Упражнение 1. «Поиск смысла жизни»
Понятию смысла жизни посвящено немало книг знаменитого психотерапевта В.Франкла. Мы не будем сейчас разбирать его замечательные идеи, но заметим, что многие люди не задумываются о смысле жизни, однако, непосредственно ощущают осмысленность своего бытия. Если же человек переживает ощущение бессмысленности, то уже потом он начинает рассуждать на эту тему, пытаясь логически обосновать свое ощущение бессмыслицы бытия или найти смысл таким же способом. Однако, можно просто создать образ того смысла жизни, который бы действительно вас устроил и потом определить, что он для вас значит и каким способом можно его реально обрести. Обрести в том смысле, чтобы непосредственно ощущать его присутствие в своей жизни, более того, в своем теле, поскольку наши переживания всегда коренятся в нашем теле и нигде больше.
Инструкция к упражнению.Сядьте в удобную позу. Представьте, что недостающий смысл жизни находится настолько далеко, что вы ощущаете свою изолированность от него, и настолько близко, что вы можете достаточно ясно его ощущать (то есть, видеть, или слышать, или просто чувствовать его присутствие). На что он похож? Первое, что возникает в вашем воображении и будет правильным ответом. Изучите возникший образ, поговорите с ним. Понятно, что недостающий смысл жизни должен представляться чем-то чрезвычайно прекрасным, энергетически сильным. Смысл жизни действительно дает нашей жизни много энергии и спокойствия, уверенности. Если вы уверены, что смысла жизни нет, то это означает. Что вы на самом деле знаете, чего вам недостает, но вы отрицаете его существование. Поэтому эта отговорка не годится, вы все равно можете представить то, что как вам кажется, не существует, но в принципе желательно для вас.
Какие преграды существуют между вами и вашим смыслом жизни? На что они похожи, что они сообщают вам, как обосновывают отсутствие контакта между вами и смыслом жизни? Найдите контраргументы и другие способы преодоления препятствий. Если это не действует, то позвольте самому смыслу разрушить одну преграду за другой, приблизиться к вам и войти в ваше тело. Ощутите, как смысл жизни вошел в вас и соединился с вами. Как изменилось ваше состояние? Ощущаете ли вы себя спокойнее, увереннее, целостнее, сильнее? Пусть это чувство закрепится и распространится по всему вашему телу. Время упражнения 5-10 минут.
Групповое обсуждение результатов очень важно, чтобы терапевт мог его достаточно квалифицированно провести, ему необходимо хорошо знать теорию логотерапии В.Франкла.
Пример 1. После выполнения подобного упражнения в группе, одна из студенток ощутила, что соединилась со смыслом жизни, который представлялся ей прекрасным солнечным энергетическим шаром, который поместился в ее теле где-то в области плеч. Она почувствовала себя очень хорошо, видно было, что она распрямилась и как-то посветлела лицом. Однако она сказала, что чувствует тревожащую ее потребность что-то делать прямо сейчас. Она почувствовала какую-то ответственность и, несмотря на обилие энергии, которую она получила, это было ей неприятно. Она сказала, что предпочитает прежнее состояние, хотя оно было менее энергитичным, в меньшей степени дающим ощущение осмысленности жизни.
Несмотря на то, что я пытался помочь ей сохранить новые достижения, пришлось согласиться с ее нежеланием принять смысл жизни. Как только она отпустила свой смысл жизни, ее плечи снова опустились, а лицо потеряло «свечение», но она сказала, что так ей спокойнее.
Этот случай подтверждает мнение В. Франкла, что обретение смысла жизни накладывает на человека ответственность за следование этому смыслу. Что может обременять личность, хотя дает ей много сил и приносит счастье. Поэтому многие люди предпочитают защищаться от собственного смысла жизни и думают, что он должен находиться где-то далеко вне пределов досягаемости. Получается, что люди, которые жалуются на отсутствие смысла жизни, на самом деле избегают его.
Пример 2. Несколько раз я проводил терапевтические сеансы с этой студенткой на мастер-классе. Результаты их были удачны, однако, несмотря на успехи, она все время повторяла, что все равно не видит смысла жизни, а без этого никакие успехи не имеют цены. Я не знал, как ей помочь, не было удачной «зацепки». Однако, на одном из последних занятий, я предложил ей представить свой смысл жизни на некотором расстоянии от себя. Она сказала, что ведь его все равно нет. Тогда я сказал, что все-таки она знает какой смысл, хотела бы иметь, поэтому может его и представить. Она согласилась. После чего я предложил ей сказать смыслу, что она больше не будет изгонять его из своей жизни. Мое предложение было основано на вызревшем у меня убеждении, что она сама отказывается от смысла жизни, который на самом деле всегда присутствует в нашей жизни, даже, если мы этого не сознаем. Она была удивлена таким предложением, но сделала это… И стала смеяться! Она была просто счастлива, и сказала, что теперь ощущает свою жизнь как наполненную смыслом. Ей действительно стало хорошо, ее глаза сияли. Она спросила с упреком: «Почему Николай Дмитриевич, вы раньше не сказали мне такой простой, легкой фразы?!» «Извини, - ответил я, - только сейчас догадался…»
5.6.2 Упражнение 2«Прекращение вечной борьбы»
Участникам группы для пояснения рассказывается индийская притча.
