки - это слабый кефир, вторые сутки – средний и третьи сутки – это крепкий кефир.

На упаковке продукта должна быть указана дата помещения его в холодильник и подписана фамилия пациента. Нельзя хранить в холодильнике консервированные мясные и рыбные продукты.

Влажная уборка холодильника проводится 1 раз в неделю 1% раствором хлорамина.

Приготовление постели

Цель: создание комфортного положения в постели.

Для пациента, находящегося на общем режиме:

- матрац без бугров;

- простынь;

- одеяло, пододеяльник;

- подушка перовая, наволочка.

Для пациента, находящегося на постельном режиме:

- матрац без бугров;

- простынь без швов и заплаток;

- на простынь – клеенку и пеленку;

- одеяло, пододеяльник;

- подушка перовая, наволочка.

Для пациентов с недержанием мочи и кала:

- матрац без бугров, покрытый весь клеенкой;

- простынь, клеенка и пеленка;

- одеяло, пододеяльник;

- подушка перовая, наволочка.

Смена постельного и нательного белья

Тяжелобольному пациенту

Цель:создание комфортного положения пациенту.

Оснащение:

- пододеяльник;

- простынь;

- наволочка;

- перчатки;

- чистое нательное белье;

- клеенчатый мешок для грязного белья.

А. «Продольным» способом

Подготовка к процедуре:

- вымойте руки, наденьте перчатки;

- объясните пациенту цель и ход процедуры;

- получите его согласие на процедуру;

- смените пододеяльник и наволочку, положите на стул;

- чистую простынь сверните как трубочку по долевой стороне до середины.

Выполнение процедуры:

- поверните пациента на бок, скатайте грязную простыню до спины пациента;

- на освободившуюся часть кровати расстелите чистую простынь, свободный конец заправьте под матрац;

- поверните пациента на чистый край постели;

- уберите грязную простыню, а на ее место расправьте чистую;

- уложите пациента в исходное положение, положите подушку, укройте пациента;

- снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание. Этот способ применяется в том случае, если пациенту разрешено поворачиваться в постели, то есть при постельном режиме.

Б. «Поперечным» способом

Подготовка пациента:

- вымойте руки, наденьте перчатки;

- объясните цель и ход процедуры;

- получите согласие на процедуру;

- чистую простыню сверните в поперечном направлении;

- смените пододеяльник и наволочку, положите их на стул.

Выполнение процедуры:

- приподнимите верхнюю часть туловища пациента и скатайте грязную простынь к пояснице пациента, а на освободившееся место положите чистую простынь;

- положите подушку, опустите пациента;

- приподнимите область таза, а затем нижние конечности пациента, уберите грязную простынь, расправьте чистую;

- опустите пациента, заправьте края простыни под матрац;

- укройте пациента.

Примечание. Если пациент находится на строго постельном режиме, то медработники работают бригадой, поднимая его на руках, а свободная медсестра меняет простыню.

Завершение процедуры:

- сложите грязное белье в специальный мешок (грязное белье нельзя прижимать к себе, необходимо держать его на вытянутой руке);

- отнесите в комнату, где хранится грязное белье до отправки его в прачечную;

- снимите перчатки, вымойте руки.

В. Смена нательного белья

Подготовка к процедуре:

- вымойте руки, наденьте перчатки;

- объясните пациенту цель, ход процедуры и получите согласие.

Выполнение процедуры:

- приподнимите верхнюю половину туловища пациента (если его нельзя приподнимать, то подведите руки под крестец пациента и немного приподнимите, а вторая санитарка должна захватить край рубашки);

- осторожно скатайте грязную рубашку до затылка;

- снимите рубашку через голову, затем освободите руки (если одна рука травмирована, то снимите рубашку сначала со здоровой, а затем с больной руки);

- наденьте чистую рубашку (все действия совершайте в обратном порядке);

- расправьте рубашку под пациентом;

- уложите в исходное положение;

- укройте пациента.

Завершение процедуры:

- положите грязную рубашку в клеенчатый мешок, отнесите в специальную комнату;

- снимите перчатки, вымойте руки.

Наши рекомендации