Злокачественные опухоли гортани.
Из злокачественных новообразований гортани на первом месте стоит рак (cancer laryngis).
По гистологическому строению в гортани более чем в 97% бывает плоскоклеточный рак с ороговением или без него (М. И. Светлаков); встречается также базальноклеточный, солидный рак и аденокарцинома. Особого значения для прогноза это не имеет.
Рак гортани поражает преимущественно мужчин в возрасте от 40 до 70 лет: на 100 мужчин приходится 8 женщин.
В этиологии рака известное значение придают ряду заболеваний гортани, которые называют предраковыми. К ним относятся: папиллома, длительно существующая; лейкоплакия слизистой оболочки и дискератозы ее; пахидермия; фиброма на широком основании; бранхиогенные и другого происхождения кисты гортанных желудочков; хронические воспалительные процессы, не уступающие лечению, обусловленные сифилисом, алкоголизмом, курением. Наиболее достоверным является озлокачествление папиллом. Так, И. А. Вознесенская у 5 из 147 больных папилломатозом обнаружила переход папилломы в рак.
Промежуточной формой между предраковыми заболеваниями и раком ряд авторов считает так называемый «рак на месте». Это понятие, по крайней мере в отношении гортани, гистопатологическое, патогномоничных клинических признаков при нем нет. При гистологическом исследовании в эпителии находят такие же внутриклеточные изменения, как и при раке, но без нарушения целостности базальной мембраны, т. е. здесь нет инфильтрирующего роста. В противоположность вышеперечисленным заболеваниям «рак на месте» относят к облигатному предраку, удаляют через ларингофиссуру или предпринимают частичную резекцию гортани и последующую лучевую терапию (М. И. Светлаков).
Отечественная классификация рака гортани учитывает локализацию и стадию опухоли. Это диктуется особенностями течения ее в зависимости от места поражения, что в свою очередь объясняется анатомической структурой гортани, в частности лимфатической системой ее.
I стадия. Опухоль или язва, ограниченная слизистой оболочкой и подслизистым слоем и не распространяющаяся за пределы одного отдела гортани.
II стадия. Опухоль или язва, также ограниченная слизистой и подслизистым слоем, занимает целиком какой-либо отдел гортани, но не выходит за его пределы. Подвижность гортани сохранена. В регионарных зонах метастазы не определяются.
III стадия:
а) опухоль переходит на подлежащие ткани, вызывая неподвижность соответствующей половины гортани, но не выходит за пределы какого-либо одного ее отдела;
б) опухоль распространяется на соседние отделы гортани. Наличие единичных или множественных подвижных регионарных метастазов или одиночного ограниченно подвижного метастаза.
IV стадия:
а) обширная опухоль, занимающая большую часть гортани с инфильтрацией подлежащих тканей;
б) опухоль, прорастающая в соседние органы; в) неподвижные метастазы в лимфатических узлах шеи;
г) опухоль любого размера при наличии отдаленных метастазов.
Симптоматология при раке гортани зависит от стадии и локализации его. Опухоль на надгортаннике или на ложных голосовых связках может долго ничем себя не проявлять, оставаться для больного незамеченной. Наоборот, при локализации на истинных голосовых связках очень рано нарушается голосообразование: вначале изменяется тембр голоса, он становится грубоватым, а затем появляется хрипота. Хрипота чаще всего и заставляет больного обратиться к врачу. В дальнейшем, по мере роста опухоли, хрипота усиливается, больной может говорить только шепотом. Наряду с этим развивается другой симптом — одышка. В запущенных стадиях появляются боли при глотании.
Таким образом, наиболее ранним симптомом при раке гортани чаще всего является хрипота. Так как этот симптом бывает и при многих других заболеваниях гортани, то выяснение причины хрипоты возможно только путем ларингоскопии.
Ларингоскопия, в особенности при локализации новообразования на истинной голосовой связке, позволяет установить наличие опухоли даже в тех случаях, когда размеры ее не больше мелкой горошины. Таким путем обеспечивается выполнение главнейшего условия по борьбе с раковым процессом — ранняя диагностика. В этих случаях на одной из истинных голосовых связок, чаще всего на середине ее, заметно утолщение, которое часто выступает в просвет голосовой щели (экзофитный рост). Основание опухоли шире, чем верхушка. Это обстоятельство имеет очень большое диагностическое значение. Также важно ограничение подвижности голосовой связки, зависящее от раковой инфильтрации внутренней голосовой мышцы. Оно появляется особенно быстро при эндофитном росте новообразования. Эти два признака — широкое основание опухоли и ограничение подвижности связки — со значительной долей вероятности позволяют заподозрить злокачественное новообразование гортани, диктуют необходимость неослабного наблюдения за больным и гистологического исследования опухоли. Еще до ограничения подвижности гортани с помощью стробоскопии можно выявить нарушение вибрации истинной голосовой связки. М. И. Светлаков считает, что этот метод исследования должен широко применяться при профилактических осмотрах населения.
