Цель и задачи летней производственной практики
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЮ «ОТЧЕТА СТУДЕНТА» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Оренбург
Г.Г. Багирова, В.В. Грязнов, М.О. Журавлева, О.Н. Кравцова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЮ «ОТЧЕТА СТУДЕНТА» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА. – Оренбург, 2017. – 46 с.
Пособие содержит материал по организации и проведению летней производственной практики, а также правила оформления дневника и составления «Отчета студента» по производственной практике «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения».
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Утверждено УМК лечебного факультета « 28 » апреля 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение | |
Цель и задачи летней производственной практики | |
Общие правила ведения дневника, составления отчета | |
Семестр и продолжительность практики | |
Общие вопросы организации проведения практики, права и обязанности студента-практиканта на базах, учет и хронометраж ежедневной работы студента | |
Характеристика базы практики | |
Программа прохождения производственной практики | |
Правила описания в дневниках впервые и повторно выполненных практических умений | |
Правила оформления отчетной документации и сдачи зачета | |
Критерии оценок на зачетах по производственной практике | |
Рекомендуемая литература | |
Приложение |
Введение
Производственная практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» является составной частью учебного процесса для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Она проводится по окончании 5 курса, когда студенты в течение учебного года уже были ознакомлены с организационными вопросами работы поликлиники и участкового врача, основными разделами его работы, наиболее часто встречающимися в практической деятельности синдромов и тактикой ведения этих больных.
Данное пособие предназначено для ознакомления студентов с целью, задачами, этапами прохождения практики и правильностью оформления «Дневника», «Отчета студента по летней производственной практике в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения» (далее – «Отчет студента»).
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА, СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА
1. «Дневник» и «Отчет студента» по летней производственной практике являются официальными документами, которые каждый студент обязан представить в университет для аттестации по практике.
2. «Дневник» ведется в общей тетради.
3. В «Дневнике» должна быть отражена вся работа, проведенная во время практики.
4. «Дневник» заполняется ежедневно. В конце каждого рабочего дня записи заверяются руководителем практики от медицинской организации, являющейся базой практики.
5. Перед началом практики студентом в «Дневник» и «Отчет студента» вносятся общие сведения, характеристика учреждения, график прохождения практики.
6. По окончании практики итоговые цифровые данные о выполнении практических умений вносятся в «Отчет студента». При недовыполнении умения в колонке «Примечание» напротив него указывается конкретная причина (например, «не было на базе за время прохождения практики»). Заполняются разделы по санпросветработе, замечаниям и пожеланиям студента.
7. В конце практики «Отчет студента» предоставляется непосредственному руководителю базы для написания характеристики и руководителю учреждения, который заверяет характеристику подписью и печатью учреждения.
8. Помощник руководителя по виду практики от ОрГМУ (преподаватель, назначенный ответственным за базу прохождения практики) по результатам собеседования, проверки дневников и «Отчета студента» выставляет в отчет и зачетную книжку студента недифференцированную оценку «Зачтено».
Примерные темы бесед с населением
1. Здоровый образ жизни – залог долголетия.
2. Рациональное питание.
3. ВИЧ-инфекция, ее профилактика.
4. Профилактика ожирения.
5. Профилактика артериальной гипертонии.
6. Болезни опорно-двигательного аппарата и их профилактика.
7. Факторы риска при ишемической болезни сердца (ИБС).
8. Физкультура и здоровье.
9. Диета больного сахарным диабетом.
10. Токсикомании и их предупреждение.
11. Наркомания.
12. Алкоголь – влияние на здоровье человека.
13. Профилактика заражения туберкулезом.
14. Всеобщая диспансеризация населения.
15. Иммунизация населения.
16. Курение как медицинская и социальная проблема.
17. Рациональное питание при железодефицитной анемии.
18. Грипп и его профилактика.
Пример записей в дневнике:
Дата.
8.00 – 9.30Осмотрел 5 первичных больных (артериальная гипертония – 2, ишемическая болезнь сердца – 2, язвенная болезнь – 1).
Больная И., 54 лет. Жалобы: головная боль, головокружение, шум в ушах, подъем артериального давления до 180/110 мм рт.ст. Объективно: Состояние удовлетворительное. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Границы относительной сердечной тупости смещены влево в v межреберье на 1 см. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Акцент II тона на аорте. АД 170/100 мм рт.ст. Пульс 84 в мин. Живот мягкий, безболезненный при пальпации. Печень по краю реберной дуги. Размеры по Курлову: 10-9-8 см. Отеков нет.
Диагноз: Гипертоническая болезнь II стадии. Степень АГ 3. Риск 4 (очень высокий).
Рекомендовано: Tab. Indapamidi 0,0015 N.20
S. По 1 таблетке внутрь 1 раз в день утром
Tab. Perindoprili 0,004 N.20
S. По 1 таблетке внутрь 1 раз в день
Tab. Amlodipini 0,01 N.30
S. По 1 таблетке внутрь 1 раз в день
Больному Р., 42 лет, в связи с изменением особенностей течения язвенной болезни: утратой сезонности обострений, выраженным похуданием, потерей аппетита, иррадиацией боли в спину назначено дообследование: эзофагогастродуоденоскопия с биопсией, ультразвуковое исследование поджелудочной железы, определение уровня амилазы крови, чтобы исключить cancer головки поджелудочной железы. В случае подтверждения диагноза больному показана госпитализация для решения вопроса об оперативном лечении.
