Деятельность коммунитарных психологов
Коммунитарная психология как организованная сила появилась на свет в результате конференции 1965 г. в Свэмпекотте. неподалеку от Бостона (Bennett et al., 1966). По словам Закса и Спектера (Zax & Specter, 1974), коммунитарная психология — «подход к поведенческим проблемам человека, при котором акцентуируется вклад, внесенный в развитие этих проблем силами окружающей среды, а также потенциальный вклад, который можно внести в их устранение путем использования этих сил» (с, 459). Этот подход требует широты взгляда. Люди, работающие над улучшением психического здоровья и профилактикой психопатологии в общинах, должны интересоваться нарождающимся будущим. Тенденции в популяции, общественном здоровье, медицинском уходе и технологии настолько ощутимо влияют на качество жизни и паттерны стрессоров, что нужно планировать программы охраны психического здоровья дальнего действия, имея в виду эти меняющиеся силы (Sundberg, 1985).
После Свэмпскотта в журналах и программах тренинга были разработаны специальные методы и концепции, так что теперь коммунитарная психология является самостоятельной дисциплиной. Коммунитарпые психологи часто находят общий язык с социальными работниками и с сестрами и врачами, работающими в системе государственного здравоохранения. Коммуннтарные психологи подчеркивают, что занимаются не только коммуннтарным психическим здоровьем, однако коммунитарная психология и комму1штарное психическое здравоохранение во многом пересекаются. Главными отличительными особенностями коммунитарных психологов являются использование психологических знаний (в отличие от, скажем, осведомленности в экономических вопросах, жилищном строительстве, транспорте или занятости) и приверженность эмпирическим методам измерения эффективности результатов. В этих отношениях они подобны клиническим психологам. Иногда о частнопрактикующих психологах говорят, что они «живут в общине». Хотя их кабинеты действительно расположены в общине, они обычно функционируют как придатки направляющих медицинских учреждений и расширение сети страховых выплат, а потому по функции и философии совершенно отличны от коммунитарных психологов, которые, как правило, интересуются программами, а не лечением отдельных индивидов и выплатами. Консультирование и профилактика. Помимо исследований основной деятельностью коммунитарных психологов являются консультирование и профилактика. И то, и другое в нашей книге уже обсуждалось, поэтому здесь мы остановимся на них лишь кратко. Консультирование часто связано с организацией и предложением тренировочных семинаров для коммунитарных групп. Один из авторов, например, помог основать женскую организацию в маленьком поселке. Когда женщины решили положить конец бытовому насилию, они попросили провести семинар по письменным запросам о субсидиях для финансирования и расширения своих действий. Поскольку профилактика является главной частью коммунитарной психологии, мы приведем здесь короткое резюме.
Неплохо обратить внимание на то, что продвижение здравоохранения, в том числе охраны психического здоровья, и профилактика проблем требуют мультидисциплинарных подходов по изучению но популяцнй на предмет риска и сопротивления. Этиология психических расстройств очень сложна включает биологические, социальные и средовых факторы. Робине и Руттер (Robins & Rutter, 199C предлагают превосходно составленный свод интеракций, приводящих к уязвимости перед стрессом или улучшению сопротивляемости ему. Представляется. что психологические проблемы связаны скор! с количеством, тяжестью и последовательность предрасполагающих факторов и стрессоров, чем конкретными единичными травмами. Многие ел чаи для профилактики — и убедительность ее побс пиков — были хроникально изложены в большой серии томов с материалами ежегодных Вермонтских конференций (см., например Albee & Joffee, 197 Американская ассоциация психологов способствовала распространению Fourteen Ounces of Prevention: A Casebook for Practitioners (Price et al, 1988). В этой брошюре описано 14 программ, направленных на разного типа проблемы с охватом всей жизни от раннего детства до старости. Коммунитарные психологи часто прибегают к тренингу, чтобы помочь индивидам или группам сбить стресс и усовершенствовать копинг (см., например, Meichenbaum, 1985). Джордж Олби (Albee & Joffe, 1977) предложил замечательный способ суммирования факторов, важных для профилактики психопатологии. В адаптированном варианте его «формула» выглядит так:
Частотность расстройства =
Органические факторы + Стресс +
+ Социальное бесправие (и Эксплуатация)
Компетенция (и Навыки копинга) + + Самоуважение + Социальная поддержка
Выдающийся коммунитарный психолог Эмори Коэн (Cowen, 1991, 2000) утверждает, что нынешнюю тенденцию мыслить в категориях медицинской модели надлежит заменить тенденцией стремиться к концепции хорошею здоровья. Взамен широко поддерживаемой модели, которая подчеркивает выявление риска возникновения расстройства, Коэн выдвигает более емкую модель, ориентированную на улучшение здоровья в течение всей жизни. Нам следует думать о поддержке людей в их сильных аспектах вместо того, чтобы подчеркивать их слабые стороны. Коэн предложил практику полевых исследований с упором на четырех главных концепциях: а) компетенция, которая включает в себя практические навыки, коммуникацию и социальные навыки наподобие контроля над гневом; б) устойчивость — умение уклониться от неприятности или катастрофических событий; в) модификация социальных систем — признание того, что разнообразные социальные системы, скажем, школы и церкви, обладают властью помочь или навредить, и что они должны быть задействованы так, чтобы последствия оказались полезными; г) наделение людей полномочиями — к этому нужно стремиться, так как, по мнению Коэна, многие проблемы являются просто результатами недостаточной власти, справедливости и возможностей.