Рак гортани другой локализации имеет менее характерные симптомы и в ранней стадии диагностируется труднее. При возникновении опухоли на ложной голосовой связке ларингоскопические данные бывают разными. Если он развивается из эпителия верхней поверхности связки, то вначале она оказывается шире, чем другая, и прикрывает большую (по сравнению с нормой) часть истинной голосовой связки. По мере роста опухоли поверхность ложной связки становится бугристой, покрывающая ее слизистая оболочка окрашивается более интенсивно, границы опухолевой инфильтрации делаются нерезкими (рис. 222). В дальнейшем опухоль занимает всю ложную связку, переходит на гортанную поверхность надгортанника и черпало-надгортанную складку, изъязвляется (рис. 223). Если опухоль растет с нижней, обращенной в морганиёв желудочек поверхности ложной связки, то обнаруживается равномерная припухлость связки, покрытая неизменной слизистой оболочкой (П. А. Карпов). Всякая односторонняя ограниченная припухлость ложной голосовой связки при отсутствии воспалительных явлений должна будить подозрение на злокачественное новообразование. Последнее относится и к опухоли, растущей из морганиева желудочка, которая может быть принята за одностороннее выпадение (пролапс) слизистой оболочки.
При раке гортани применяется комбинированное (последовательное) лечение: лучевая терапия и оперативное вмешательство. По вопросу о том, следует ли производить облучение до или после операции, нет единства мнений. Здесь, как и при всяком другом заболевании, возможен индивидуальный подход. Рак гортани различной локализации отличается некоторыми особенностями, обусловленными анатомическим строением гортани. Вестибулярный отдел гортани богат лимфатическими сосудами и связями с соседними отделами глотки и шеи. Вследствие этого начавшаяся здесь опухоль растет быстро и относительно рано дает метастазы в регионарные лимфоузлы и в другие области, смежные с гортанью и находящиеся далеко от нее. Лимфатическая система нижнего отдела гортани связана с преднадгортанными, предтрахеальными и паратрахеальными лимфоузлами, но, так как в этом отделе много коллагеновых волокон, рак этой локализации малочувствителен к облучению. Средний этаж гортани характеризуется немногочисленностью и малым калибром лимфатических сосудов. Этим объясняется сравнительно позднее и не столь частое метастазирование и достаточная радиочувствительность располагающейся здесь опухоли.
Больной раком гортани после проведенного лечения длительное время остается под наблюдением врача. Излеченным его можно считать не ранее чем спустя пять лет после операции, хотя возврат заболевания не исключается и после этого срока. Работоспособность ларингоэктомированных полностью не утрачивается. В отдельных случаях они после лечения несут прежнюю работу, даже педагогическую. Для речи такой человек пользуется глоточным и пищеводным воздухом. К обучению речи приступают вскоре после операции. Проводить его лучше в специальном логопедическом кабинете. Имеющиеся аппараты для голосообразования мало удовлетворяют больных.
Профилактика рака гортани заключается в предупреждении хронических ларингитов. Правильное физическое воспитание и закаливание организма, предупреждение простуды, устранение пыли на работе и в быту сохраняют здесь свое значение. Особое внимание должно быть обращено на радикальное удаление доброкачественных новообразований, в первую очередь папиллом гортани, которые могут озлокачествляться и с полным основанием относятся к предраковым заболеваниям.
Туберкулёз гортани.
Поражение гортани — наиболее частое и тяжелое проявление туберкулеза в верхних дыхательных путях.
Первичный туберкулез гортани бывает настолько редко, что с ним практически считаться не приходится. Это, как правило, осложнение легочного процесса. Однако в отдельных случаях оно приобретает очень большое значение. Обусловленная туберкулезным поражением гортани дисфагия лишает больного возможности питаться и тем ухудшает его состояние. Нарушение голосовой функции резко отрицательно отражается на психике больного, а состояние психики, как хорошо известно, оказывает большое влияние на течение соматических заболеваний.
Туберкулез гортани осложняет туберкулез легких, по разным статистикам, в 8—30% случаев, обычно у людей в цветущем возрасте — от 20 до 40 лет. Мужчины болеют туберкулезом гортани чаще, чем женщины, что можно поставить в связь с работой в пыльной обстановке, с большой голосовой нагрузкой у мужчин, а также с курением и употреблением спиртных напитков.
Больные часто обращаются к врачу с вопросом о том, может ли катар гортани перейти в туберкулез. На этот вопрос следует ответить отрицательно, однако полностью исключить роль хронического катара в возникновении туберкулеза гортани у легочно туберкулезного больного нельзя. При катаре гортани образуются микроскопические щели между клетками эпителия вследствие миграции лейкоцитов.
Через эти щели могут внедряться бациллы Коха и вызывать туберкулезный процесс в гортани.
Чаще всего заражение гортани происходит спутогенно, т. е. через мокроту. Мокрота, приставшая к стенкам гортани, приводит к мацерации слизистой оболочки. Нарушению целости последней способствует кашель. Не исключается также лимфогенный путь заражения гортани; гематогенный путь редок.
