ГЛАВА 5. Упражнения для групповых и индивидуальных занятий, используемые в ЭОТ
5.1 Введение
Важнейшей частью системы эмоционально-образной терапии является набор специальных упражнений, которые можно использовать как индивидуально, так и в групповой работе. Руководитель группы дает инструкцию выполнения упражнения, в группе оно выполняется в течение 5-10 минут, потом происходит обмен впечатлениями. Инструкции упражнений обычно даются в достаточно свободной и неопределенной форме для того, чтобы дать свободу для проявлений каждой личности. Процесс взаимообмена впечатлениями после того или иного упражнения является очень полезной фазой работы. Желательно, чтобы все рассказали о своих образах и переживаниях, но никто не принуждается к этому.
Каждое упражнение имеет свои цели, оно может вызывать чисто положительные переживания, но может и спровоцировать проявление той или иной неосознаваемой проблемы. Поэтому выполнение упражнения в группе плавно переходит в терапевтическую работу с тем или иным участником группы. Решение проблемы одного из участников группы полезно и для других, которые наблюдают за процессом терапии. Обсуждение группового медитативного опыта стимулирует дальнейшие размышления на заданную тему, высвечивает индивидуальные различия в подходе к данной проблеме.
Упражнение 1 (тренировочное)
В моей практике почти не бывало случаев, когда тому или иному участнику группы или клиенту не хватало воображения, чтобы придумать тот или иной образ для своего состояния. Но если такое произошло, то можно проделать предварительные упражнения для развития воображения. Можно воспользоваться тестом, предлагаемой А. Лазарусом [ ] для определения, а также развития способности создавать образы.
Представьте себе определенные вещи. Если образ будет очень отчетливым, поставьте себе 4 балла, если отчетливость будет средней, вы получаете 3 балла, если относительной - 2, и если образ будет неотчетливым - 1. Если же перед вашим мысленным взором не появится никакого образа или он будет совсем нечетким - получаете 0. Прочтя каждое из заданий, закройте глаза, попытайтесь представить себе образ насколько возможно отчетливо, а затем запишите оценку, которую себе поставили.
Начнем. Подумайте о своем близком родственнике или друге.
Баллы | |
1. Представьте, что он или она стоит перед вами. | ( ) |
2. Представьте себе этого человека смеющимся. | ( ) |
3. Представьте его глаза. | ( ) |
4. Представьте себе вазу с фруктами. | ( ) |
5. Вообразите, что вы едете по сухой пыльной дороге. | ( ) |
6. Представьте себе, что бросаете мяч. | ( ) |
7. Представьте себе дом, в котором жили в детстве. | ( ) |
8. Вообразите, что смотрите на витрину магазина. | ( ) |
9. Представьте себе белый песчаный пляж. | ( ) |
10. Представьте себе телевизионный экран без изображения. | ( ) |
11. Услышьте собачий лай. | ( ) |
12. Представьте себе звук взрывающейся хлопушки. | ( ) |
13. Почувствуйте тепло горячего душа. | ( ) |
14. Представьте себе, что проводите пальцем по куску наждачной бумаги. | ( ) |
Представьте себе, что вы поднимаете тяжелый предмет. | ( ) |
16. Вообразите, что поднимаетесь по крутой лестнице. | ( ) |
17. Представьте вкус лимонного сока. | ( ) |
18. Вообразите, что едите мороженое. | ( ) |
19. Представьте себе запах тушащейся капусты. | ( ) |
20. Представьте, что нюхаете розу. | ( ) |
Если вы набрали высшую сумму баллов - 80, значит, за каждое из заданий вы поставили себе 4 балла и все образы вы представляли себе очень отчетливо. Это мало кому удается. Если вы набрали 60 и более баллов, это говорит о хорошо развитом воображении. Если набранные вами баллы в сумме составили менее 30, то по мнению А. Лазаруса вряд ли данный метод вам поможет. Я думаю, что это не так, надо просто развивать свои способности, повторяя упражнение.
Можно также воспользоваться упражнением, направленным на создание образов эмоциональных состояний. Придумайте серию образов, соответствующих словам радость, тоска, счастье, печаль, нежность, тревога, доброта и т.д. Старайтесь создавать образы спонтанно, что пришло первое в голову, то и хорошо. Подберите звук и осязательное ощущение под каждый образ. Можете нарисовать возникшие образы. Сделайте перерыв и снова создайте образы на те же темы, сравните первые и вторые образы. Что в них общего? Как отразилась ваша личность и проблематика в этих образах?