Профилактические программы при работе с парами: равна ли унция профилактики фунту лечения?
Усилия по повышению качества парных связей и профилактике реляционного дистресса предпринимались на протяжении более 50 лет. По ряду причин эта область разработок продолжала наращивать важность по мере вступления обществ в XXI столетие. Частота разводов — по крайней мере в Соединенных Штатах — в последние годы перевалила за 50% (Gottman, 1988). Негативное влияние семейного разлада и развода продолжает быть запутанным и во многих отношениях дорого обходится обществу и людям, втянутым в подобные ситуации.
Профилактические программы (особенно первичная и вторичная профилактика в определении, дающемся в следующей главе) представляют особую важность, так как подавляющее большинство расстроенных пар до развода или разделения не обращается к услугам консультирования или терапии (Bradbury & Fincham, 1990b). Иными словами, большинство пар предпочитают не становиться «клиентами», и многие пары, которые больше других нуждаются в услугах профилактических программ, получают такие услуги с наименьшей вероятностью (Fincham & Beach, 1999). Существует множество незримых преград, мешающих обратиться за клиническими услугами любого типа, например боязнь негативных социальных последствий и предвзятого отношения к тем, кто обращается за помощью к клиницистам. Такие барьеры парам бывает особенно трудно преодолеть. Следовательно, профилактические программы, призванные достучаться до пар и семей в общине и снабдить их информацией и услугами, призванными улучшить качество отношений и уменьшить дистресс, могут остаться невостребованными. Тот факт, что научная литература совершенно ясно указывает на то, что парная терапия, похоже, имеет лишь умеренный успех, привел в данную область многих видных исследователей, желающих переориентировать свои программы помощи неимущим и профилактические усилия, адресуя их парам и семьям, где уже идентифицированы факторы риска (вторичная или селективная профилактика) или серьезные проблемы (третичная или показанная профилактика).
Профилактические программы, ориентированные на пары, могут быть составлены из комбинаций психообразовательных мероприятий, упражнений, приобретения навыков и практики. Мишенями типичной профилактической программы окажутся те же самые сферы, что находятся в центре внимания всех разновидностей семейной и парной терапии. Мишенями могут выступить построение навыков коммуникации, решение проблем, разрешение конфликтов, вопросы разделения труда, финансовое планирование, воспитание детей и управление стрессом. Помимо этого многие другие разновидности программ помощи неимущим и профилактических программ, нацеленных на такие вещи, как нарушения внимания и поведения, часто включают в себя модули, призванные повысить качество парных отношений, когда пары пытаются научиться стратегиям устранения трудностей, переживаемых их детьми (Wine Barger, Fisher, Eddy, Poston & Schuaghency, 1998).
МОДУЛЬ 13.2. СЛУЧАЙ ПАРНОЙ ТЕРАПИИ
Худо ли, хорошо ли, но Билл и Салли прожили вместе более 15 лет. Они жили вместе в последние 2 года учебы в колледже; тогда Салли забеременела и они поженились Она родила первого ребенка, девочку, когда Биллу было 22 года, а ей — 21. Билл закончил учебу и получил диплом специалиста по компьютерам. Салли же после рождения дочери бросила колледж. Через несколько лет у них появился еще один ребенок, мальчик. С годами конфликты стали острее, а решения виделись все более и более трудными. Постоянно возникали споры о деньгах, воспитании детей и разделении труда (например, домохозяйства и содержания машины и дома). Билл завязал несколько не слишком серьезных интрижек с женщинами, с которыми знакомился по Интернету, а Салли узнала об этих связях и была глубоко оскорблена. Примерно через 7 лет постоянных пререканий супруги решили, что единственный выход — развод. Они договорились о совместной опеке над детьми, причем основным опекуном будет Салли. Салли пробовала устроиться на разные работы, но без диплома колледжа и некоторых навыков она так и не смогла найти место, которое сочла бы достойным и доходным. Проработав несколько месяцев, она либо уходила сама, либо ее увольняли. Поскольку у родителей было оформлено совместное опекунство и они жили в одном городе, дети подолгу жили с ними обоими. Дети навострились манипулировать родителями, настраивая одного против другого. Билл и Салли обнаружили, что им ужасно не хватает друг друга. Вскоре они стали встречаться весьма регулярно. Сексуальные отношения всегда доставляли им крайнее удовольствие. Примерно через год после развода они решили попробовать пожениться вновь. Споры и взаимные обвинения возобновились почти мгновенно, усугубляясь и делаясь все более неистовыми. Джон, их сын, втянулся в мелкую делинквентную деятельность, и каждый из родителей обвинял в его поведении второго. Билл играл на неспособности Салли удержаться на работе. Из-за того, что Билл подолгу «сидел в Интернете», Салли заподозрила его в новых связях. Новый развод казался неизбежным.