Различают следующие патоморфологические формы туберкулеза гортани: а) инфильтрат, б) язву и в) перихондрит.
Инфильтрат представляет собою скопление в субэпителиальной ткани туберкулезных бугорков, состоящих из эпителиоидных и лимфоидных гигантских клеток с круглоклеточной инфильтрацией и отеком вокруг. При выраженной резистентности организма вокруг бугорка разрастается соединительная ткань, которая, в отличие от того, что происходит в легком, не подвергается склерозированию, а имеет наклонность к дальнейшему развитию — возникает опухолевидное образование специфического характера. Процесс распространяется в подэпителиальной ткани диффузно, захватывая железы. Так бывает при хорошем иммуно-биологическом состоянии организма; клинически при этом отмечается доброкачественное течение болезни.
Если в результате продолжающегося действия туберкулезных бацилл и их токсинов реактивность организма понижается, местный процесс может прогрессировать, происходит гибель эпителия, образуются язвы. Одновременно с процессом дегенерации и разрушения эпителия в нем протекает и другой параллельный процесс — усиленный рост как по поверхности, так и в глубь грануляционной ткани, подготовка ее к рубцеванию. Таким образом, и эпителиальная ткань в борьбе с инфекцией играет активную, а иногда даже основную роль.
При продолжающемся неблагоприятном течении процесса после образования язв, особенно при присоединении вторичной инфекции, возникает перихондрит (хондро-перихондрит). Перихондрит может быть и специфическим, когда в надхрящнице обнаруживаются эпителиоидные бугорки и бациллы Коха.
Жалобы при туберкулезе гортани различны в зависимости от локализации, распространенности и формы процесса. Ограниченный инфильтрат на ложной голосовой связке, на черпаловидном хряще или в межчерпаловидном пространстве может не причинять никаких расстройств. Такой же инфильтрат на истинной голосовой связке обусловливает быструю утомляемость голоса, сипоту. Нарушения голоса более заметными бывают к вечеру (в противоположность обычному катару гортани). В дальнейшем при увеличении инфильтрата хрипота делается резко выраженной и стойкой.
Ларингоскопические картины при туберкулезе гортани соответствуют патоморфологическим формам. Нужно заметить, что для туберкулеза гортани характерно поражение определенных мест: межчерпаловидного пространства, черпаловидных хрящей и прилежащих к ним отделов истинных голосовых связок.
При благоприятном течении болезни, как уже сказано, вокруг инфильтрата разрастается соединительная ткань, и он приобретает характер опухоли — туберкуломы. Специфический инфильтрат на надгортаннике и ложных голосовых связках заметен в виде ограниченной припухлости.
Туберкулезные язвы имеют характерные особенности. Это обычно множественные плоские язвы с подрытыми краями и грязным дном, покрытые грануляциями и мокротой. Воспалительная реакция вокруг язв мало выражена. В межчерпаловидном пространстве поверхность язвы бахромчата, грануляции приподнимаются в виде зубцов, напоминают языки пламени костра.
Язвы на истинных голосовых связках распознаются по неровному краю последних. На надгортаннике изъязвление чаще занимает гортанную поверхность, края его зигзагообразны. Туберкулезные язвы очень болезненны при зондировании.
Лечение гортаннотуберкулезного больного должно быть направлено против общей интоксикации организма. При назначении терапии нужно подходить строго индивидуально. В комплекс лечебных мероприятий входит создание для больного оптимальных условий труда и быта, рациональное применение антибиотиков и химиопрепаратов.
Стрептомицин — эффективное средство лечения всех форм туберкулеза верхних дыхательных путей. При продуктивных, опухолевых формах (туберкуломах) показания к стрептомицинотерапии являются относительными. Стрептомицин вводят внутримышечно один раз в сутки по 1 г, растворенным в бидистиллированной воде или 0,25% новокаине. Общее количество его на курс должно быть не менее 60—80 г. Из других противобактериальных препаратов назначают натриевую соль парааминосалициловой кислоты (ПАСК) по 2,5 г четыре раза в сутки и производные гидразида изоникотиновой кислоты — фтивазид по 0,5 или тубазид по 0,2 г два-три раза в сутки. Лучшие результаты получаются от комбинированного применения перечисленных средств.
Для лучшего отделения мокроты и защиты слизистой оболочки полезно применять 1—2—3% растворы ментола в вазелиновом масле в виде вливаний в гортань или, лучше, ингаляций. Заживлению язв можно способствовать смазыванием их 0,5% раствором цитраля или прижиганием кристаллической трихлоруксусной кислотой после предварительной анестезии дикаином. При хорошем общем самочувствии больного, затухании легочного процесса, нормальной температуре и РОЭ показано удаление больших инфильтратов или туберкулом хирургическими методами (выкусывание, кюретаж). Сохраняют свое значение физические методы лечения: гелиотерапия, облучение дуговой или кварцлампой и др.
Гортанно-туберкулезный больной может лечиться в условиях любого климата, однако пребывание на курорте для него является весьма полезным. Оно должно быть продолжительным — не менее двух-трех месяцев.