9.30-9.50Оценил 3 клинических анализа крови, 3 биохимических анализа крови, 3 общих анализа мочи, 1 копрограмму.
В клиническом анализе крови пациента К., 60 лет, выявлено снижение уровня гемоглобина до 110 г/л (анемия легкой степени);
у пациентки С., 45 лет – количество лейкоцитов 11x1012/л (лейкоцитоз).
9.50-10.20Выполнил запись ЭКГ у пациентки Д., 55 лет. При расшифровке ЭКГ выявлена синусовая брадикардия.
10.20-11.00 Присутствовал на рентгеноскопии легких 1 больного в рентгеновском кабинете. У пациента В., 34 лет, выявлена острая правосторонняя нижнедолевая пневмония.
11.00-12.00Активное посещение на дому.Осмотрел 1 пациента с ревматоидным артритом, 1 пациента - схронической обструктивной болезнью легких.
12.00-12.15Провел беседу с пациентом Г., 45 лет, о вреде курения.
12.15-12.45 Вызов на дом. Совместно с участковым врачом осмотрел 1 пациента П., 50 лет, с сахарным диабетом 2 типа.
12.45-13.00Провел беседу с больным П., 50 лет, на тему «Диета больного сахарным диабетом».
13.00-13.45Описание статуса пациентов, осмотренных во время «активов», для внесения записи в амбулаторную карту.
13.45-14.30Оформление дневника за текущий день.
14.30-15.15Работа с литературой.
Правила оформления отчетной документации и сдачи зачета
Аттестация студента проходит по окончании практики в присутствии комиссии в составе: руководитель от ОрГМУ, руководители на базе – заведующий поликлиникой, заведующие терапевтическими отделениями. Студенты допускаются к зачету при наличии оформленного дневника по практике, «Отчета студента» с производственной характеристикой, заверенных подписями руководителей на базе, помощником руководителя по виду практики от ОрГМУ и печатью поликлиники. Аттестация включает:
1) проверку ежедневного дневника практики и «Отчета студента»;
2) собеседование.
Вопросы, задаваемые студенту на зачете по производственной практике:
1. Вопросы, возникшие по ошибкам и замечаниям, выявленным в дневнике при ежедневных и промежуточных проверках дневника руководителем на базе и преподавателем ОрГМУ.
2. Вопросы по тактике оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе.
3. Вопросы по любым аспектам клиники, обследования и лечения конкретных больных, с которыми студент лично работал за время практики, или же при обследовании и лечении которых он присутствовал.
4. Вопросы по организации участковой службы в медицинской
организации, где студент проходил производственную практику.
Примерные контрольные вопросы для зачета:
1. Функциональные обязанности участкового терапевта.
2. Организация работы участкового терапевта.
3. Виды терапевтической помощи в поликлинике.
4. Правила заполнения медицинской документации, оформляемой в амбулаторно-поликлиническом учреждении (листка нетрудоспособности, посыльного листа на МСЭ, экстренного извещения об инфекционном заболевании, направления в стационар, справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение, санаторно-курортной карты).
5. Первая помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний (гипертонический криз, обморок, коллапс и др.).
6. Показания и порядок проведения госпитализации в плановом и экстренном порядке.
7. Алгоритм выбора медикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями.
8. Принципы организации лечебного питания у больных, страдающих различной патологией.
9. Показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств медикаментозной терапии, использованию основных курортных факторов при лечении взрослого населения.
10. Вопросы организации экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) среди населения.
11. Показания для направления больного на медико-социальную экспертизу.
12. Порядок проведения профилактических осмотров.
13. Этапы диспансеризации взрослого населения.
14. Организация диспансерного наблюдения за хроническими больными.
По итогам аттестации выставляется оценка работы студента в 100-балльной системе (табл. 2).
Таблица 2
ОТЧЁТ
студента по летней производственной практике
«Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения»
факультет_________________________
курс_____________________________
группа___________________________
____________________________________________
Ф.И.О. студента
Оренбург
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА И ДНЕВНИКА
ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Лечебное учреждение | Даты |
Поликлиника |
Работа в поликлинике
(помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения)
Перечень практических умений | № обяз. умен | План | Выпол-нено | Коэф. выпол-нения | Приме-чание |
1. Полное клиническое обследование принятых больных в поликлинике на приеме участкового врача и врачей терапевтического профиля (кардиолог, эндокринолог, ревматолог и др.): | |||||
а) первичных | |||||
б) повторных | |||||
2. Выполнено вызовов на дом | |||||
3. Оформление амбулаторных карт, талонов амбулаторного пациента | |||||
4. Оценка показателей периферической крови | |||||
5. Оценка биохимических показателей крови | |||||
6. Оценка анализа мочи | |||||
7. Интерпретация результатов инструментального обследования | |||||
8. Составление плана лечения и профилактики для конкретного амбулаторного больного | |||||
9. Составление плана диспансерного наблюдения для конкретного пациента, заполнение учетных форм | |||||
|
Умений
Суммарный коэффициент овладения обязательным и умениями
Суммарный коэффициент овладения факультативными умениями
Зав. терапевтическим отделением ____________________________________
Ф.И.О. (подпись)
Дата ____________
Оценка за выполнение обязательных умений
Оценка за выполнение факультативных умений
Оценка за собеседование на зачете
Итоговая оценка в баллах
Зачтено, не зачтено
Руководитель от ОрГМУ ______________________________________
(Ф.И.О.)
