Логопедические работы для уменьшения проявления гиперкинеза в речевой мускулатуре
Перед планированием логопедической работы с детьми, страдающими гиперкинезом речевой мускулатуры, необходимо выяснить нейродинамический характер его проявлений: его постоянство, частоту, ритмичность, преобладание в покое или при движениях рта и конечностей, зависимость от силовой нагрузки, степени утомления, эмоционального напряжения, фазы выполнения движения (в период включения в него, выключения, в процессе движения). Обратное развитие гиперкинеза артикуляционных мышц проходит более эффективно только на фоне физиотерапевтических и медикаментозных процедур. Обычно при хореическом гиперкинезе способность к активным движениям как в мимической, так и в язычной мускулатуре сохранена, однако траектория этих движений неузнаваемо искажена (плавность и соразмерность последовательных речевых артикуляций затруднены), поэтому произношение при этом искажается. При атетоидных гиперкинезах может страдать не только траектория, но и амплитуда движения, что обусловлено атетоидным спазмом.
При формировании активных движений у детей с гиперкинезом необходимо в первую очередь обеспечить средствами ЛФК большую координированность артикуляционных органов во время речи, выработать плавность и дифференцированность движений.
При атетоидном гиперкинезе формирование активных Движений напоминает восстановительную работу при тонических расстройствах. Прежде чем приступить к массажу и пассивной гимнастике детей, следует обучать принимать позу покоя. При использовании рефлекс-запрещающей позиции методики Бобатт, помогающей обеспечить более спокойный фон для целенаправленных логопедических занятий, нужно проконсультироваться с врачом по лечебной физкультуре или невропатологом. Если ребенок не нуждается в специальных позициях тела, то его положение фиксируют в особом стуле, фиксационные бинты и ремни подготавливаются методистом лечебной физкультуры. Ребенка усаживают на таком стуле, фиксируют голову руками и приступают к психотерапевтическому воздействию, основная цель которого — снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального покоя. Подобного состояния можно добиться объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда в зависимости от цели воздействия должен быть спокойным и властным, мягким и жестким, но без излишних звонких модуляционных переходов. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь эмоциональный фон.
После этого переходят к пассивным поворотам головы в любом направлении с одновременной фиксацией раздражимых областей, затем к активным поворотам и наклонам головы, синхронно с движениями глаз. Эти упражнения в пассивных и активных поворотах головы надо продолжать до тех пор, пока не будут исключены синкинезии при активных движениях головы.
Таким образом, нормализация исходного состояния включала три типа упражнений с целью выработки позы сидения, позиции головы и лицевой мускулатуры. Все три позиций ребенок должен научиться сохранять самостоятельно при кинестетическом и зрительном контроле.
Пассивные движения. Во время и вне речи ребенка производят пассивные упражнения двух видов: статические и динамические. Это вызвано большим количеством насильственных движений и синкинезии в оральной и скелетно-мышечной мускулатуре при гиперкинезе. Логопеду, вырабатывающему нормированные синергии речевых артикуляций, необходимо попытаться исключить из речедвигательного процесса добавочные, наслаивающиеся движения, а нужным движениям придать правильные траекторию и амплитуду.
Фиксирующие движения логопедом проводятся во время речи примерно так же, как и при спастико-ригидном синдроме: пока ребенок говорит, логопед затормаживает насильственные повороты головы, челюстей, губ, приведение и отведение рук, ног, вращения туловища.
Фиксирующие упражнения вне речи ребенка по сравнению с таковыми при других синдромах проводятся более длительно (от 10 до 20 сек). Сразу же после проведения пассивных движений у ребенка проверяют возможность самостоятельного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение.
Управляемые логопедом динамические пассивные движения во время речи в основном направлены на изменение амплитуды движений челюсти, губ, языка, которые у ребенка искажены и затрудняют понимание его речи. Проводятся они следующим образом: ребенок произносит определенный текст, заранее известный логопеду (чтобы он мог прогнозировать последующие движения). В зависимости от формы и интенсивности гиперкинеза логопед для каждого ребенка выбирает ту или иную технику проведения пассивных приемов. При хореических гиперкинезах важно крепко фиксировать нужную мышцу, а при атетоидных следует одновременно поглаживать целевую и фиксирующие мышцы. У детей с атетоидными гиперкинезами при пассивных движениях допускаются глубокие надавливания и растирания с перемещением тканей, напоминающие движения скульптора при лепке.
Если логопед правильно рассчитал временную нагрузку при пассивных упражнениях (время фиксации, паузы, чередования движений), даже после одного занятия ему Удается достичь улучшения активных движений после соответствующих пассивных. Пассивными движениями отрабатывается синхронность движений челюсти и губ, челюсти и языка, челюсти и головы. Именно эти отделы при гиперкинезах чаще двигаются разобщенно и включают в деятельность огромное количество синкинезии.
Управление движениями оральной мускулатуры после Лечебной логопедической физкультуры переводится в управление артикуляционной моторикой во время произнесения.
При этом лучше предлагать ребенку произносить ряд слогов с губными, губно-зубными, призубными, задненебными согласными.
Восстановительная работа по уменьшению атаксии.
... Массаж и активную гимнастику при атаксии следует проводить менее длительно, чем при других неврологических синдромах. Во многих случаях дети выполняют активные движения неплохо, но в процессе речи, когда требуется точность, соразмерность движений, координация их нарушается- Поэтому тренировать у них управление движениями следует не путем активной гимнастики, а после игр с предметами — методом слоговых упражнений. Слоговые упражнения — один из лучших методов формирования артикуляционных движений необходимого качества. При атактических нарушениях важно в различных типах слогов отработать произнесение всех смычных, сонорных и затем щелевых звуков.
Формирование и тренировка голосообразования и дыхания, нормализация просодической системы речи
Развитие голоса у детей с дизартриями не исчерпывается необходимостью вызывания и укрепления его. Клиническое описание произносительных возможностей детей с различными двигательными расстройствами показало, что голос с трудом реализуется в речи и при спастическом парезе, и при гиперкинетическом, и особенно при атактико-гиперки-нетическом синдроме (асинергия функционирования фонаторного, дыхательного, артикуляционного отделов) и при тонических расстройствах.
При спастическом парезе у детей тихий, назализованный, монотонный, истощающийся голос, при атаксии — вибрирующий, скандированный, неустойчивый по высоте и тембру, при тонических нарушениях — сдавленный, напряженный, более экспираторный в начале высказывания, чем в конце, снижающийся к нулевой амплитуде голосовых модуляций к концу синтагматического отрезка, при гиперкинетических нарушениях — непостоянный по силе, продолжительности, прерывистый, дрожащий, но чаще интонированный (если только у ребенка не ататоидный гиперкинез).
Формирование голоса у детей с центральными расстройствами речедвигательных функций должно проходить в рамках ортофонического метода (Е. Н. Алмазова). Ортофонический метод предусматривает соединенность артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель его — формирование автоматизма в работе гортани в дыхательной и оральной системах.
Дети с церебральными параличами боятся нового звучания, случайно получившегося у них, не верят, что можно говорить громче, выразительнее. Они следуют за логопедом гораздо охотнее при формировании у них новой фонетической окраски или постановке новых звуков, чем при нормализации голоса и просодики речи. Поэтому средствами внушения необходимо создать у ребенка чувство полного доверия к логопеду и веру в свои силы. Эта вера обязательно должна быть подкреплена успехами, достигнутыми на первом занятии.