Бедствия в общине. Отдельные природные бедствия — ураганы, наводнения и землетрясения — ежегодно убивают или калечат людей, переворачивая их жизнь. Такие организации, как Красный Крест (а в некоторых странах — Красный Полумесяц), оказывают пострадавшим немедленную помощь. Помимо физического ущерба у катастроф неизменно бывают и психологические последствия. Коммунитарные психологи приступили к изучению возможностей помочь общинам, пострадавшим от крупномасштабных катастроф. Представляется, что после бедствия люди проходят через некоторые предсказуемые фазы. На протяжении первых 1-2 недель после катастрофы они, по всей видимости, пребывают в героической фазе. Они предпринимают впечатляющие действия по спасению людей и минимизации потерь. Наличествует четкое чувство альтруизма и общего дела. Следующая фаза — фаза медового месяца, длящаяся от 1 недели до 3-6 месяцев, — привлекает внимание средств массовой информации, приводит в общину политиков и вызывает мощное ощущение сопереживания среди жертв, особенно в ходе восстановительных работ — расчистки домов от завалов или отстраивания их заново. Нарастает атмосфера предчувствия помощи от властей извне. Далее следует фаза прощания с иллюзиями — она начинается примерно через несколько месяцев или через год. Рассеивание первоначального духа единства протекает болезненно. Проволочки, неудачи и разочарования в связи с официальной помощью оборачиваются гневом, негодованием и горечью. Заключительная фаза, восстановление, кладет конец оглядкам на случившееся и сопровождается готовностью индивидов еще раз наладить свою жизнь с независимостью и опорой на собственные силы. Похожие проблемы и последовательность (раз имеют место при катастрофах, являющихся делом человеческих рук, — после войн, массовой стрельбы среди школьников и несчастных случаев, вызванных чрезвычайным загрязнением окружающей среды.
Проблемы, связанные с катастрофами и представляющие важность для коммунитарной психологии, разбиваются на несколько категорий. На первом месте стоят основные проблемы обыденной жизни, включая препятствия к удовлетворению естественных потребностей в пище, одежде, крове, медицинской помощи, а также вторичные потребности в транспортировке, занятости, заработках и свободе передвижений. Вторая категория — приспособительные реакции, которые можно подразделить на ранние реакции (шок, паника и неразбериха) и более длительные аффективные синдромы (дезадаптивное отрицание, тревога, депрессия, чувство вины за собственное выживание, раздражительность и фрустрация). Третью, и самую серьезную категорию, — психические расстройства и заболевания — тоже можно подразделить на две группы. Обострение бытовых конфликтов может сопровождаться жестоким обращением супругов друг с другом и с детьми, а обострение ранее существовавших хронических заболеваний приводит к рецидивам шизофрении, манической депрессии или, например, алкоголизма.
У индивидов, пострадавших в ходе трагических событий, развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), которое долгое время может не проявляться. Некоторые психологи и другие работники сферы психического здоровья разработали программы для реализации вскоре после бедствия в отношении людей, у которых вероятие развитие ПТСР. Митчелл и его коллеги (Everly. Flannery & Mitchell, 2000; Robinson & Mitchell, 1993J разработали и охарактеризовали метод вмешательства под названием «Дебрифинг при стрессе после критических инцидентов» (CISD) для работы вскоре после бедствий. По всей вероятности, это самое общепринятое формальное групповое вмешательство. Дебрифинг охватывает обсуждение травмирующего события с товарищами по несчастью, а также методы копинга. Кроме того, оказалось полезным и условиях бедствия в общинах работать с волонтерами и в контакте с неотложной медицинской службой в условиях стационара.
Пример внезапной катастрофы — падение большого пассажирского самолета, когда возникают неотложные проблемы с лечением раненых, опознанием погибших, уведомлением родственников и помощью прибывшим на место крушения. Джейкобе, Квиллон и Штрихерц (Jacobs, Quevillon & Stricberz, 1990) предлагают поучительное сообщение о работе служб психического здоровья на месте катастрофы. Они подчеркивают важность упреждающего планирования работы психиатрических служб, равно как и служб медицинских. Большая часть психиатрического персонала должна состоять из местных волонтеров. Только четкое планирование позволит стихийным волонтерам оказать наибольшую помощь большой группе людей, внезапно оказавшихся в критической ситуации. Джейкобе и коллеги (Jacobs et al., 1990) предлагают ценные подробные рекомендации по такому локальному планированию.
Со временем могут развиться и другие бедствия. Например, экономический спад в общине может усугубляться месяцами и даже годами. Многие из таких же проблем, что возникают при внезапных бедствиях, развиваются вследствие безработицы, что наблюдалось после закрытия завода или мельницы (Liem & Rayman, 1982; Weeks & Drengacz, 1982).
Появились некоторые экспериментальные принципы вмешательства. Работников сферы охраны психического здоровья учат считать нарушение временным и подчеркивать, что все будет, как прежде. Работники не должны навешивать на людей ярлыки (вроде диагнозов) и создавать более стойкую проблему. Полезно разрабатывать новые паттерны помощи, способные вписаться в общину. Работники охраны психического здоровья должны разыскать имеющиеся сети естественных и нетрадиционных поставщиков услуг и тренировать в их применении линейные психиатрические бригады. Наконец, эти сотрудники должны планировать сохранение психического здоровья у самих работников — т. е. предвидеть их потребность в поддержке и передышках по мере работы со скорбящими и покалеченными.
Начинается систематическое исследование следующих вопросов: каковы долговременные последствия коммунитарных катастроф? Кто подвергается наибольшему риску в случае катастрофы? Представляется, что сильный стресс и высокая ранимость до катастрофы ухудшают возможный исход, тогда как хорошее психологическое приспособление и сеть эффективной социальной поддержки снижают вероятность плохих исходов.