Прежде чем сдаться и подать на развод, Билл и Салли решили попробовать парную терапию. Д-р Энн Фармер, терапевт, с которым они консультировались, придерживалась научающе-ситуационного подхода и взирала на имеющуюся семейную систему как на единицу, а не пыталась изменить личности Билла и Салли. Анализируя сложное функционирование семейной системы как единого целого, д-р Фармер надеялась определить отдельные критические аспекты семейной ситуации, переменив которые, можно было изменить характер работы системы в целом. Д-р Фармер попросила пару подробно записывать все свои домашние дела, проблемы, с которыми они сталкиваются, и то, как к этим проблемам подступают и пытаются разрешить. Кроме того, пара записала на видео ряд своих ссор, так что теперь они могли на сессиях анализировать с д-ром Фармер паттерны коммуникации. Через 2 недели интенсивного наблюдения было намечено несколько ключевых терапевтических целей с фокусом на паттернах коммуникационного поведения, решения проблем и вопросов родительского воспитания. После нескольких недель сфокусированной работы над построением навыков и паттернов общения состояние семейной системы начало улучшаться.
Из обзоров превентивных программ следует, что они обладают некоторой полезностью, и что их ценность может скрываться в их рентабельности (Chris-tensen & Heavey, 1999; Savers, Kohn & Heavey, 1999) и их «минималистском» подходе (Fincham & Beach, 1999). На фоне некоторого расхождения мнений кажется, что профилактические программы в определенной степени срабатывают (Reid & Eddy, 1997). но измерение успеха отчасти затруднено. Например, выясняется, что показатели самоотчетов демонстрируют меньшие положительные сдвиги по сравнению с обсервационными показателями улучшения в паре (Chvistensen & Heavey, 1999). Кроме того, при том, что многие вероятные кандидаты па участие в профилактических программах зачастую недостаточно представлены и обслуживаемых популяциях, было предположено, что воздействие профилактических программ может страдать из-за ограничений (эффект потолка), созданных, когда участниками выступали, главным образом, интактные и удовлетворенные п<фы (Van Widenfelt, Hosman, Sc'haap & van der Staak, 1996). Исследователи, анализирующие долговременные эффекты профилактических программ, пришли к согласию в том, что их эффекты со временем рассеиваются.
Было высказано предположение, что в будущем программы, нацеленные на профилактику проблем в семье и отношениях между партнерами, будут «минималистскими» по своему характеру (Gottman, 1994) и фокусироваться на следующих областях: а) раннее распознавание оборонительной позиции в сочетании с эффективными стратегиями ее разрешения; б) сензитивность к угрозе, способной вызвать оборонительную позицию; в) сфокусированность на динамичном и меняющемся характере парных отношений. Придется признать и то, что по мере того как пара проживает историю своей жизни, ей понадобятся новые навыки и новые способности (Fincham & Beach, 1999).
