Ранняя диагностика нарушений доречевого развития у детей с детским церебральным параличом и пути их коррекции в этом периоде
Доречевое развитие здорового ребенка первых месяцев жизни. I этап (0—1,5 мес). Первый крик новорожденного появляется сразу при рождении, являясь рефлекторным актом. Новорожденный реагирует на свет поворотом глаз и головы к источнику света. Нет еще зрительного и слухового сосредоточения, отсутствует и локализация звука в пространстве. Очень рано у него появляются начальные формы ориентировочного рефлекса. На любой внешний раздражитель (оптический, звуковой, тактильный) в первые дни жизни ребенок отвечает реакцией обездвижения, «замирания», так называемый рефлекс «схватывания новизны» (С. Д. Мелешко, 1970).
Рефлексы орального автоматизма: ладонно-рото-головной (до 6 нед.), губной, хоботковый (до 6 нед. в норме), поисковый (до 3 мес. в норме), сосательный (до 1 года в норме), глотательный.
Во время сосания ребенок затормаживает все другие движения, а внешние раздражители не отвлекают его, а, наоборот, усиливают активность сосания. С 3-недельного возраста у ребенка появляется улыбка, отражающая состояние общего соматического комфорта.
II этап (1,5—3 мес). С этого возраста начинают постепенно ослабевать и гаснуть некоторые рефлексы орального автоматизма (поисковый, хоботковый, ладонно-рото-головной).
В возрасте 2—3 нед. возникает зрительное сосредоточение, которое сначала длится 2—5 сек, а к концу 1-го мес. длительность фиксации достигает 1—1,5 мин. У детей 2—3 мес. длительность фиксации взглядом достигает 10—20 мин.
С первой половины 2-го мес. формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергенция, слежение, оформляется бинокулярное зрение. Появляются эмоциональные реакции как положительные, так и отрицательные: ребенок улыбается, успокаивается на руках, плачет при укладывании в кровать.
Первые (безусловнорефлекторные) голосовые реакции (крик, плач, кряхтение) приобретают определенное коммуникативное значение. Впервые появляются отчетливые голосовые модуляции (радость, повизгивание, хныкание).
К концу этого этапа доречевого развития зрительное внимание совершенствуется. Ребенок начинает прослеживать во всех плоскостях (вертикально, горизонтально), а также по кругу, с запрокидыванием головки назад (при прослеживании за человеком, ходящим вокруг кровати). Во 2-й период (к 3 мес.) начинает формироваться слуховое внимание. Ребенок хорошо сосредоточивается на звуке, голосе, поворачивает голову на голос. В этот период появляются первые подражательные мимические и голосовые реакции. При этом подражательные движения губами, языком, мимической мускулатурой сопровождаются хаотическими движениями рук и ног. Это начало развития «комплекса оживления». В этот период в спокойном состоянии ребенка появляются первые, чаще гортанные согласные звуки, которые южно вызвать и по подражанию. В этих звуках отсутствует напевность, произносятся они обычно очень тихо, час-го с закрытым ртом (Е. М. Мастюкова, 1972, 1978).
Значительные сдвиги происходят в двигательном развитии. Ребенок хорошо удерживает голову в положении на Животе. Удерживает до 2—3 сек вложенную в руку игрушку. Вскидывает руки при оживлении, рассматривает их, приближает руки ко рту, начинает сосать кулаки. К концу 3-го мес. удерживает игрушку до 10 сек, тянет ее в рот. Возникают ощупывающие движения, движения рук к глазам, носу. Происходит отдифференцирование движений пальцев от движений руки. Начинает сближать руки над грудью. Подвешенную над грудью игрушку — кольцо — может захватывать и отпускать, стремится к повторению действия. К концу 3-го мес. у ребенка появляется гуление — напевное произнесение звуков (гласных и гортанных согласных). Гуление возникает спонтанно, но может быть вызвано и по подражанию.
Процесс кормления: ребенок хорошо и сильно сосет, может пить с ложечки. В этот период ребенок легко отвлекается во время сосания на любой внешний раздражитель (оптический, звуковой). Этот период характеризуется становлением и развитием ориентировочных реакций.
III этап(3—4,5 мес). Это период «истинного гуления»: в ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок начинает гулить. Во время «комплекса оживления» одновременно с гулением появляется и первый смех (повизгивания, радостные возгласы). Звуки гуления отличаются разнообразием с преобладанием сочетания гортанных и гласных звуков (гу, ге, ха). Но уже с 3,5 мес. гуление возникает у ребенка спонтанно, без всякой эмоциональной стимуляции со стороны взрослого и не в период « комплекса оживления ». Гуление ребенка этого возраста характеризуется тем, что он притормаживает все свои движения и прислушивается к собственному голосу. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикулярными образами произносимых звуков. У ребенка формируется подражание собственным звукам. Звуки становятся продолжительными, певучими, появляются губные звуки в сочетании с гласными ( на, ба), интонационная вариабельность. Интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер. Появляются зрительные и слуховые дифференцировки (узнает мать, замечает изменения лица, узнает голос матери). Выраженное речевое внимание соответствует I уровню понимания речи (3—6 мес, см, «Уровни понимания речи», разработанные Р. Е- Левиной).
