Обязанности медицинской сестры отделения
1. Постовая медсестра отделения регистрирует поступившего из приемного отделения пациента (журнал движения больных, алфавитный журнал, температурный лист, лист назначения, журнал обследований), знакомит пациента с отделением, проводит антропометрию, провожает пациента в палату, (санитарка должна заправить постель чистым бельём).
2. Следит за чистотой и порядком в палатах, регулярностью их проветривания, за соблюдением пациентами правил личной гигиены, своевременной сменой постельного и нательного белья.
3. Выполняет все врачебные назначения.
4. Участвует во врачебном обходе.
5. Оказывает в экстренных случаях доврачебную помощь.
6. Контролирует работу санитарки.
7. Ведет постовую документацию.
8. Осуществляет сестринский процесс.
Обязанности сестры-хозяйки отделения
На должность сестры-хозяйки назначается лицо, имеющее общее или специальное среднее образование. Подчиняется она старшей медсестре и заведующему отделения. Руководит работой палатных санитарок и уборщиц, следит за чистотой и порядком в помещениях. Обеспечивает отделение мягким и жестким инвентарем, спецодеждой, предметами гигиены, канцелярскими принадлежностями, моющими, чистящими и дезинфицирующими средствами.
Обеспечивает пациентов постельным и нательным бельем. Проводит смену халатов и полотенец сотрудникам согласно требованиям по соблюдению эпидемического режима. Составляет заявки на ремонт помещений, оборудования, инвентаря и контролирует его проведение. Обеспечивает блок питания оборудованием, посудой, следит за правильной их маркировкой и использованием, за уборкой холодильников, тумбочек. Ведет учетно-отчетную документацию.
Сестра-хозяйка приемного покоя принимает на хранение одежду пациентов. Хранит её и выдает по требованию, согласно выписанным документам (опись сданных на хранение вещей, паспорт или врачебную выписку).
Сестра-хозяйка должна знать: сроки годности используемого в учреждении белья и другого мягкого инвентаря, сроки и методы санитарной обработки инвентаря, условия хранения и эксплуатации инвентаря, формы учетно-отчетной документации и правильность их заполнения, правила соблюдения санитарно-гигиенического режима в отделении.
Оснащение кабинета сестры-хозяйки
1. Чистая бельевая – для хранения чистого белья.
2. Грязная бельевая – для хранения грязного белья.
3. Стол письменный – для заполнения документации.
4. Доска гладильная – для глажения белья.
5. Стиральная машинка – для стирки медицинских костюмов.
6. Утюг.
7. Журнал учета мягкого инвентаря.
8. Журнал учета твердого инвентаря.
Обязанности буфетчицы
1. Получение продуктов питания и пищи из пищеблока и правильная доставка их для раздачи в отделение.
2. Непосредственная раздача пищи и продуктов пациентам, согласно предписанным врачом диетам с соблюдением правильного порционирования и эстетического вида пищи.
3. Точное знание количества, состава диет отделения, количество пациентов к часу раздачи пищи.
4. Подогрев и раздача пищи пациентам, которые в часы раздачи пищи находились на исследованиях, процедурах (хранение пищи после приготовления разрешается не более 2 часов).
5. Получение сухого завтрака (масло, чай, сахар) в продовольственном складе в определенное отделению время, дополучение на вновь поступивших пациентов.
6. Приготовление чая, других напитков, несложных блюд (яйца всмятку).
7. Сбор использованной посуды.
8. Сбор, правильное хранение, своевременный вынос пищевых отходов из помещения в специально отведенное место.
9. Дезинфекция, мытье, просушка, хранение посуды для кормления в соответствии с действующими правилами.
10. Обеспечение, через сестру-хозяйку, необходимым количеством посуды для кормления пациентов (из расчета 1 комплект на 1 пациента), наличие посуды, соответствующей требованиям санэпидрежима (без надколов, без трещин, ржавчины).
