Семейство Лоховые — Elaeagnaceae
Лох узколистный (Elaeagnus angustifolia),л. восточный (Elaeagnus orientalis)
В садовых и декоративных посадках в Средней Азии и на Кавказе выращивают оба вида, но более популярен первый. Там же находятся и места естественного произрастания лоха, предпочитающего берега рек и других водоемов. В качестве не только пищевого, но и лекарственного растения лох известен давно, но, конечно, не конкурирует с облепихой по частоте применения и широте спектра показаний к назначению. Ягоды лоха едят свежими и сушеными. Последние лучше закрепляют. Их используют как приправы, для приготовления каш, муки, выпечки хлеба, лепешек. Из них готовят сиропы, квасы, компоты, пастилу, кондитерские изделия. Сок утоляет жажду, считается в Таджикистане жаропонижающим, противовоспалительным, противолихорадочным средством.
Химический состав ягод пока изучен явно недостаточно. Из углеводов родственных соединений они содержат глюкозу, фруктозу, сахарозу, пектины. Найдены аскорбиновая кислота (витамин С) и большое количество дубильных веществ — до 33-36%. Наличие последних в значительной мере и определяет ряд показаний и применений ягод лоха. В листьях и цветках обнаружены флавоиоиды (витамины группы Р). Эфирное масло (0,3%) обусловливает приятный запах душистых цветков лоха. Конечно, в плодах лоха можно найти не меньше физиологически активных соединений, чем в плодах облепихи. Просто их пока никто не искал. В «Растительных ресурсах СССР» (т. 4, 1988) химический состав различных частей лоха приведен несколько более подробно.
Великий таджикский ученый-энциклопедист Абу Али Ибн Сина (XI в.) дал краткую справку о применении плодов лоха, вполне соответствующую высокому содержанию в них дубильных веществ: «Запирает всякое истечение, связывает и закрепляет сильнее, чем боярышник, и подавляет желтую желчь, изливающуюся во внутренности, задерживает действие желудка (т. е. дефекацию) и рвоту». Такое внимание к лечебному действию ягод лоха вполне понятно: закрепляющее действие растений, их фитонцидная, антимикробная активность играют существенную роль, поскольку бичом стран с жарким климатом являются кишечные инфекции. У препаратов из плодов лоха обнаружено антибактериальное действие в отношении как гноеродной (стафилококки), так и кишечной флоры (кишечная палочка, сальмонеллы, возбудители брюшного тифа). Дело не ограничилось чисто научной констатацией и подтверждением правомерности применения лоха в традиционной ирано-таджикской медицине при пищевых токсикоинфекциях, сопровождающихся диареей (поносом) и рвотой. Армянскими учеными еще в 1945 г. был создан препарат «пшатин», который, как это и повелось в СССР, а теперь и в России, в практике отсутствует. Препараты «лохтан» и «лохпектан» также известны лишь по данным литературы. Впрочем, препараты эти можно расценить как имеющие всего лишь региональное значение. На севере России лох не произрастает, но неиспользуемой черемухи, рябины хватит на своих и на зарубежных больных дизентерией, сальмонеллезами. Вот только и они далеко не всегда бывают в аптеках. Отвар ягод лоха применяют при диареях (поносах) различного происхождения: при диспепсии, энтероколите, острых и хронических колитах, например, неспецифических язвенных. Подобно другим вяжущим средствам, отвары из ягод эффективны при носовых, маточных, геморроидальных и прочих кровотечениях (местно и внутрь). При геморрое рекомендуют сочетать ягоды лоха с листьями подорожника. Вяжущие полоскания обычно с высоким эффектом применяют при стоматитах, гингивитах, ангинах, тонзилиитах. Жаропонижающее действие используется и при малярии.
Помимо применения внутрь в качестве противовоспалительного, закрепляющего, антигельминтного средства препараты лоха используют и наружно как кровеостанавливающее и для заживления ран.
Отвару ягод присущи и отхаркивающие, мягчительные, секретолитические свойства, а потому он находит применение при острых респираторных вирусных инфекциях, трахеитах, ларингитах, бронхитах. Настойка плодов как будто используется в гомеопатии, но в доступных источниках указаний на применение лоха мы не нашли.
Листья и цветки имеют те же показания к применению, но, кроме того, оказывают сосудоукрепляющее, кардиотоническое и гипотензивное действие. Цветки применяют при гипертонической болезни.
Амирдовлат Амасиаци (XV в.) считал ягоды лоха эффективным лекарством и нашел для них место в своем монументальном справочнике «Ненужное для неучей». Он особо подчеркнул детоксикационные свойства ягод лоха: «Не дает парам подняться в голову и не дает быстро захмелеть пьющему. Закрепляет естество. Прекращает рвоту. Помогает при болезнях желтой желчи (т. е. желтухах, гепатитах), недержании мочи, язве мочевого пузыря, царапанье, кровавой моче и слабости (т. е. при циститах)». Особое внимание в средние века, да еще и в Турции с ее гаремными традициями уделяли влиянию растений на детородные функции: «Он уменьшает половую потенцию». Ароматерапия, одоритерапия — понятие для наших больниц и поликлиник чисто теоретическое. Тем большее уважение вызывает средневековый врач, использовавший способность растений модулировать настроение человека: «А цветок его вызывает выделение женского семени. Его вредное действие устраняет леденцовый сахар. А заменителем (ягод) является ююба (см. унаби). Ожерелье из цветков лоха сделает человека веселым, на сердце у него будет радостно, а заботы рассеятся». Приходится лишь мечтать о тех временах, когда пусть не социальные, но хотя бы ароматерапевтические меры (а лучше и те и другие) будут приняты с той целью, чтобы на сердце у нас было радостно, а заботы рассеялись. Если в темное, дремучее средневековье врач думал, заботился о психоэмоциональном комфорте человека, то почему этого не происходит сегодня?