Значительно увеличивается расстояние фиксируемого оптического раздражителя. При показе игрушки или предмета взгляд ребенка как бы ощупывает предмет, скользит по нему, рассматривая его весь. Происходит изменение и в пищевых реакциях. Исчезают рефлексы орального автоматизма (хоботковый, поисковый, ладонно-рото-головной). Сосательные движения возникают теперь только при виде груди, бутылочки.
В предыдущий период взгляд следовал за движением рук, а на III этапе взгляд ребенка направляет его руку, то есть происходит соединение поля зрения и поля действия. Так идет формирование зрительно-моторной координации.
Следующей ступенью в развитии зрительно-моторной координации является одновременное направление руки к объекту в сочетании с приведением в определенное положение кисти и пальцев при виде предметов.
Усовершенствование зрительно-моторной координации происходит в направлении быстрейшей реализации акта хватания, расширения сферы его приложения (Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, 1962), начинают преобладать односторонние движения.
IV этап (5—12 мес. — период лепета). К этому времени звуковая активность ребенка выражается в гулении, которое чаще всего состоит из гласных в сочетании с переднеязычными согласными звуками. К 5 мес. эти звуки постепенно закрепляются благодаря самоподражанию. Дальнейшее их закрепление происходит при подражании речи других. В лепете участвует артикуляция с включением мышц языка и происходит соединение отдельных артикуляционных движений в линейную последовательность (Е. М. Мастюкова, 1973).
М. И. Аствацатуров (1939) объясняет преобладание в лепете гласных а, э тем, что они наиболее легки для произнесения, так как воспроизводятся не с помощью специальных сокращений мускулатуры, а требуют лишь раскрытия рта и вибрации голосовых связок. Для произнесения губных и переднеязычных согласных ребенок также располагает готовым механизмом — мышцами, участвующими в акте сосания. Звуки и, ф реализуются у спящего ребенка при пассивном выдыхании, когда выдыхаемый воздух отчасти прорывается через рот, механически раздвигая губы (И. А. Сикорский, 1899). В возрасте 6 мес. начинают появляться речевые шумы (губные, гортанные, язычные звуки), которые постепенно дифференцируются в фонемы (Н. И. Красногорский, 1952).
Речевые рефлексы (условные) у ребенка при нормальном общении образуются на базе подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения физиологической эхолалии (И. А. Сикорский).
Многократные кинестетические афферентации, соответствующие артикулированию звуков лепета, постепенно упрочиваются и в сочетание со слуховой афферентацией воспринимаемых звуков способствуют тому, что звуки лепета постепенно формируются в элементарные временные связи которые укладываются в определенные сложные комплексы, одновременные и последовательные — симультанные и сукцессивные (Л. А. Орбели, 1948).
В период лепета у ребенка совершенствуется общая моторика и моторика рук, развиваются предметные целевые действия, которые характеризуются тенденцией к повторению. После 5 мес. формируются зрительные дифференцировки (ребенок узнает свою мать). К этому времени появляются и четкие слуховые дифференцировки — узнавание голоса матери, различение его тона. Ребенок прислушивается к обращенной речи, смотря на рот говорящего, и начинает издавать звуки. В процессе такого элементарного речевого общения с ребенком большое значение имеет неоднократное зрительное подкрепление повторно называемого предмета, что способствует упрочению понимания словесного обозначения предмета. Уже к 7—8 мес. при правильном воспитании ребенок начинает устанавливать связь некоторых слов с определенными предметами или действиями, то есть возникает первичное понимание речи.
Ребенок понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «дай ручку», «где папа», «нельзя», «ладушки» и т. п. Это соответствует II уровню понимания обращенной речи — 6—10 мес. (Р. Е. Левина, 1972). К концу года ребенок начинает понимать названия отдельных предметов, игрушек, действий в конкретной ситуации. Эмоции ребенка становятся дифференцированными, он стремится к эмоционально-речевому контакту, появляется большой интерес к игрушкам, ко всему окружающему. Начинают усложняться и предметные действия.
Действия направлены на определенный результат, связанный с изменением объекта (звучание, движение). В это время появляются любимые игрушки. Ребенок выпускает из рук один предмет, захватывает другой, рассматривает и т. д.
В 7 мес. ребенок манипулирует предметами без помощи взрослого. Развивается подражательная способность, в действия включается память (Р. Я. Лехтман-Абрамович,1960).