Один человек, как и тысяча тысяч других, мечтал разбогатеть и удовлетворить все свои желания. Он понимал, что заработать столько он не сможет, но он слышал, что где-то в лесу живет мудрец, который знает великую мантру (заклинание). Если эту мантру произнести, то явится великий джин, который выполнит любые поручения.
Он долго искал именно этого мудреца, в конце концов, нашел, и, упав в ноги, молил открыть ему великую мантру. Мудрец уговаривал его отказаться от своей безумной затеи. «Если ты не найдешь работы для джина, то он тебя убьет», - предупредил мудрец. Но человек только рассмеялся: «У меня столько желаний, что я просто завалю его работой, ему некогда будет отдыхать!» - сказал он. Он так просил, что, в конце концов, мудрец не выдержал и открыл ему тайну.
Недалеко отойдя, человек произнес мантру, и явился джин ростом до небес. Все, что просил у него человек, появлялось тут же: дворцы, золото и драгоценные камни, парки и мосты, танцовщицы и воины, слоны, груженные разнообразным богатством... Очень скоро человек не мог придумать, что еще попросить, и джин проревел: «Давай мне работу или я убью тебя!» В отчаянии человек бросился к мудрецу, на ходу выдумывая что-то для джина, а тот гнался за ним.
Снова, упав в ноги мудрецу, человек завопил: «О-о-о, я понял, какой я был глупец! Спаси меня, я так раскаиваюсь!» «Ладно, раз ты раскаиваешься, я помогу тебе, - ответил тот, - видишь ту собаку с закорюченным (иначе не скажешь - Н.Л.) хвостом? Тащи ее сюда, и вели джину раскорючить ей хвост».
Джин совершенно измучился с этим заданием, только он раскорючил собаке хвост, как он снова закорючился, он опять раскорючил, а хвост опять закорючился, он раскорючил - хвост закорючился... Он вконец вспотел и сдался. «Никогда я не сталкивался ни с чем подобным. Отпустите меня, и я вас не трону» - сказал он.
Джина с миром отпустили, и человек снова упал на колени перед мудрецом. «Прости меня, я был полным идиотом, теперь я все понял и хочу стать твоим учеником! Преподай мне твой первый урок!» - возопил он. «Ладно, - сказал мудрец, - это и есть мой первый урок: весь этот мир подобен закорюченому собачьему хвосту. Все люди пытаются его раскорючить, а он снова закорючивается, они его раскорючивают, а он опять закорючиваются, они его раскорючивают, а он закорючивается... Потому что его исходное свойство - быть закорюченным...»
Даже не совершая никаких видимых действий, мы часто психологически боремся с какими-то явлениями или людьми внутри самого себя. Или бесконечно боремся сами с собой. Или хотим переделать этот мир в соответствии со своими желаниями и представлениями. Например, мы вечно спорим со своими родителями или мужем (женой), мы тратим очень много энергии на эту борьбу, но борьба эта не приносит никакого успеха, наоборот, те явления, с которыми мы усиленно боремся, только разрастаются и крепнут, как будто питаются энергией затраченной нами. А мы наоборот все слабеем и чахнем, и вместо продуктивной жизни продолжаем бесконечную и бесполезную войну внутри себя. Много энергии мы затратили на борьбу в прошлом, много тратим на борьбу за будущее, которое никак не наступает. Жизнь наша протекает в депрессии, а силы тают.
В этом упражнении предлагается вернуть себе ту энергию, которая была затрачена на борьбу с тем или иным явлением. Вы можете действовать двояким образом: либо попытаться вернуть себе сразу все, не вдаваясь в деталировку тех проблем, на борьбу с которыми вы затрачивали свои силы, а можете действовать, постепенно выделяя по очереди то одно, то другое явление, с которым вы боролись или боретесь, и возвращая себе затраченную или затрачиваемую прямо сейчас энергию. Гораздо лучше, если эта энергия вернется к вам, чем будет тратиться впустую. Вы почувствуете себя сильнее тех явлений, с которыми боролись.
Инструкция.Итак, сосредоточьтесь на мысли о возвращения всей энергии, затрачиваемой вами на ту или иную борьбу. Представьте себе нечто, с чем вы так усиленно боритесь или боролись без всякого успеха. Если это действительно что-то или кто-то опасный для вас, то не прекращайте борьбы, а подумайте о более эффективной самозащите.
Если же вы поняли, что эта борьба бесплодна и приводит только к вашему истощению, то призовите всю напрасно истраченную энергию обратно и примите ее как свой энергетический потенциал. Вы можете пригласить и всю энергию из прошлого, которая была затрачена раньше, и из будущего, куда она была вами направлена. Главное, откажитесь от напрасной и непродуктивной борьбы, чтобы жить хорошо прямо сейчас. Время выполнения 5-10 минут.
Групповое обсуждение результатов выявляет многие нерешенные проблемы и вызывает философскую дискуссию.