О пользе смеха для тела и души
Смех как противоядие
Беспокойство, страх, гнев, скорбь и депрессия — заклятые враги ума. Они постоянно ищут возможности вторгнуться в наше сознание, но до тех пор, пока мы сами не позволим, они не смогут этого сделать. Им нужно прибежище. Если по ошибке, невнимательности или из-за неблагоприятного стечения обстоятельств мы впустили их, нужно побыстрее выпроводить их на улицу как непрошеных гостей. Смех — один из мощных способов избавиться от такого рода гостей. Врагам ума не нравятся веселые люди, потому что в их обществе они чувствуют дискомфорт. Когда они слышат смех, то сразу торопятся уйти к кому-нибудь другому.
Современные исследователи признают, что каждый человек обладает врожденной способностью к чувству юмора. Исследования, в которых изучалось поведение младенцев, показали, что этот естественный и необходимый аспект жизни проявляется уже в раннем возрасте.29 Здоровые взрослые смеются до двадцати раз в день, а дети — до двухсот. Нам всем нравится смеяться. Даже такие философы, как Платон, Аристотель, Юм и Кант писали о смехе. Смех связывает людей, вместе смеющихся над шуткой, раскрепощая их и углубляя отношения между ними. Смех помогает быстро вовлечь людей в общение. Он сам находит себе друзей.
Юмор и смех способны генерировать в людях надежду и позитивный настрой. Если мы способны смеяться над своими проблемами, маловероятно, что нас одолеют беспокойство, страх, гнев, депрессия или скорбь. Смех помогает избавиться от бесчисленного количества подавленных вредных эмоций, создающих разрушительные биохимические изменения в теле. Смех — одно из лучших противоядий от врагов ума. Многие из тех, кто получили ранение в битве с этими врагами, забыли, что такое смех. Те из вас, кто ранен, с трудом могут вспомнить, когда в последний раз громко смеялись. Смех играет чрезвычайно важную роль в укреплении вашего физического и психического здоровья. В конце концов, это совершенно безболезненный, легкодоступный и бесплатный метод.
Радуйтесь!
Смех не только полезен для тела и души, но и является одним из проявлений духовного экстаза. Порой мы воспринимаем себя, а также свои недостатки, успехи и проблемы слишком серьезно. Кому-то такое утверждение может показаться странным, поскольку в преданном служении нам нужно быть очень сосредоточенными и решительными, если мы хотим подняться над гунами материальной природы. Мы понимаем, что никто не сможет выбраться из материального мира, будучи слишком привязанным к этой мартья-локе, миру смерти. Мы также понимаем, насколько важно владеть своим умом и чувствами. И все же, тщательно следуя строгим правилам и ограничениям, мы должны быть радостными — ведь конечным результатом этого процесса является вечный праздник и любовь. Цель — это вечное приключение, дарующее преданным постоянное ощущение опьянения и счастье в любви к Богу. Преданные всегда находят новые пути усилить эту любовь и порой делают это, обмениваясь шутками.
Бывает, что трансценденталисты становятся настолько серьезны, сухи и безразличны, что отпугивают от себя людей. Независимо от вероисповедания или духовной традиции, всегда находятся люди, настолько преуспевшие в развитии духа отрешенности и аскетизма, что их сердца черствеют. Многие религиозные деятели и ачаръи были чрезвычайно аскетичными, однако никто из них не подвергал себя пыткам. Они страстно стремились испытать высшее блаженство и поэтому отрекались от всего того, что этому препятствовало. Если взглянуть на жизнь чистых преданных, то мы увидим, что они всегда исполнены радости, даже посреди трудностей и испытаний. Они постоянно счастливы, ибо понимают, что в конечном счете все пребывает в Боге.
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхашнджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить»
(«Бхагавад-гита, 7.7)
Смех как лекарство
В древних культурах, особенно монархических, у царей часто были шуты. Задача шута состояла в том, чтобы смешить царское окружение, а также давать мудрые советы в шутливой форме. Смеша царское окружение, они создавали у них чувство общности. Современные врачи, социологи, психологи и биологи тоже постепенно начинают понимать то, какую огромную пользу приносит смех. Сегодня многие методы лечения депрессии и других заболеваний, используемые врачами и психологами, включают в себя смехотерапию. Причина действенности этого метода заключается в том, что все эмоции и чувства тесно связаны с душой. Источником этих эмоций является экстаз любовного служения Господу, возникающий из взаимоотношений живого существа с Верховной Личностью Бога. В некотором смысле можно сказать, что настоящий смех является духовной деятельностью. Комические актеры пользуются большой популярностью, поскольку помогают людям выйти за рамки обыденного образа мыслей. И все-таки материальный юмор является всего лишь тусклым отражением того экстаза смеха, который испытывают Господь и Его преданные.
Комические актеры способны передать лишь тусклый отблеск возвышенной радости духовного мира. Эти актеры, понимая потребность людей в такого рода стимулах, зачастую изображают серьезные ситуации в смешном свете. Они могут посмеяться над президентом или какой-то другой важной персоной или продемонстрировать ничтожность человека, считающего себя очень значительным. Так они напоминают нам о том, что мы не такие великие, какими себя считаем. Иногда мы даже начинаем думать, что жизнь остановится, если мы не будем выполнять свои обязанности, однако такое эгоцентрическое мышление не всегда оказывается благотворным.
Периодически, когда у нас что-то не ладится, мы можем вспоминать о том, что не все зависит только от нас. Мы - вечные неотъемлемые частички Всевышнего Господа, и у нас есть вечное служение, которого никто не сможет нас лишить. Если вы потеряли работу или лишились чего-то ценного, попробуйте посмеяться над этим, осознавая, что ничего не потеряли, поскольку нам ничего и так не принадлежало. А того, что нам принадлежит, никто никогда не сможет у нас отнять. В каком-то смысле само чувство утраты иллюзорно, поскольку вся наша материальная собственность весьма относительна и эфемерна по сравнению с духовной собственностью. Если мы взглянем на эту ситуацию по-другому, нас не будет беспокоить потеря работы и другие так называемые проблемы, вызванные материальной энергией. Мы будем видеть в этом желание Господа напомнить нам о нашей божественной сущности, не имеющей ничего общего с этими временными беспокойствами. Господь напоминает нам об этом, чтобы мы не пытались удобно устроиться в этом мире, наслаждаясь временными вещами. Он хочет, чтобы мы откликнулись на Его зов и наслаждались вечными отношениями с Ним.