О пользе смеха для тела и души

Смех как противоядие

Беспокойство, страх, гнев, скорбь и депрессия — заклятые враги ума. Они постоянно ищут возможности вторгнуть­ся в наше сознание, но до тех пор, пока мы сами не позволим, они не смогут этого сделать. Им нужно прибежище. Если по ошибке, невнимательности или из-за неблагоприятного сте­чения обстоятельств мы впустили их, нужно побыстрее вы­проводить их на улицу как непрошеных гостей. Смех — один из мощных способов избавиться от такого рода гостей. Вра­гам ума не нравятся веселые люди, потому что в их обществе они чувствуют дискомфорт. Когда они слышат смех, то сра­зу торопятся уйти к кому-нибудь другому.

Современные исследователи признают, что каждый чело­век обладает врожденной способностью к чувству юмора. Исследования, в которых изучалось поведение младенцев, показали, что этот естественный и необходимый аспект жиз­ни проявляется уже в раннем возрасте.29 Здоровые взрослые смеются до двадцати раз в день, а дети — до двухсот. Нам всем нравится смеяться. Даже такие философы, как Платон, Аристотель, Юм и Кант писали о смехе. Смех связывает людей, вместе смеющихся над шуткой, раскрепощая их и уг­лубляя отношения между ними. Смех помогает быстро во­влечь людей в общение. Он сам находит себе друзей.

Юмор и смех способны генерировать в людях надежду и позитивный настрой. Если мы способны смеяться над сво­ими проблемами, маловероятно, что нас одолеют беспокой­ство, страх, гнев, депрессия или скорбь. Смех помогает изба­виться от бесчисленного количества подавленных вредных эмоций, создающих разрушительные биохимические изме­нения в теле. Смех — одно из лучших противоядий от врагов ума. Многие из тех, кто получили ранение в битве с этими врагами, забыли, что такое смех. Те из вас, кто ранен, с тру­дом могут вспомнить, когда в последний раз громко смея­лись. Смех играет чрезвычайно важную роль в укреплении вашего физического и психического здоровья. В конце кон­цов, это совершенно безболезненный, легкодоступный и бес­платный метод.

Радуйтесь!

Смех не только полезен для тела и души, но и является од­ним из проявлений духовного экстаза. Порой мы восприни­маем себя, а также свои недостатки, успехи и проблемы слишком серьезно. Кому-то такое утверждение может пока­заться странным, поскольку в преданном служении нам нуж­но быть очень сосредоточенными и решительными, если мы хотим подняться над гунами материальной природы. Мы по­нимаем, что никто не сможет выбраться из материального мира, будучи слишком привязанным к этой мартья-локе, миру смерти. Мы также понимаем, насколько важно владеть своим умом и чувствами. И все же, тщательно следуя стро­гим правилам и ограничениям, мы должны быть радостны­ми — ведь конечным результатом этого процесса является вечный праздник и любовь. Цель — это вечное приключение, дарующее преданным постоянное ощущение опьянения и счастье в любви к Богу. Преданные всегда находят новые пути усилить эту любовь и порой делают это, обмениваясь шутками.

Бывает, что трансценденталисты становятся настолько се­рьезны, сухи и безразличны, что отпугивают от себя людей. Независимо от вероисповедания или духовной традиции, всегда находятся люди, настолько преуспевшие в развитии духа отрешенности и аскетизма, что их сердца черствеют. Многие религиозные деятели и ачаръи были чрезвычайно аскетичными, однако никто из них не подвергал себя пыткам. Они страстно стремились испытать высшее блаженство и поэтому отрекались от всего того, что этому препятствова­ло. Если взглянуть на жизнь чистых преданных, то мы уви­дим, что они всегда исполнены радости, даже посреди труд­ностей и испытаний. Они постоянно счастливы, ибо понимают, что в конечном счете все пребывает в Боге.

маттах паратарам нанйат

кинчид асти дхашнджайа

майи сарвам идам протам

сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужи­нам, нанизанным на нить»

(«Бхагавад-гита, 7.7)

Смех как лекарство

В древних культурах, особенно монархических, у царей часто были шуты. Задача шута состояла в том, чтобы сме­шить царское окружение, а также давать мудрые советы в шутливой форме. Смеша царское окружение, они создавали у них чувство общности. Современные врачи, социологи, психологи и биологи тоже постепенно начинают понимать то, какую огромную пользу приносит смех. Сегодня многие методы лечения депрессии и других заболеваний, используе­мые врачами и психологами, включают в себя смехотерапию. Причина действенности этого метода заключается в том, что все эмоции и чувства тесно связаны с душой. Источником этих эмоций является экстаз любовного служения Господу, возникающий из взаимоотношений живого существа с Вер­ховной Личностью Бога. В некотором смысле можно сказать, что настоящий смех является духовной деятельностью. Ко­мические актеры пользуются большой популярностью, по­скольку помогают людям выйти за рамки обыденного образа мыслей. И все-таки материальный юмор является всего лишь тусклым отражением того экстаза смеха, который испытыва­ют Господь и Его преданные.

Комические актеры способны передать лишь тусклый от­блеск возвышенной радости духовного мира. Эти актеры, понимая потребность людей в такого рода стимулах, зачас­тую изображают серьезные ситуации в смешном свете. Они могут посмеяться над президентом или какой-то другой важной персоной или продемонстрировать ничтожность че­ловека, считающего себя очень значительным. Так они напо­минают нам о том, что мы не такие великие, какими себя считаем. Иногда мы даже начинаем думать, что жизнь оста­новится, если мы не будем выполнять свои обязанности, од­нако такое эгоцентрическое мышление не всегда оказывает­ся благотворным.

Периодически, когда у нас что-то не ладится, мы можем вспоминать о том, что не все зависит только от нас. Мы - вечные неотъемлемые частички Всевышнего Господа, и у нас есть вечное служение, которого никто не сможет нас лишить. Если вы потеряли работу или лишились чего-то ценного, по­пробуйте посмеяться над этим, осознавая, что ничего не потеряли, поскольку нам ничего и так не принадлежало. А того, что нам принадлежит, никто никогда не сможет у нас отнять. В каком-то смысле само чувство утраты иллюзорно, посколь­ку вся наша материальная собственность весьма относитель­на и эфемерна по сравнению с духовной собственностью. Ес­ли мы взглянем на эту ситуацию по-другому, нас не будет беспокоить потеря работы и другие так называемые пробле­мы, вызванные материальной энергией. Мы будем видеть в этом желание Господа напомнить нам о нашей божественной сущности, не имеющей ничего общего с этими временными беспокойствами. Господь напоминает нам об этом, чтобы мы не пытались удобно устроиться в этом мире, наслаждаясь временными вещами. Он хочет, чтобы мы откликнулись на Его зов и наслаждались вечными отношениями с Ним.

Наши рекомендации