Профессиональная защита и аккредитация организаций
Важность для психологов представляют и другие организации — например, профессиональные ассоциации. Одни клиницисты относятся к подразделению 12 — клиническая психология — при Американской ассоциации психологов, а другие числятся в других подразделениях ААП — консультационная психология, Общество по Коммунитарным исследованиям и мероприятиям, Реабилитация, Умственная Отсталость и Инвалидизация в связи с развитием, Психоанализ и психология женщин. Клиницисты, особенно те, кто интересуется профилактикой и исследованиями, являются также членами Американского психологического общества и Американской ассоциации прикладной и профилактической психологии. В общинах и штатах, а также за рубежом есть много других организаций, которые связаны с клинической деятельностью. Рут (Routh, 1994) предоставляет великолепный обзор развития клинико-психологических организаций в США, начиная с 1917 г. С ростом частной практики за последние не-
сколько десятилетий потребность в работе сетей профессионалов, тренинге и поддержке привела к расцвету психологических организаций. Требования непрерывного обучения, звучащие со стороны советов штатов по лицензированию, также помогли психологическим ассоциациям штатов нарастить активность в области постоянного обучения. Профессиональные психологические организации все чаще оказываются эффективным политическим голосом и активно способствуют обсуждению поведенческого здоровья нации в будущем.
Психологов иногда привлекают организации адвокатского типа. Идеи подобных организаций развились и дифференцировались в Соединенных Штатах и других странах во второй половине XX в. Есть два их типа: востребованные и добровольные. Востребованные адвокатские организации регулируются законами или уставами. Они выполняют роль сторожевых псов при службах человека. Так, Совет по надзору за воспитанием чужих детей обязан присматривать за детьми, отданными в чужие руки, с прицелом на побуждение к планированию постоянного проживания. Учреждения защиты и адвокатуры (Р&А) пользуются широким правом убеждаться в эффективном уходе за людьми с ограниченными возможностями (включая эмоциональные расстройства). Агентства Р&А наделены широкими полномочиями, включая подачу запросов о выдаче для анализа клинической документации, касающейся институционализированных пациентов. Похожая программа обеспечивает омбудсменов — шведский термин, обозначающий пациентов, «представителей>>-резидентов или адвокатов. «Лица-омбудсмены» могут назначаться штатом для расследования жалоб, поступающих из больниц, домов престарелых и прочих учреждений службы человека.
Добровольные адвокатские организации в Соединенных Штатах пребывают в диапазоне от неформального собрания озабоченных граждан до крупных и официальных сообществ типа Национальной Ассоциации психического здоровья (NAMH) и Национальной федерации душевнобольных (NAMI). Эти организации заставляют свой бизнес лоббировать законодателей, проектировать законы, повышать сознательность и содействовать официальным учреждениям. Описание NAMI см. в материале модуля 15.4. Они также оказывают социальную поддержку психически больным людям и их семьям.
Психологам наверняка придется иметь дело с аккредитирующими организациями, чаще всего — при подготовке к подтверждению и сохранению профессиональных стандартов, но также и в качестве подготовленных экзаменаторов в составе приходящих команд, Почти все психологи со степенями докторов философии и психологии прошли через подготовительные программы, аккредитованные Американской Ассоциацией Психологов, и каждые несколько лет проходят проверку, проводимую приходящей командой. За последние десятилетия национальные аккредитирующие организации для клинических учреждений приобрели значительную важность по мере того, как аккредитированный статус сделался непосредственно связанным с правом на финансирование, государственное или частное. Самый старший из этих органов — Объединенная Комиссия по аккредитации организаций здравоохранения (JCAHO). Она уходит корнями в аккредитацию больниц, однако теперь предлагает множество специально разработанных категорий аккредитации для разных условий и медицинского, и поведенческого здравоохранения. Другие группы, предлагающие аккредитацию, восходят к службам по обеспечению благосостояния детей, исправительным системам, индустрии управляемого лечения и т. д. Короче говоря, аккредитация подразумевает соответствие ряду стандартов и наличие рационально избранного непрерывного усовершенствования в отдельных зонах. В своей основе стандарты аккредитации имеют много общего с организационными премиями за качество — это касается акцента на ответственности лидерства, уделения главной роли процессам совершенствования и обратной связи с заботой удовлетворенностью клиентов, поставщиков и инвесторов. Сейчас отмечается значительный акцент на исходах и результатах в противоположность сосредоточенности на соответствии процессуальным стандартам. Иначе говоря, сегодня важно не только делать что-то правильно (проводить адекватное и работоспособное лечение), но и делать это правильное хорошо (проводить лечение, которое доступно, своевременно, эффективно, безопасно, постоянно, рационально и проводится с уважением и вниманием).