МОДУЛЬ 13.3. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СЕКСУАЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ У ПАРЫ
Андреа и Леон, каждому из которых было примерно по 25 пет, были женаты уже год, когда их врач направил пару на лечение из-за боли, которую вызывал у Андреа половой акт, — ситуации, которая поставила их брак под серьезнейшую угрозу. Хотя они были знакомы 4 года, до женитьбы они, занимаясь сексом, не прибегали к пенетрации. В тех нескольких случаях, когда они пытались это сделать, им приходилось остановиться из-за сильнейшей боли у Андреа. Оба партнера родились в нестабильных браках. Хотя ни у кого из них родители не развелись, домашняя жизнь полнилась конфликтами и отчаянием. Андреа держалась ближе к матери, которая поверяла ей разные секреты при частом обсуждении конфликтов и супружеской дисгармонии, обычных для их семейства.
Андреа остро сознавала свое желание «присутствовать в семье» ради матери и обеспечить ей социальную поддержку, в которой та, похоже, отчаянно нуждалась. Впоследствии Андреа Предприняла неимоверные усилия к тому, чтобы обеспечить матери абсолютную поддержку, и активно старалась не показывать той, что хоть в чем-то не согласна с ее мнениями. Неизбежные различия между матерью и дочерью Андреа пыталась всячески сглаживать, чтобы мать и не подозревала об их наличии, и никогда ее не обижать. Андреа считала, что половая жизнь у ее родителей прекратилась, когда ей было лет 7, и ее воспитали с четким посланием о том, что всем парням нужно только одно и что ни в коем случае нельзя заниматься сексом до свадьбы. Другие сексуальные темы на протяжении детских лет Андреа тщательно обходились.
По ходу семейной терапии стало ясно, что интенсивная эмоциональная связь Андреа с матерью ограничила ее развитие и что установление здоровых и полноценных отношений с мужчиной могло поставить под угрозу ее близость с матерью и зависимость от нее. Когда в конце концов Андреа, следуя совету терапевта, рассказала матери о своих сексуальных затруднениях и вопросах, обсуждаемых по ходу терапии, мать призналась, что еще в подростковом возрасте подвергалась сексуальному насилию. Совершенно очевидно, что мать никогда не пыталась проработать проблемы, связанные с ее собственными сексуальными трудностями. Обсуждение их обоюдной нужды в профессиональной помощи помогло снять бремя ответственности с Андреа и привело к более откровенной и здоровой коммуникации.
На протяжении работы терапевта с парой Андреа и Леона побуждали взглянуть с психологически иной точки зрения на проблемы с половым актом и иначе отнестись к своим былым проблемам и неудачам. Терапевт побудил их продолжить и наращивать прикосновения и доставлять друг другу удовольствие даже без полового акта. Построение навыков и библиотерапия повысили их открытость возбуждению и понимание потребности в возбуждении у партнера. Одновременно обсуждались эмоции, испытываемые во время сексуальных действий, и смысл этих эмоций был также проанализирован и обработан. Когда пара стала придавать новый смысл переживаемым чувствам, а Андреа предоставили возможность развить отношения с матерью, здоровое развитие пары продолжилось и оказалось успешным.
Источник: По Nolen-Hoeksema (1998, p. 405J.
ПРИМЕРЫ ПАРНОЙ ТЕРАПИИ
Как и для семейной терапии, невозможно привести примеры всех мыслимых подходов к клинической деятельности подобного типа. Однако мы надеемся, что пример, приведенный в материале модуля 13.2, создаст у читателя представление о процессах, которыми сопровождается предоставление такого рода услуг. В модуле 13.3 приведен пример парной терапии, сфокусированной на специфической проблеме — сексуальной дисфункции.
У поставщиков клинических услуг и исследователей может возникнуть возможность пообщаться с семьями и парами в ряде ролей, отличных от рассмотренных здесь. Например, как говорилось в главе 8, к клиницистам часто обращаются за оценкой и лечением в ситуациях, где главную важность представляют собой заброшенность ребенка и жестокое обращение с ним, и клиницисты оказывают важнейшую помощь в сферах родительского тренинга и контроля над поведением.