11. Регулярное проведение маркировки на посуде, емкостях для уборки, наличие крышек на емкостях.
12. Наличие уровней в ёмкостях для дезинфекции и мытья, мерной посуды для дезинфицирующих моющих растворов.
13. Правильная дезинфекция посуды, инвентаря, ветоши, столов, холодильников.
14. Развеска сахара, масла каждому пациенту на весах, разноска по палатам и в столовую в индивидуальных тарелочках.
15. Подогрев завтрака и разноска чая по палатам тяжелобольным пациентам.
16. Влажная уборка раздаточной столовой после каждого приема пищи (в специальной одежде).
17. Генеральная уборка раздаточной столовой (1 раз в неделю).
18. Выделение отдельной посуды для пациентов с выявленным инфекционным заболеванием.
19. Личная роспись за полученную пищу в раздаточной ведомости.
20. Обследование состояния здоровья, для разрешения допуска к работе в данной должности (плановое). Санитарная книжка хранится в раздаточной.
21. Буфетчица должна быть опрятной, одетой в соответствии с требованиями эстетики и санэпидрежима. Для транспортировки пищи, раздачи, уборки помещения иметь разную одежду.
22. Должна быть вежлива и тактична с пациентами.
23. Соблюдать правила личной гигиены, коротко стричь ногти, не вносить в помещение раздаточной посторонние предметы, личную одежду, не разрешать находиться в раздаточной посторонним лицам, перед туалетом снимать спецодежду.
Устройство поста медсестры
Пост медсестры организуется таким образом, чтобы медсестре были видны все палаты
Оснащение | Обоснование |
Стол с запирающимися ящиками | Для хранения документаций |
Шкаф | Для хранения лекарственных средств, перевязочного материала, предметов ухода |
Вращающее кресло | Для соблюдения правильной биомеханики тела медсестры |
Сейф | Для хранения лекарственных средств списка «А» и «В» |
Холодильник | Для хранения скоропортящихся лекарственных средств |
Передвижной столик | Для раздачи лекарственных средств |
Световое табло или звонок | Для связи с тяжелобольным пациентом |
Весы, ростомер | Для антропометрии пациентов |
Кушетка | Для оказания экстренной помощи |
Телефон | Для связи с другими отделениями, лабораториями |
Настольная лампа |
Для обеспечения нормальной работы на посту должны быть:
· Таблицы неотложной помощи при терминальных состояниях;
· Таблица разовых и суточных доз ядовитых и сильнодействующих средств;
· Таблица совместимости лекарственных средств;
· Перечень срока хранения основных лекарственных средств;
· Инструкция по обработке инструментария;
· Инструкция по приготовлению, применению и хранению дезинфицирующих веществ;
· Методические рекомендации по забору биологических сред от больного на лабораторное исследование
· Список сотрудников, их адреса и номера домашних телефонов;
· Перечень функциональных обязанностей палатной и младшей медсестры.
Прием и сдача дежурства
Оснащение:
- журнал передачи дежурства.
Подготовка к процедуре:
- проверьте наличие всей документации;
- заполните журнал передачи дежурств.
При заполнении журнала передачи дежурств выделяют три части.
В первой части отмечаются ФИО пациентов, обратившихся за помощью (например, с головной болью, температурой), указывается, что сделано пациенту и результаты оказанной помощи.
Во второй части отмечаются пациенты, которые готовятся к каким-либо исследованиям или продолжают сбор биологической жидкости (например, моча по Зимницкому, мокрота за сутки), а также разовые назначения врача.
В третьей части фиксируется количество инструментов, подлежащих количественному учету.
Выполнение процедуры:
- вместе с принимающей дежурство медсестрой совершите обход палат, обратив внимание на чистоту помещений, количество больных и их внешний вид;
- принимающая медсестра должна принять лекарственные препараты списков «А» и «Б», медицинскую документацию, инструментарий и расписаться в журнале сдачи дежурств;
- обе медсестры принимают участие во врачебной планерке.