Субъективные методы исследования
Начинают исследование слуха с выявления жалоб на снижение слуха, шум в ухе и анамнеза развития этого симптома — давность, постепенность, интенсивность по сравнению со здоровым ухом, сочетание с вестибулярными расстройствами и другими жалобами. Один из наиболее доступных и простых способов исследования слуха — акуметрия.
Акуметрия — исследование слуха шепотной, разговорной речью и камертонами. При исследовании слуха шепотной и разговорной речью исследуется только воздушная проводимость звука. Обследование проводится в тихом помещении с длиной комнаты 6 и более метров. Присутствие людей, не участвующих в исследовании, не желательно, поскольку их действия могут отвлекать внимание пациента.
Врач произносит слова, состоящие из звуков низких тонов — окно, мама, урок, 22, 41, содержащие звуки [У], [О], [М], [Н], [Р], [В]. В норме эти слова слышны с 5-6-и м. Затем используются слова с высокими звуками — заяц, дача, чиж, цапля, содержащие звуки [З], [Ч], [Ш], [И], [А], [Я]. В норме эти слова слышны с 20 м.
Методика проведения. Исследуемое ухо пациента направлено на врача. Другое ухо заглушается маскирующим шумом. Слова произносятся сначала шепотом с расстояния 6 м. Если обследуемый не слышит, то врач приближается и снова повторяет слова. Если у ушной раковины обследуемый не слышит, то используют разговорную, громкую речь или крик.
Если возникает необходимость исследования слуха у детей, помните, что перед ребенком нужно ставить посильную задачу. Повторить слово, значение которого незнакомо, труднее, а смысловые вопросы включают в себя исследование сообразительности, что не входит в задачу исследования!
Выделяют 4 степени тугоухости:
I — шепотная речь 1,5-2 м от ушной раковины, разговорная речь от 6 до
3 метров;
II — шепотная речь у ушной раковины или 0 м, разговорная речь от 3 м
до ушной раковины;
III — шепотная речь 0 м, громкая речь у ушной раковины;
IV — шепотная речь 0 м, крик у ушной раковины.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХА КАМЕРТОНАМИ
Исследуется воздушное и костное звукопроведение, при сравнении которых можно выявить, какой отдел слухового анализатора страдает — звукопроводящий или звуковоспринимающий. Используются камертоны С 128,С512, С1024, С2048
Опыт Ринне. Звучащий камертон С128 держат тремя пальцами за ножку
у наружного слухового прохода на расстоянии 1 -2 см. Плоскость бранш камертона должна находиться в плоскости слухового прохода. Таким образом исследуют воздушное звукопроведение. В норме звук камертона воспринимается в течение 60 секунд. Далее исследуется костная проводимость звука: звучащий камертон устанавливают ножкой на поверхность сосцевидного отростка у наружного слухового прохода — звук камертона слышен около 30 секунд. В норме ухо воспринимает звук камертона через воздух примерно в 2 раза дольше, чем через кость (положительный Ринне). Отрицательный Ринне — костное восприятие звука преобладает над воздушным, что свидетельствует о нарушении звукопроведения (кондуктивная тугоухость). Малый положительный Ринне — укорочение восприятия звука и через воздух, и через кость при их нормальном соотношении — свидетельствует о поражении звуковосприятия.
Опыт Вебера — определение латерализации звука. Звучащий камертон. С 128 устанавливают на теменную область пациенту и спрашивают: «Где
слышен звук — в середине головы или в каком-то ухе слышно лучше?» В
норме звук слышен в середине головы или одинаково в обоих ушах. В больном ухе слышно лучше — значит имеется нарушение звукопроведения. В здоровом ухе слышно лучше — нарушение звуковосприятия.
Опыт Швабаха — сравнение костной проводимости звука у пациента и
врача (врач должен иметь нормальный слух). Звучащий камертон С 128 устанавливают на сосцевидную область пациента и, когда он перестает слышать, переносят на сосцевидную область врача. Костная проводимость пациента укорочена — нарушение звуковосприятия. Костная проводимость пациента удлинена — нарушение звукопроведения. Костная проводимость пациента и врача одинакова — норма.
Опыт Желле — определение подвижности стремени. Звучащий камертон С 128 устанавливают на сосцевидный отросток. Одновременно баллоном
Полицера изменяют давление в наружном слуховом проходе. При сохраненной подвижности стремени громкость восприятия звука при изменении давления меняется — положительный Желле. При неподвижности стремени: ломкость восприятия звука не меняется — отрицательный Желле.
Опыт Бинга — определение степени подвижности слуховых косточек.
Звучащий камертон С128 устанавливают на сосцевидный отросток и пациент
закрывает пальцем наружный слуховой проход. При сохранении подвижности слуховых косточек громкость звука и время звучания увеличиваются (положительный опыт Бинга). При отсутствии таковой (нарушение звукопроведения) то различие постепенно исчезает вплоть до полного выравнивания слышимости при открытом и закрытом ухе.
Опыт Федериче — сравнение костно-хрящевой проводимости с костной. Звучащий камертон периодически прикладывают к козелку и сосцевидному отростку. В норме дольше воспринимается звук с козелка. При нарушении звукопроведения — с сосцевидного отростка.
Коротко в медицинской документации методы исследования слуха указывают в таблице слухового паспорта больного.
К аппаратным субъективным методам исследования относится аудиометрия, которая позволяет более тонко оценить пороги слуха при воздушной и костной проводимости на большом диапазоне частот (тональная аудиометрия), позволяет выявить феномен ускоренного нарастания громкости (надпороговая тональная аудиометрия), характерный для кохлеарной патологии, расстройства понимания речи — речевая аудиометрия.