Наконец, клиницисты могут также играть решающую роль в процессах характеристики при рассмотрении дел об опекунстве и лишении родительских прав — заинтересованные читатели могут ознакомиться с подробным и детальным обсуждением этих вопросов в главе 12, посвященной судебной психологии.
Резюме
В настоящей главе была предпринята попытка в общих чертах провести читателя через обсуждение семейной и парной терапии, а также дан краткий обзор научной поддержки для таких подходов. С учетом того, что семейная и парная терапия — совершенно новые отрасли клинических дисциплин (по сравнению с разными видами индивидуальной терапии), многое в этих сферах еще только предстоит сделать. Хотя разновидностей семейной и парной терапии очень много, создается впечатление, что у них немало общего. Большинству семейных и парных тера певтов, несмотря на их теоретические взгляды и подходы к оказанию помощи, следует рассматривать пары и семьи как сложные системы, понимать, что пары и семьи возникают в разнообразных контекстах, которые влияют и на функцию, и на дисфункцию, осознавать роли и значение границ, а также процессы, происходящие в терапевтической среде.
Исследование семейной и парной терапии страдает двумя основными недостатками. Пока что широко обсуждается то, как для пар и семей определяется «успех». Всегда ли бывает позитивным исходом дальнейшее совместное проживание в качестве системы? На ответ влияют многие философские, моральные и религиозные факторы. Кроме того, кажется, что негативное влияние внутрисемейного конфликта способно посоперничать с негативным влиянием развода и распада семьи. Вторая большая трудность, тормозящая исследование семейной и парной терапии, связана с экологической валидностью клинических технологий, которые разрабатываются, реализуются и получают характеристику в академических условиях. Как обсуждалось в главе 6, споры идут вокруг вопроса об изучении работоспособности как альтернативы изучению эффективности. Иначе говоря, насколько полезны в реальном мире результаты, полученные в исследовательских лабораториях? Насколько они применимы в контекстах оказания услуг, в которых оказывается большая часть самих клиницистов? Ярким примером такой разобщенности является парная терапия. Многие клинические технологии, требующие участия большого числа терапевтов и домашних наблюдений, постоянно разрабатываются в научных клиниках и освещаются в научных журналах, но в то же время страховые компании обычно отказываются оплачивать парную терапию в любой форме, тем самым делая привлечение множества терапевтов и вмешательства, опирающиеся на множественные ресурсы, крайне нереалистичными. Несмотря на эти проблемы кажется, что ситуации в семьях и парах, участвующих в терапии, в целом оказываются лучше, чем в семьях, которые нуждаются в таких услугах и не получают их. По мере вызревания этих дисциплин полезность и эффективность семейной и парной терапии будет возрастать.
Рекомендуемая литература и источники
Во многих книгах охвачены сразу семейная и парная терапия. Ниже приводятся некоторые, заслуживающие внимания работы: Case Studies in Couple and Family Therapy: Systemic and Cognitive Perspectives, 1999, под ред. Dattilio; Short Term Coupled Therapy, 1999, под ред. Donovan, и книга, изданная австралийцем и американцем: Clinical Handbook of Maniage and Couples Intervention (Halford & Markman, 1997). В работе с семьями особенно важно понимать и поддерживать связь с влияющими на них институтами и группами; в этом поможет книга Reaching Out in Family Therapy: Home-Based, School and Community Interventions (Body-Franklin & Bry, 2000). При работе с семьями возникают особые профессиональные проблемы; Марш и Мэги обсуждают их в работе Ethkal and Legal Issues in Professional Practices with Families (Marsh & Magee, 1997). Может помочь знакомство с веб-страницей Американской ассоциации супружеской и семейной терапии [www.aamft.org].
ГЛАВА 14