_____________________________________
(подпись)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЮ «ОТЧЕТА СТУДЕНТА» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Оренбург
Г.Г. Багирова, В.В. Грязнов, М.О. Журавлева, О.Н. Кравцова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА И СОСТАВЛЕНИЮ «ОТЧЕТА СТУДЕНТА» ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА. – Оренбург, 2017. – 46 с.
Пособие содержит материал по организации и проведению летней производственной практики, а также правила оформления дневника и составления «Отчета студента» по производственной практике «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения».
Учебное пособие предназначено для студентов 5 курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело».
Утверждено УМК лечебного факультета « 28 » апреля 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
Введение | |
Цель и задачи летней производственной практики | |
Общие правила ведения дневника, составления отчета | |
Семестр и продолжительность практики | |
Общие вопросы организации проведения практики, права и обязанности студента-практиканта на базах, учет и хронометраж ежедневной работы студента | |
Характеристика базы практики | |
Программа прохождения производственной практики | |
Правила описания в дневниках впервые и повторно выполненных практических умений | |
Правила оформления отчетной документации и сдачи зачета | |
Критерии оценок на зачетах по производственной практике | |
Рекомендуемая литература | |
Приложение |
Введение
Производственная практика «Помощник врача амбулаторно-поликлинического учреждения» является составной частью учебного процесса для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело». Она проводится по окончании 5 курса, когда студенты в течение учебного года уже были ознакомлены с организационными вопросами работы поликлиники и участкового врача, основными разделами его работы, наиболее часто встречающимися в практической деятельности синдромов и тактикой ведения этих больных.
Данное пособие предназначено для ознакомления студентов с целью, задачами, этапами прохождения практики и правильностью оформления «Дневника», «Отчета студента по летней производственной практике в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения» (далее – «Отчет студента»).
Цель и задачи летней производственной практики
Целью изучения дисциплины «Производственная практика» для студентов 5 курса лечебного факультета является формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций (ПК), заявленных в ФГОС ВО для специальности «Лечебное дело»:
1.Общекультурные: | |
ОК-1 | Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу. |
OK-4 | Способность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения. |
ОК-5 | Готовность к саморазвитию, к самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала. |
ОК-7 | Готовность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. |
ОК-8 | Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. |
2. Общепрофессиональные: | |
ОПК-1 | Готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности. |
ОПК-4 | Способность и готовность реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности. |
ОПК-5 | Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок. |
ОПК-6 | Готовность к ведению медицинской документации. |
ОПК-8 | Готовность к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач. |
ОПК-9 | Готовность к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач. |
ОПК-10 | Готовность к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи |
ОПК-11 | Готовность к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи |
3. Профессиональные: | |
ПК-1 | Способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды и его обитания. |
ПК-2 | Способность и готовность к проведению профилактических осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения. |
ПК-3 | Способность и готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. |
ПК-5 | Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания. |
ПК-6 | Способность к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра. |
ПК-7 | Готовность к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека. |
ПК-8 | Способность к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами. |
ПК-9 | Готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. |
ПК-10 | Готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи. |
ПК-11 | Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. |
ПК-14 | Готовность к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении. |
ПК-15 | Готовность к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний. |
ПК-16 | Готовность к просветительной деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни. |
ПК-20 | Готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины |
ПК-22 | Готовность к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан. |
Таким образом, основными целями производственной практики являются:
1. Закрепление у студентов знаний об основных разделах работы врача в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
2. Приобретение навыков оказания лечебно-профилактической помощи населению в условиях поликлиники, а также неотложной помощи пациентам на догоспитальном этапе.
Задачи производственной практики:
1. Усвоить основные принципы организации медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и их структурных подразделениях.
2. Приобрести навыки проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.
3. Уметь диагностировать заболевания и иные патологические состояния пациентов в процессе поликлинического приёма и на дому.
4. Уметь оказать первичную врачебную помощь в амбулаторных условиях и в дневном стационаре.
5. Проводить (совместно с врачом) диагностику неотложных состояний.
6. Участвовать в оказании первичной врачебной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.
7. Участвовать в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
8. Принимать участие в проведении экспертизы временной нетрудоспособности и определении показаний для направления на МСЭК.
9. Участвовать в составлении программы медицинской реабилитации и решении вопроса о санаторно-курортном лечении.
10. Активно участвовать в формировании у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.
11. Проводить обучение пациентов основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья.
12. Приобрести навыки ведения основной медицинской документации.